Организация урока. Парты расставлены по две, вокруг стулья. В центре
стола стоят сложенные альбомные листы, на которых написано «Эксперты портретной
живописи», «Эксперты пейзажной живописи», «Эксперты сюжетно-тематических картин»
и т.д. Дети садятся за столик в зависимости от того, о каком жанре живописи они
будут рассказывать.
Тема, эпиграф, цели и проблема урока записаны на доске. Так же на доске
нарисовано дерево с ветками без листьев, вместо листьев магнитики. В конце урока
дети прикрепят туда кленовые листики с ответами на вопрос проблемы урока.
На партах разложены кленовые листочки из цветной бумаги и заготовки для
тестовой и проверочной работ.
Тестовая работа.
Портрет |
Пейзаж |
Натюрморт |
Бытовой жанр |
Батальный жанр |
Исторический жанр |
Мифологический жанр |
|
|
Проверочная работа.
1. __________ жанр связан с изображением животных. 2.
__________ жанр, в котором основным предметом изображения является природа.
3.
__________ жанр показывает неодушевленные, предметы, организованные в реальной
бытовой среде в единую группу. 4.
__________ жанр посвящен военной тематике, изображению битв и других эпизодов
войны. 5.
__________ жанр посвящен изображению конкретных исторических событий
общественной жизни прошлого и современности. 6.
__________ это жанр, в котором нашли свое отражение события и сцены повседневной
жизни. 7.
__________ жанр черпает сюжеты из мифов различных народов, свободно трактуя
легендарные сюжеты.
Эпиграф:
Творчество – это деятельность по законам красоты.
М. Вачьянс.
Проблема урока. Почему творчество мастеров жанровой живописи
представляет интерес не только для времени создания картин, а является
художественным достоянием последующих поколений?
На протяжении урока фоном звучит музыка композиторов 19 века.
Цель урока:
- Сегодня мы будем обобщать и систематизировать знания по жанровой
живописи.
- Учиться воспринимать художественные достоинства произведений искусства.
- Развивать умение вести диалог с произведениями искусства.
- Воспитывать эстетический вкус.
Ход урока
Учитель: А для чего нам с вами это нужно? (Пауза и если позволяет
время, можно прослушать несколько ответов.)
Ответить на этот вопрос я хочу словами Владимира Фирсова:
Чтоб с днем грядущим быть на высоте,
Преодолев веков и свет и тьму,
Цените, люди,
Тягу к красоте
Не менее, чем красоту саму.
Что красота!
Пребудет и пройдет,
По сути дела – разная везде,
А тяга к красоте не подведет,
Извечная, как тяга к высоте.
И сегодня на уроке мы с вами прикоснемся к прекрасному.
Нам нужно не только обобщить и систематизировать полученные знания по
жанровой живописи, но и с помощью самоконтроля проверить их.
Задание №1. Перед вами лежат листочки, в которые вписаны определения жанров,
названия жанров не вписаны. Ваша задача правильно вписать название жанра в
листочек, а потом сверить результаты с текстом на экране. Будьте внимательны,
все ваши работы будут оценены. Вы готовы?
Учитель: На слайде мы видим изображение лошади из пещеры Ляско. Об этом
произведении искусства времен палеолита нам расскажет Юля.
Слайд №2
Ученик: Мы видим изображение лошади с маленькой головой и огромным отвисшим
брюхом. Акцент делается на массивной средней части фигуры – «чревоутробе». Это
особое свойство изобразительного искусства палеолита.
Учитель: Сверьтесь с доской. А теперь запишите в своих
листочках жанр следующего определения. Кто готов?
Что является особенно важным в работе художника-портретиста?
Посмотрите на слайд и сверьтесь.
Слайд №3
Перед нами работа замечательного художника Федора Рокотова. О портрете
Александры Петровны Струйской нам расскажет Максим.
Ученик: Рокотова привлекает в Струйской идеал человеческого достоинства и
красоты. Эмоциональное воздействие ее портрета зависит от потока неяркого сета,
не охватывающего модель в целом, а лишь вызывающего из темноты освещенную
сторону лица и шеи. Она как бы выступает из мерцающего сумрака, черты лица
слегка размыты, словно окутаны дымкой. «Туманные» переливы живописи художника
созвучны внутренним движением «тайны души», скрытой за любезной улыбкой, но
видимой в глубине взгляда. Пленительную трепетность образу Струйской придает,
прежде всего, мастерство Рокотова: легкий мазок, незаметные переходы от одного
цвета к другому, изысканная колористическая гамма.
