Пятница, 19.04.2024, 17:31                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [45]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [35]

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ХИМИЯ » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Конспект урока химии "Азотсодержащие органические соединения. Белки"
13.09.2013, 09:21

Цели урока:

  1. Актуализировать знания учащихся о природных полимерах на примере белков. Познакомить с составом, строением, свойствами и функциями белков.
  2. Способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, умению сравнивать и анализировать.
  3. Формирование интереса у учащихся к данной теме, коммуникативных качеств.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Лабораторное оборудование и реактивы: Раствор белка, гидроксид натрия, ацетат свинца, сульфат меди, концентрированная азотная кислота, спиртовка, держатель, пробирки.

Ход урока

I. Организационный момент 

II. Сообщение темы и цели урока 

III. Объяснение материала по теме "Азотсодержащие органические соединения. Белки”.

1. Белки. Изучение белка начинаем с высказывания биохимика Ж. Мюльдера "Во всех растениях и животных присутствует некое вещество, которое без сомнения является наиболее важным из всех известных веществ живой природы и без которого жизнь была бы на нашей планете невозможна”.

2. Определение белка учащиеся обсуждают и записывают в тетрадь.

Определение белков. Белки – азотсодержащие высокомолекулярные органические вещества со сложным составом и строением молекул.

Белки наряду с углеводами и жирами являются основной составной частью нашей пищи.

Белок – высшая форма развития органических веществ. С белками связаны все жизненные процессы. Белки входят в состав клеток и тканей всех живых организмов. Содержание белков в различных клетках может колебаться от 50 до 80%.

3. История белка. Знакомство с первыми исследователями белка (Якопо Бартоломео Беккари , Франсуа Кене , Антуана Франсуа де Фуркруа).

Название белки получили от яичного белка. В древнем Риме яичный белок применялся как лечебное средство. Подлинная история белков начинается, когда появляются первые сведения об их свойствах.

Впервые белок был выделен (в виде клейковины) в 1728 г. итальянцем Я.Б. Беккари из пшеничной муки. Это событие принято считать рождением химии белка. Вскоре обнаружили, что сходные соединения находятся во всех органах не только растений, но и животных. Этот факт очень удивил ученых, привыкших делить вещества на соединения "животного и растительного мира”. Общим свойством новых веществ оказалось то, что при нагревании они выделяли вещества основного характера – аммиак и амины.

1747 год – французский физиолог Ф.Кене впервые применил термин "белковый” к жидкостям живого организма.

1751 год термин белковый вошел в "Энциклопедию” Д.Дидро и Ж.Аламбера.

Антуан Франсуа Фуркруа – основоположник изучения белков. Сообщение учащегося на тему "А.Ф. Фуркруа”.

4. Состав белка учащиеся записывают в тетрадь.

Состав белков. Элементарный состав белка колеблется незначительно (в % на сухую массу): C – 51–53%, O – 21,5–23,5%, N – 16,8–18,4%, H – 6,5–7,3%, S – 0,3–2,5%. Некоторые белки содержат P, Se и др.

5. Строение белка 

Белки – природные полимеры, молекулы которых построены из остатков аминокислот соединенных пептидной связью. В инсулине 51 остаток, в миоглобине 140.

Относительная молекулярная масса белков очень большая, колеблется от 10 тысяч до многих миллионов. Например: инсулин – 6500, белок куриного яйца – 360 000, а одного из белков мышц достигает 150000.

В природе обнаружено свыше 150 аминокислот, но только около 20 аминокислот входит в состав белков.

Учащиеся повторяют определение, название и строение аминокислот. Аминокислотами называют азотсодержащие органические соединения, в молекулах которых содержатся аминогруппы – NН3 и карбоксильные группы – СООН.

Аминокислоты можно рассматривать как производные карбоновых кислот, у которых атом водорода в радикале замещен на аминогруппу.

6. Пептидная теория строения белка. Вопрос учащимсяЧто называется пептидной связью?

Пептидная связь – это связь образующая между остатком – NН – аминогруппы одной молекулы аминокислоты и остатком – СО – карбоксильной группы другой молекулы аминокислоты.

К началу ХIХ века появляются новые работы по химическому изучению белков. Фишер Эмиль Герман в1902году предложил пептидную теорию строения белка, экспериментально доказал, что аминокислоты связываются, образуя соединения, названные им полипептидами. Лауреат Нобелевской премии 1902 года.

