Надо представить себе, что в натуре параллельные
линии не пересекаются, как бы далеко они не уходили от нас: между ними
остается пространство, кажущееся тем меньшим, чем дальше уходят от нас
линии, и пересекающимися мы увидим их только тогда, когда они удалятся
от нас на бесконечно большое расстояние.
Это явление можно наблюдать в натуре, например,
рассмотреть, как сокращается расстояние между линиями конструкции моста
(ил. 131).
Столбы по сторонам дороги рисуют, проводя к точке
схода на горизонте линии, соединяющие нижние и верхние концы столбов
(ил. 132).
131. Мостик в перспективе
132. Перспектива улицы
133. Таблица из учебника А. Сапожникова
Затем основание первого столба соединяют прямой
линией с серединой второго столба, проводя линию до пересечения с
линией, идущей от верхних концов столбов в перспективу.
По такому же принципу мы можем расставить на горизонтальной плоскости человеческие фигуры на разных от зрителя расстояниях.
В таблице (ил. 133) показано, как, используя законы
перспективного сокращения предметов, найти верный размер фигуры
человека, находящегося в глубине картины.
Приведены три примера: определение размера фигуры человека стоящего, находящегося на возвышении и лежащего.
При определении величины стоящей фигуры от головы и
ног в точку схода проводят линии, между которыми помещается фигура в
избранном плане.
Во втором случае делается то же самое, только найденный размер переносится на возвышение.
Подобным образом поступают и при изображении лежащей
фигуры. Найденный в перспективном сокращении размер переносится в нужное
место на картине.
134. Последовательность изображения дома в перспективе
Нетрудно доказать, что линии построения здания, от
нас удаляющиеся,- горизонтальные параллельные, при продолжении
пересекутся на линии горизонта.
135. Городской пейзаж
136. Схема городского пейзажа
137. Схема расположения дома при различном выборе уровня линии горизонта
В композиционном решении рисунка важным фактором
является выбор уровня линии горизонта. Один объект требует изображения
при низком горизонте (при таком уровне горизонта подчеркивается
величественность изображаемого объекта). В другом случае изображаемый
сюжет целесообразно показывать с высокой точки (в этом случае композиция
обретает определенную панорамность). Об этом также говорится в 3-й
части учебника «Основы композиции».
Если мы хотим нарисовать дом с двускатной крышей,
видимый с угла и с высоты человеческого роста, мы должны вспомнить, что
горизонт пересечет стены дома на высоте глаз человека, стоящего перед
домом, и что горизонтальные линии одной стены будут иметь точку схода
справа, а линии другой стены – слева от рисующего (ил. 137а).
Если же сам дом будет стоять на горе, а мы будем смотреть на него снизу, он нам представится так, как на ил. 1376.
С горы, которая выше дома, мы увидим и нарисуем его
так, как на ил. 137в, при этом сам дом будет расположен ниже линии
горизонта.
Создать иллюзию пространства на плоскости листа можно не только в тоновом, но и в линейном рисунке (ил. 138).
а. Обычная линейная перспектива пространства земли передается с помощью ослабления нажима, утончения начертаний линий
б. Горизонтальные черточки различного нажима передают цвето- воздушное пространство
в. Пространство поля создается с помощью вертикальных штрихов и линий, теряющих свою толщину по мере удаления
138. А. ЛАПТЕВ. |