Литературный портрет нам представит Саша.
Ученик:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутавшись в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной важности припадок.
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Николай Заболоцкий.
Учитель: О портрете Д. Левицкого «Екатерина 11 – законодательница в храме
богини Правосудия» (1783) расскажет Андрей.
Ученик: Стройной и моложавой изобразил Левицкий Екатерину 11,стремясь
представить ее, как просвещенную и мудрую законодательницу. Это необычайно
театрализованное, яркое полотно- пример парадного изображения с символикой и
аллегориями, призванными обозначить величие императрицы и ее гражданские
добродетели. Художник выполнил классический портрет самодержицы с истинно
царственной торжественностью. В нем в аллегорической форме выражено
представление русских просветителей об идеальном монархе. Екатерина изображена
возжигающей фимиам на фоне колонн и ярких драпировок, придающих портрету особую
парадность. Бледно-желтые переливы атласа, горностаева мантия за правым плечом
создают величественный эффект.
Слайд №4
Учитель: С литературным портретом нас познакомит Аня.
Сошла с облаков жена,
Сошла и жрицей очутилась
Или предо мной
Одежда белая струилась
По ней серебряной волной
Простертой на алтарь рукой,
На жертвенном она жару
Сжигала маки благовонно.
Служила вечно божеству.
Державин.
Учитель: Обратите внимание на портрет Марии Ивановны Лопухиной кисти
Владимира Боровиковского. О нем нам расскажет Вика.
Слайд №5
Ученик: В портрете изысканно-изящной Лопухиной находят яркое выражение черты
сентиментализма. Художник разработал новый тип портрета: он изображает свою
героиню в расслабленной позе, с ее естественными чувствами, погруженной в нежную
задумчивость на фоне окутанного дымкой паркового пейзажа. В элегантном наряде,
грациозная Лопухина представлена художником как идеал чистой поэтической
личности, обладающей возвышенной душой. Портеты Боровиковского всегда узнаваемы
по его особой манере письме: по мягким переливам тонов, по перламутровости и
«фарфоровости» живописной поверхности, соединенных с четким рисунком и
классической строгостью линий.
Учитель: Литературный портрет мы услышим от Алины.
Ученик:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать,прощать,молчать.
Учитель: Так писал об этом замечательном портрете поэт 19в. Я.Полонский.
На этом портрете Марии Ивановне Лопухиной 18 лет, в 24 года она ушла из жизни...
А теперь мы с вами дадим определение следующему жанру. Кто ответит на вопрос?
Сверьтесь с доской.
Слайд №6
Перед нами картина выдающегося художника Архипа Куинджи – «Березовая роща». О
ней нам расскажет Витя.
Ученик: Березы всегда считались символом России и часто становились темой
живописных произведений. Картина Куинджи поражает своей яркостью, радостным
ощущением единения с природой, тщательно продуманной композицией. Художник
создает вневременный идеальный образ. Все здесь и реально и условно. Он находит
эффектные цветовые сочетания и, используя чистые, яркие краски, создает
удивительную цветовую гармонию. Все изображение пронизывает целая гамма оттенков
зеленого цвета-и небо, и ручей, и березовые стволы, не говоря уже о листве и
траве. Мастер достигает редкого по силе эффекта, погрузив передний план в тень,
еще больше подчеркивая солнечную насыщенность центральной части холста. Куинджи
обогатил живопись революционными техническими приемами.
Учитель: С литературным портретом нас познакомит Аня.
Ни шороха,ни звука.Тишина.
Осенней паутины поволока
И неба голубая вышина
И просека зовущая далеко.
Грибная прель, знакомая давно.
Березы в запоздалой позолоте.
Озерных далей синее окно.
Скучающая цапля на болоте.
Учитель: А какие поджанры пейзажа вы знаете?
Ученики: Сельский, городской, архитектурный, индустриальный, особый поджанр
– марина.
Учитель:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода.
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Слайд №7
Перед нами картина Исаака Левитана «Золотая Осень» 1895г. О ней нам расскажет
Люда.