Белки включают несколько сотен, а иногда тысяч комбинаций основных аминокислот. Порядок их чередования самый разнообразный. Каждая аминокислота может встречаться в белке несколько раз. Для белка, состоящего из 20 остатков аминокислот теоретически возможно около 2х1018 вариантов (один из вариантов).

Полимер, состоящий из аминокислот (второй вариант).

Цепь, состоящую из большого числа соединенных друг с другом аминокислотных остатков называют полипептидной. В ее состав входят десятки и сотни аминокислотных остатков. У всех белков полипептидный остов одинаков. На один виток спирали приходится 3,6 аминокислотных остатка.

7. Классификация белков. Сообщение учащегося на тему "Несколько классификаций белков”. 

8. Структура белковой молекулы. При изучении состава белков было установлено, что все белки построены по единому принципу и имеют четыре уровня организации. Учащиеся слушают, обсуждают и записывают определение структур белковой молекулы.

Структура белковой молекулы. В первой половине 19 века выяснилось, что белки составляют неотъемлемую часть всех без исключения живых веществ на Земле. Открытие аминокислот, исследование свойств и методов получения пептидов явились ступенькой к установлению структуры белковых молекул. При изучении состава белков было установлено, что все они построены по единому принципу и имеют четыре уровня организации: первичную, вторичную, третичную, а отдельные из них и четвертичную структуры.

Первичная структура белка. Представляет собой линейную цепь аминокислотных остатков, расположенных в определенной последовательности и соединенных между собой пептидными связями. Число аминокислотных звеньев в молекуле может колебаться от нескольких десятков до сотен тысяч. Это отражается на молекулярной массе белков, изменяющейся в широких пределах: от 6500 (инсулин) до 32 миллионов (белок вируса гриппа). Первичная структура белковой молекулы играет чрезвычайно важную роль. Изменение только одной аминокислоты на другую может привести либо к гибели организма, либо к появлению совершенно нового вида.

Повторение механизма образования пептидной связи.

Учащиеся получают задание: Составить уравнение реакции получения дипептида из любых двух аминокислот из предложенного списка (прилагается таблица аминокислот). Проверка выполненного задания.

Данилевский А.Я. – русский биохимик, академик. Один из основоположников отечественной биохимии. Работал в области ферментов и белков. В 1888 г. Данилевский А.Я. предложил теорию строения белковой молекулы (существование в белках пептидных связей). Экспериментально доказал, что под действием сока поджелудочной железы белки подвергаются гидролизу. Изучал белки мышц (миозин), обнаружил антипепсин и антитрипсин.

Вторичная структура белка – скрученная в спираль полипептидная цепь. Она удерживается в пространстве за счет образования многочисленных водородных связей между группами – СО – и – NH –, расположенных на соседних витках спирали. Существует два класса таких структур – спиралевидные и складчатые. Все они стабилизируются за счет водородных связей. Полипептидная цепь может быть закручена в спираль, на каждом витке которой располагается 3,6 звена аминокислот с обращенными наружу радикалами. Отдельные витки скреплены между собой водородными связями между группами различных участков цепи. Такая структура белка называется – спираль и наблюдается, к примеру, у кератина (шерсть, волосы, рога, ногти). Если боковые группы аминокислотных остатков не очень велики (глицин, аланин, серин), две полипептидные цепи могут быть расположены параллельно и скрепляться между собой водородными связями. При этом полоса получается не плоской, а складчатой. Это – структура белка, характерная, например, для фиброина шелка.

В 1953 г. Л. Полинг разработал модель вторичной структуры белка. В 1954 году ему была присуждена Нобелевская премия по химии. В 1962 году – Нобелевская премия мира.

Третичная структура – это способ расположения спирали или структуры в пространстве. Это реальная трехмерная конфигурация закрученной в пространстве спирали полипептидной цепи (т. е. спираль, скрученная в спираль).

Третичная структура поддерживается связями, возникающими между функциональными группами радикалов – дисульфидные мостики (–S–S–) между атомами серы (между двумя остатками цистеина различных участков цепи), – сложноэфирные мостики между карбоксильной группой (–COOH) и гидроксильной группой (–OH), – солевые мостики между карбоксильной группой (–COOH) и аминогруппой (–NH2). По форме белковой молекулы, которая определяется третичной структурой, выделяют глобулярные белки (миоглобин) и фибриллярные (кератин волоса), которые выполняют в организме структурную функцию.

