30. Геометрические тела
Вспомните, что первые ощущения объема мы получаем,
когда берем в руки и ощупываем предметы или занимаемся лепкой, создавая
трехмерный объем.
Вы знаете, что внешний вид предмета и очертания,
характеризующие его форму, зависят от длины, ширины и высоты, то есть
именно эти измерения делают его объемным.
Что же такое форма объекта? Давайте рассмотрим это на
примере изображения кошки. Даже издали мы узнаем сидящую кошку, только
по ее силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а
туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также
найти подобие геометрическим фигурам.
Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.
В рисунке форма предметов передается линиями и
светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение –
конструкцию.
31. Кошки
В фигуре, нарисованной одними прямыми линиями (по Эттниву), мы тем не менее без труда узнаем кошку.
Начинающие художники часто изображают только видимые
части предмета, обращенные к ним, не представляя себе внутренней его
конструкции. Рисунок поэтому становится вялым, плоским, неубедительным.
Чтобы избежать этой ошибки, необходимо вначале
научиться строить на плоскости внутреннюю конструкцию объемных предметов
с помощью осей, диагоналей и нахождения узловых точек.
Рассмотрев рисунки на этом развороте, можно
представить себе с помощью логики и воображения, как плоская фигура
превращается в объемное тело.
32. Оси, квадрат и диагонали
Чтобы грамотно и выразительно построить форму
предмета, необходимо использовать узловые точки и линии, которые можно
выделить в натуре и в графическом изображении.
а. Превращение квадрата в сетку с помощью осей
б. Квадрат имеет девять узловых точек, образованных пересечением осей и диахюналей
в. Бесконечное деление квадрата диагоналями дает множество вариантов для расположения декора на плоскости
а. Древний Египет. Нанесение квадратной сетки помогает более точно передать пропорции фигур
б. С помощью такой сетки можно увеличить или уменьшить изображение
в. Геометрический орнамент в народной вышивке
Затем, приступая к рисованию предмета с натуры,
необходимо постепенно приучить себя представлять внутреннюю конструкцию
предмета, сделав его внешнюю часть как бы прозрачной.
Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.
Для передачи в рисунке объемной формы необходимо
представить ее внутреннее строение, иначе говоря, нужно разобраться в
конструкции предмета.
35. Кубы
Конструкция куба содержит восемь узловых точек – вершин углов.
36. Кубик Рубика
37. Торт с отрезанным куском
Полезно для правильного восприятия объемной формы
прочувствовать разницу между плоскостями и объемами, потренироваться
передавать в рисунке одни и те же формы пустыми и наполненными.
38. Формы: а – пустые, б – наполненные
Система подобных упражнений на превращение плоскости в
объем, анализ внутренней конструкции предмета, представление внешних
очертаний предметов прозрачными, изображение пустых и наполненных форм
помогут более уверенно рисовать не только с натуры, но и по
представлению. |