Ученик: Одно из известнейших произведений Левитана – создателя русского
«пейзажа настроения» – Золотая осень полна чувства радости, выражаемого в
брызжущих с холста ярких красках. Через голубизну неба, золото листвы, зелень
пожухлой травы он передает в картине какое-то особое торжественное патетическое
настроение. Самый обычный среднерусский пейзаж художник превращает в
замечательный поэтический образ, открывая перед зрителями сокровенную тайну
красоты русской природы, утопающей в золотых красках осени. Картина звучит как
гимн русской природе, потому что этот вид, эта многокрасочность, эта яркость и
праздничность дает возможность почувствовать вечное и незыблемое-красоту мира,
очаровывающую и просветляющую человека.
Слайд № 8
Учитель: О картине Николая Чернышева «Утро на Неве» нам расскажет Рима.
Мотив ясного и свежего утра, воплощенный в пейзаже, чрезвычайно
соответствовал творческой индивидуальности художника, которому близка гармония и
благородная красота мира. Чернышев изображает приметы классического Петербурга –
одного из знаменитых египетских сфинксов, установленных на набережной у Академии
художеств, мощный силуэт Исаакиевского собора.
Плавно движение пароходика по реке, чист и сдержан облик великого города.
Колорит, сочетающий голубоватые и желтоватые тона, передает прохладу раннего
северного утра.
Учитель: Литературный портрет нам представит Ольга.
Вспыхнуло утро в туманах блуждающих
Трепетно, робко сказалось едва...
Точно как сеткою блесток играющих
Мало-помалу покрылась Нева!
Кой-где блеснут! В полутень облаченные.
Высятся зданья над сонной водой,
Словно на лики свои обраненные
Молча глядятся, любуясь собой.
А теперь обратите свое внимание на замечательную картину Ивана Айвазовского
«Среди волн».
Слайд № 9
Ученик: До последних дней жизни художник не утратил молодости души,
охваченной творческим горением. В глубокой старости он написал одну из самых
вдохновенных своих картин «Среди волн», и ее можно рассматривать как синтез
всего его творчества. Художник изобразил лишь бушующую стихию. Он отошел здесь
от обычных в своих картинах аксессуаров в виде обломков мачт или тонущих
кораблей, затерявшихся в безбрежном морском просторе. Он, зная много способов
драматизировать сюжет картины, не прибег здесь ни к одному из них. Только море и
небо, бушующие волны и быстро мчащиеся тучи изображены на этом полотне. Зритель
видит здесь свободное проявление стихийных сил природы.
Литературный портрет.
Ученик:
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движенье, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою-
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...
Иван Федорович Тютчев 1865г.
Учитель: Переходим к следующему жанру. Запишите название
жанра в листочке. Кто готов ответить?
Учитель:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу-
Знай, что это... натюрморт.
Учитель: Сверьтесь с доской.
Слайд №11
Послушайте описание картины Юлия Юльевича Клевера «Сирень и клубника».
Ученик: На картине мы видим клубнику и сирень, только что поставленные на
стол. На первом плане расположена полная тарелка клубники, она небрежно стоит на
ветках сирени, из-за чего часть ягод высыпалась на стол. Ягоды ярко-красные,
переспевшие, все говорит о том, что за окном стоит жаркая, солнечная погода.
По-видимому конец мая, на это указывает и букет сирени. Перезревшие цветы
осыпаются с утомленных, обессиленных зноем веток.
Литературный портрет.
Ученик:
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст. Как струпья, положил.
Он понял масла густоту-
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.
Учитель: О художественных достоинствах натюрморта Игоря Грабаря «Неприбранный
стол» нам расскажет Женя.
Слайд №11
Ученик: Среди окружающей зелени сада на квадратном столе,
покрытом голубой скатерью, царит беспорядок. Завтрак окончен, сдвинуты на угол вазочки с
вареньем, вилки и ложки, стаканы. Каждая деталь «мертвой природы» тем не менее
значима для живописца. Контрастами голубых красных, серых и желтых тонов,
объединенных синим цветом, выявляются блеск посуды, шероховатость скатерти,
матовость спелых фруктов, нежность цветков цинерарий. Яркая зелень фона
воспринимается как декоративный узор и повышает мажорное звучание полотна
Учитель: Записываем следующий жанр. Кто ответит на вопрос?