Четвертичная структура – форма взаимодействия между несколькими полипептидными цепями. Между собой полипептидные цепи соединяются водородными, ионными, гидрофобными и др. связями. Сообщение учащегося по теме "Четвертичная структура белковой молекулы”. 

9. Химические свойства белков. Из химических свойств рассматриваем следующие свойства: денатурацию, гидролиз и цветные реакции на белок.

Свойства белков многообразны: некоторые белки – твердые вещества, нерастворимые в воде и солевых растворах; большинство белков – жидкие или студнеобразные, растворимые в воде вещества (например, альбумин – белок куриного яйца). Протоплазма клеток состоит из коллоидного белка.

Денатурация белков – разрушение вторичной, третичной и четвертичной структур белковой молекулы под действием внешних факторов. Обратимая денатурация возможна в растворах солей аммония, калия и натрия. Под действием солей тяжелых металлов происходит необратимая денатурация. Поэтому для организма крайне вредны пары тяжелых металлов и их солей. Для дезинфекции, консервирования и пр. используют формалин, фенол, этиловый спирт действие которых также приводят к необратимой денатурации. Белок при денатурации утрачивает ряд важнейших функций живой структуры: ферментативные, каталитические, защитные и др.

10. Денатурация белков. Денатурация белков – разрушение вторичной, третичной и четвертичной структур белковой молекулы под действием внешних факторов. (Учащиеся записывают определение в тетрадь)

Денатурация белков. Факторы вызывающие денатурацию: температура, механическое воздействие, действие химических веществ и др.

11. Виртуальная лабораторная работа. Просмотр видео фильма и обсуждение.

Опыт №1. Обратимая денатурация белка. К раствору белка добавляют насыщенный раствор сульфата аммония. Раствор мутнеет. Произошла денатурация белка. В пробирке осадок белка. Этот осадок можно опять растворить если несколько капель мутного раствора добавить в воду и раствор помешать. Осадок растворяется.

Опыт №2. Необратимая денатурация белка. Нальем в пробирку белок и нагреем его до кипения. Прозрачный раствор мутнеет. Происходит выпадение в осадок свернувшегося белка. При воздействии на белки высокой температуры происходит необратимое свертывание белка.

Опыт №3. Необратимая денатурация белка под действием кислот. В пробирку с азотной кислотой добавить осторожно раствор белка. На границе двух растворов появилось кольцо свернувшегося белка. При встряхивании пробирки количество свернувшегося белка увеличилось. Происходит необратимое свертывание белка.

12. Цветные реакции белков. Демонстрация опытов:

  1. Биуретовая реакция.
  2. Ксантопротеиновая реакция.
  3. Качественное определение серы в белках.

1) Биуретовая реакция. При действии на белки свежеполученного осадка гидроксида меди в щелочной среде возникает фиолетовое окрашивание. Из цветных реакций на белки наиболее характерна биуретовая т. к. пептидные связи белков дают комплексное соединение с ионами меди (II).

2) Ксантопротеиновая реакция (взаимодействие ароматических циклов радикалов с концентрированной азотной кислотой). При действии на белки концентрированной азотной кислотой образуется белый осадок, который при нагревании желтеет, а при добавлении раствора аммиака становится оранжевым.

3) Качественное определение серы в белках. Если к раствору белков прилить ацетат свинца, а затем гидроксида натрия и нагреть, то выпадает черный осадок, что указывает на содержание серы.

13. Гидролиз белков. Виды гидролиза белка учащиеся анализируют и записывают в тетрадь.

Гидролиз белков одно из важнейших свойств белков. Происходит в присутствии кислот, оснований или ферментов. Для полного кислотного гидролиза нужно кипятить белок соляной кислотой в течение 12-70 часов. В организме полный гидролиз белков происходит в очень мягких условиях под действием протолитических ферментов. Важно обратить внимание учащихся на то, что конечным продуктом гидролиза белков являются аминокислоты.

