Выполняя рисунок, художник должен научиться
передавать фактуру таких материалов, как стекло, дерево, камень, вода,
ткань, кожа, листва, трава, облака и др. Если вы рисуете каменную стену,
она должна выглядеть тяжелой и прочной, листва должна трепетать, вода
выглядеть влажной, зеркальной, облака мягкими и легкими.
Четких правил передачи фактуры нет. Путь к успеху
проходит через экспериментирование с техникой и материалами рисунка,
через изучение и наблюдение натуры.
Многие художники наряду с линейной и штриховой разработками рисунка используют специальные удары кистью и заливки тоном.
180. Варианты передачи фактуры кистью
181. Н. В. КУЗЬМИН. Пейзаж на Истре
Вот несколько советов.
Если предмет шероховатый, например камень, попробуйте
рисовать на грубой бумаге мягкими карандашами, зная их способность
выявлять неровности бумаги и давать зернистый тон.
Если изображаемая поверхность гладкая и похожа на
стекло, возьмите бумагу более гладкую и твердые карандаши и рисуйте
длинными штрихами.
А чтобы передать пушистую шерстку котенка, лучше
взять мягкий материал (уголь, пастель, сангину и т. п.) и поработать на
шероховатой бумаге короткими штрихами.
Очень часто рука художника распоряжается штрихами
свободно и разнообразно, ощущение передачи фактуры и формы подсказывает
ему необходимые средства.
182. Варианты передачи фактуры с помощью различных штрихов
Наибольшая выразительность достигается тогда, когда в рисунке возникает необходимый ритм штрихов. |