Сверьтесь со слайдом.
Слайд №12
А сейчас Алексей нам опишет полотно Александра Дейнека «Оборона Севастополя»
1942г.
Ученик: Картина написана в разгар Великой Отечественной войны
(1941-1945), передает самоотверженность и волю к победе защитников отечества.
Художнику удалось отразить в полноте героический момент в битве за родной город.
Он выделяет два плана. Главный герой, воплощающий всю силу народного гнева,
изображен на переднем плане. Художник смело использует геометрические линии, тем
самым усиливая драматический эффект происходящего действия. В картине доминируют
два тона черный и белый, которые символизируют противостояние жизни и смерти,
добра и зла. Александра Дейнеку по праву можно назвать одним из самых ярких и
самобытных мастеров советского периода.
Послушайте литературный портрет.
Ученик:
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди и гибни безупречно,
Умрешь не даром:
Дело прочно,
Когда под ним струиться кровь.
Некрасов Н.А.
Учитель: Определяем следующий жанр. Кто ответит на вопрос?
Сверяемся со слайдом.
Слайд №13
Учитель: Обратите внимание на картину выдающегося художника Карла Брюллова
«Последний день Помпеи».
Слайд №14
Ученик: Одна из вечных тем в искусстве «человек и стихия природы»
блистательно разработана в картине Брюллова. Невероятный пример полотна,
исключительное композиционное решение со множеством фигур, мастерская передача
движения толпы. Где каждый является участником драмы. Переживаемой им со всей
силой чувств, совершенство рисунка, небывалая яркость колорита, передача
двойного освещения- от пламени вулкана и от вспышки молнии, резкие контрасты
света и тени- несомненные достоинства картины. Брюллов приблизил историческую
живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом: все детали,
архитектура, одежда, национальный облик героев- все тщательно выверено: Он
показал героев как воплощение физической и нравственной красоты, что было
характерно для искусства романтизма.
Учитель: Литературный портрет нам представит Олег.
Ученик:
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом.
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
Учитель: Запишите следующий жанр. Кто готов ответить?
Сверьтесь с доской.
Слайд №15
Перед вами работа кисти Павла Федотова «Сватовство майора».
Ученик: Перед нами великолепно поставленная мизансцена. Всем известный обычай
приобретает в картине Федотова обобщающее значение, поднимая жанровую живопись
до уровня искусства большой социальной значимости. Он не просто высмеивает
корысть майора, жеманство невесты и грубость матери, а делает объектом критики
мораль людей разных слоев общества. У Федотова жанр обретает развернутую сюжетность.
Художник тесно связывает все фигуры между собой, повествуя о жизни,
нравах и обычаях купеческой семьи, талантливо характеризует герое через их
жесты.
Картина вызывает улыбку и заставляет восхищаться тонким юмором и изяществом,
с которым мораль преподносится художником.
Учитель: Литературный портрет представит Валерия.
Ученик: «Поправка обстоятельств»
А извольте посмотреть,
Как наша невеста
Не найдет сдуру места:
«Мужчина! Чужой!
Ой. Срам-то какой!
Никогда с ним я не бывала;
Коль придут бывало-
Мать тотчас на ушко:
«Тебе, девушке, здесь не престало!»
Век в светелке своей я высокой
Прожила, проспала одинокой;
Кружева лишь плела к полотенцам!
И все в доме чтут меня младенцем!
Гость замолвил, чай, речь...
Ай-ай-ай, стыд какой!...
Это стихотворение Федотов сочинил сам и исполнял перед зрителями картины.
Учитель: Смотрим в листочки, о каком жанре идет речь?
Проверьте себя.
Слайд №16
Перед вами работа известного художника Михаила Врубеля «Демон сидящий» 1890г.
Слайд № 17
Ученик: В демоне сидящем искусительно-прекрасный герой изображен в
меланхолическом оцепенении среди самоцветно мерцающих скал. Сидящий демон
действительно молод, и его печаль незлобна, им владеет только тоска по живому
миру, полному цветения и тепла, от которого он отторгнут. Цветы, которые его
окружают, холодные, каменные цветы: художник подсмотрел их формы и краски в
изломах горных пород с их причудливыми вкраплениями и прожилками.
Передано то странное состояние души, когда охватывает чувство бесконечного
одиночества и кажется, что от всего окружающего ты отгорожен непроницаемой
стеклянной стеной.
Окаменевший пейзаж в «Демоне сидящем» – каменные цветы, каменные облака –
символизируют это чувство отторгнутости, чуждости. Но нет ни вызова, не
ненависти – только глубокая, глубокая печаль.
Литературный портрет нам представит Валерия.
Ученик:
Печальный Демон, дух изгнанья,
Блуждал под сводом голубым,
И лучших дней воспоминанья
Чередой теснились перед ним;
Тех дней, когда он не был злым
Когда глядел на славу бога
Не отвращаясь от него,
Когда заботы и тревога
Чуждалися ума его,
Как дня боится мрак могилы,
И много, много... и всего
Представить не имел он силы.
М.Ю. Лермонтов.
Учитель: А теперь давайте перечислим все жанры. Кто готов? Поднимите руки те, у кого
нет ошибок. У кого одна ошибка? Две?
Задание №2. А сейчас, для того, чтобы систематизировать наши знания о жанровой
живописи, мы выполним следующую работу. Перед вами слайды с репродукциями
картин, каждый слайд имеет свой номер. У вас на партах лежат заготовки с
названием жанров, вставьте номера слайдов, систематизировав их по жанрам
живописи.
А теперь взаимопроверка. Поменяйтесь работами и сверьтесь с доской, если
номер записан не правильно, то зачеркните, если не дописан, то запишите и
обведите в кружочек. Будьте внимательны.
Поменяйтесь работами и сверьтесь с доской.
Ответы к тестовой работе.
Портрет... |
|
20, 34. |
Пейзаж... |
|
22, 25, 27, 29, 30, 31. |
Натюрморт... |
|
24, 28, 33. |
Исторический жанр... |
|
32. |
Батальный жанр... |
|
26. |
Бытовой жанр... |
|
21. |
Мифологический жанр... |
|
23. |
Учитель: Поставьте отметки.
- 1-3 ошибки – «4»,
- 4-6 ошибки – «3»,
- более 3 – «3»,
- более 5 – «2».
Сдайте работы.
Давайте вернемся к проблеме урока: Почему творчество мастеров жанровой
живописи представляет интерес не только для времени написания картин, а является
художественным достоянием последующих поколений? Чтобы натолкнуть вас на мысль,
я хочу прочитать вам стихотворение Михаила Дудина.
Слова славы мастеру...
Прекрасен мир. История стара.
И на глазах истории веками
Не знающими устали руками
Все в мире создавали мастера.
Сказать спасибо мастеру пора.
Он мыслью не витал за облаками,
И шел за мыслью, клал на камень камень
И строил мир, надежный, как гора.
Он был весьма искусен и селен,
И опытом предчувствия умен,
И чувством совершенства наделен,
И красотой гармонии отмечен. Он нужен всем. Он общечеловечен
Для всех эпох, формаций и времен.
Задание №3. Запишите свои ответы на кленовых листиках.
Выберите лучший ответ из группы и озвучьте его.
Учитель: Кто еще хочет ответить?
Прикрепите магнитами свои листики на дерево мудрости.
Закончить наш урок я хочу стихотворением Николая Майорова, которое нам
подготовил Владимир.
Творчество.
Есть жажда творчества,
Уменье созидать,
На камень камень класть,
Вести леса строений.
Не спать ночей, по суткам голодать,
Вставать до звезд и падать на колени.
Остаться нищим и глухим на век,
Идти с собой, с своей эпохой вровень
И воду пить из тех целебных рек,
К которым прикоснулся сам Бетховен.
Брать в руки гипс, склоняться на подрамник,
Весь мир вместить в дыхание одно,
Одним мазком весь этот лес и камни
Живыми положить на полотно. Не дописав, оставить кисти сыну,
Так передать цвета своей земли,
Чтоб век спустя все так же мяли глину
И лучшего придумать не смогли.
Учитель: Вы молодцы и хорошо поработали, сдайте свои работы. Отметки
поставьте в дневники.
Урок подошел к концу, но наши встречи с прекрасным и вечным будут
продолжаться. Всем спасибо. Презентацию скачивайте вверху страницы.
|