Виды гидролиза белка. Каждый вид организмов, каждый орган и ткань содержат свои характерные белки, и при усвоении белков пищи организм расщепляет их до отдельных аминокислот, из которых организм создает собственные белки. Расщепление белков осуществляется в пищеварительных органах человека и животных (желудке и тонком кишечнике) под действием пищеварительных ферментов: пепсина (в кислой среде желудка) и трипсина, хемотрипсина, дипептидазы (в слабощелочной – pH 7,8 среде кишечника). Гидролиз – основа процесса пищеварения. В организм человека ежедневно должно поступать с пищей 6080 г белка. В желудке под действием ферментов и соляной кислоты белковые молекулы распадаются на "кирпичики” аминокислоты. Попадая в кровь, они разносятся по всем клеткам организма, где участвуют в строительстве собственных белковых молекул, свойственных только данному виду.

14. Исследования в области изучения белков в 19 веке (Слайд 39–42).Открытия ученых – химиков Ф. Сэнгера, М.Ф.Перуц и Д.К. Кендырю.

Учеными полностью определена структура некоторых белков: гормона инсулина, антибиотика грамицидина, миоглобина, гемоглобина и т. д.

В 1962 г. М.Ф. Перуц и Д.К. Кендырю были удостоены Нобелевской премии за исследования в области изучения белков.

Молекула гемоглобина (Mr = (C738H1166O208S2Fe) = 68000) построена из четырех полипептидных цепей (Mr = 17000 каждая). При соединении с кислородом молекула изменяет свою четвертичную структуру, захватывая кислород.

 В 1954 г. Ф. Сэнгер расшифровал аминокислотную последовательность в инсулине (через 10 лет он был синтезирован). Ф. Сенгер – английский биохимик. С 1945 года он приступил к изучению природного белка инсулина. Этот гормон поджелудочной железы регулирует в организме содержание глюкозы в крови. Нарушение синтеза инсулина приводит к сбою углеводного обмена и тяжелому заболеванию – сахарному диабету. Воспользовавшись всеми доступными ему методами и проявив огромное искусство, Ф. Сенгер расшифровал строение инсулина. Оказалось, что он состоит из двух полипептидных цепей длиной 21 и 30 остатков аминокислот, соединенных между собой в двух местах дисульфидными мостиками цистеиновых фрагментов. Работа потребовала долгих девяти лет. В 1958 г. ученому была присуждена Нобелевская премия "за работы по структуре протеинов, особенно инсулина”. На основе открытия Ф. Сенгера в 1963 г был завершен первый синтез инсулина из отдельных аминокислот. Это был триумф синтетической органической химии.

15. Функции белков. Проводится самостоятельная работа учащихся с учебником Ю.И. Полянского. Общая биология стр.43-46. Задание для учащихся: записать в тетрадь функции белков.

Проверка и закрепление выполненного задания.

16. Белки как компонент пищи животных и человека. Пищевая ценность белков определяется содержанием в них незаменимых аминокислот.

При полном расщеплении 1 грамма белка освобождается 17,6 кДж энергии.

Сообщение учащегося на тему: "Белки – источник незаменимых аминокислот в организме” 

 Белки – важнейшие компоненты пищи животных и человека. Пищевая ценность белков определяется содержанием в них незаменимых аминокислот, которые в самом организме не образуются (они поступают с пищей). Сообщение учащегося на тему: "Значение аминокислот” 

Менее ценны растительные белки. Они беднее лизином, метионином, триптофаном, труднее перевариваются в желудочно-кишечном тракте.

В процессе пищеварения белки расщепляются до свободных аминокислот, которые после всасывания в кишечнике поступают в кровь и разносятся ко всем клеткам.

Полноценные и неполноценные белки. Полноценные белки – это те, в состав которых входят все незаменимые аминокислоты. Неполноценные белки содержат не все незаменимые аминокислоты.). Сообщение учащегося на тему – "Энергетическая ценность некоторых продуктов”.

17. Значение белков

Белки – обязательная составная часть всех живых клеток, играют исключительно важную роль в живой природе, являются главным, наиболее ценным и незаменимым компонентом питания. Белки являются основой структурных элементов и тканей, поддерживают обмен веществ и энергии, участвуют в процессах роста и размножения, обеспечивают механизмы движений, развитие иммунных реакций, необходимы для функционирования всех органов и систем организма.

 Завершаем изучение темы определением жизни Ф. Энгельса "Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка”.

IV. Разбор домашнего задания: Химия. Г.Е.Рудзитис, стр. 158–162 изучить материал.

V. Подведение итогов урока.

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: поурочные планы уроков химии, опыты по химии, открытый урок химии, химия в школе, урок химии, конспект урока химии, учителю химии
Просмотров: 4489 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru