Цель:
- Знакомя с изделиями декоративно-прикладного
искусства родного края ввести детей в
гармоничный мир народной Донской культуры, дать
представление о жизни людей в прошлом, погрузить
в истоки современного декоративного искусства и
бытового дизайна.
- Расширить представление обучающихся о
Семикаракорской росписи, обычаях и традициях
Дона.
Задачи:
- Познакомить с Донским народным промыслом, с
предметами, которые постоянно используются в
доме, - посудой (ее формой, декором, силуэтом);
формировать умения создавать узоры, используя
разнообразные приемы работы кистью в
изображении традиционных элементов и орнаментов
Семикаракорской росписи; придумать свои узоры и
изделия;
- Развивать творческих способностей и
эстетического вкуса у обучающихся.
- Воспитывать любовь и уважение к традициям,
культуре и искусству донских мастеров.
Оборудование: Семикаракорская посуда
(демонстрационная и для росписи), интерактивная
доска, кейсы с образцами Семикаракорской
росписи, калька - трафарет, трафареты - формы под
роспись - по количеству участников, презентация.
Инструменты:
- Акварель.
- Кисти: плоская № 8-12, № 3-4, беличьи или колонковые
№ 1-2.
- Палитра.
- Глиняная Семикаракорская посуда (белье).
- Уголь (порошок)
- Ветошь, порезанная на квадратики около 10 см,
чтобы протирать кисти, и банка с водой.
Учитель:
"Добрый день вам, люди добрые! Хожу по земле
русской, сказы былинные да песни старинные
собираю. А потом людям добрым рассказываю. Чтобы
не пропали в веках "преданья старины далекой"...
Вижу, вижу, собрались и вы сказки послушать,
Есть у меня одна не то сказка, не то быль... Решайте
сами, было это или не было... Жила когда-то в маленьком
русском селе красавица Марьюшка. И была она
рукодельницей необыкновенной - шелками вышивала
разноцветными, золотыми да серебряными нитями. И
так нравились людям ее уборы, что слава о ней
разошлась по всей Руси. И стали купцы заезжие
переманивать марью: "Поедем, краса-девица, в
город! Будешь самой лучшей мастерицей!" Смеялась
девушка: "А я и так проживу, без города! Любо мне
мое село, речка наша, лесочек, березки наши, цветы
полевые... А в городе я что видеть буду?" И так ее
уговаривали, и этак. Но осталась Марья верна
своей родине. И вот однажды приехал в село особый
гость, стал он Марьюшку золотом осыпать, бусы ее
на шею пытался накинуть жемчужные, шубку
соболиную - на плечи. Но не приняла подарков она!
Стал он тогда ее уговаривать замуж за него пойти,
во дворец его переехать, в большом богатстве
жить. Только рассмеялась она: "Не нужно мне
богатства, здесь жить хочу!" А был это Кощей
Бессмертный, решил он лишить мир рукотворной
красоты, которой Марья людей радовала. Осерчал,
обернулся черным орлом кощеем Бессмертным, схватил в когти девушку, обернувшуюся
Жар-птицей, да и понес в свое царство.
Почувствовала Марья - силы теряет, стала она
прощаться с землей родной. Плакала и бросала
перья радужные на землю на память о себе.
И там, куда попали перья волшебные Жар-птицы,
стали появляться промыслы народные. Умельцы
русские продолжали украшать мир, продолжали дело
Марьи-искусницы. Так появились
Хохлома и Гжель, Палех и Дымка, Жостово и
Федоскино. И много других мест, где живут
настоящие волшебники, красоту созидающие
собственными руками!
Ну, понравилась вам моя сказка? Тогда у меня есть продолжение!
А дальше дело было так! Упало перо волшебное и в
наши края, где жила девушка, которую звали,
Аксинья, дочь степи донской Лазорюшки и батюшки
Дона Ивановича! Подобрала она его, принесла в
родительский курень, да и спрятала. Иногда только
доставала и любовалась. И такой покой на душу ее
сходил, казалось, все будет хорошо! А был у нее
друг любезный - Степан, казак удалой, чуб завитой.
Должны были они на Покров пожениться. Да година
пришла кровавая - война началась, И ушел воевать
милый друг! Проводила она Степана, стояла на
дороге, всматривалась вслед отъезжавшим
всадникам. А в руке сжимала несколько цветочков
полевых, которые ей подарил жених ее на память.
Вернулась в курень, поставила цветы в кувшин с
водой и стала ждать своего суженого. Но месяц
проходил за месяцем, а весточки все нет и нет. Вот
и полевые бессмертники, не смотря на название,
поблекли и опали. И осталась у Аксиньи одна
радость - перо волшебное. Достала она его как-то
вечером, в пальцах повертела, да и задела
случайно им за кувшин. Но что это? Чудо чудное,
диво дивное! Расцвели вдруг на кувшине цветочки
полевые, словно живые, будто глазки чьи-то глядят,
и утешить пытаются: "Не печалься, Аксиньюшка, все
будет хорошо!"
А вскоре и суженый ее вернулся. Вышла Аксинья
его встречать, подала ему кувшин с молоком. Выпил
Степан, усы вытер. Смотрит, а на кувшине цветы
цветут! Что за диво? "Вроде, мои цветы?" -
спрашивает. "Твои, - отвечает Аксинья. - Они мне
ждать тебя помогали!"
Вот так у нас на Дону и появился свой народный
промысел - фаянс расписной!
Все краски родного края, весь цвет донской
земли впитал в себя Семикаракорский фаянс. "
Посуда была разной - и кувшины
делали, и миски, и большие плоские блюда под рыбу.
Глина была повсюду, а вот гончарным промыслом
занимались только в трех станицах:
Старо-Григорьевской, Сиротинской и
Ново-Григорьевской. И все признавали, что лучшие
глины были в юрте станицы Сиротинской. Поэтому и
"Сиротинская" посуда была чуть дороже прочей. А
потом нашли хорошую белую глину и в казачьей
станице Семикаракорской. Одно из преданий
гласит, что некогда семеро братьев Каракоровых
поселились на правом берегу Дона, но в силу
сложившихся обстоятельств были вынуждены
перебраться на левый берег, где впоследствии
родилась Семикаракорская станица. Там появилась
своя гончарня. Семикаракорская керамика - это
яркое явление народной художественной культуры
Донской земли. Она впитала все краски нашего
прекрасного и могучего края, его местную
духовную культуру, традиции донского искусства,
овеянные свободолюбивым духом казачества.
Многочисленные археологические исследования в
окрестностях нынешнего города Семикаракорска
подтверждают, что здесь еще с дохристианских
времен стихийно возникали кустарные гончарные
мастерские. Достаточно близко от города при
раскопках были обнаружены древние многослойные
поселения периода средневековья, в развалах
которых обнаружена характерная традиционная
керамика с местной глиной в тесте из обрывов реки
Дон. В раннем средневековье (VII в н.э.)
керамическое производство по изготовлению
кухонной утвари, кирпича, черепицы достигло
больших масштабов.
В начале 70-х годов прошлого века на месте
кустарной гончарной мастерской с примитивным
гончарным кругом была построена керамическая
мастерская. Здесь была разработана и внедрена
технология литьевого способа изготовления
майоликовых изделий с рельефами местной
тематики. Рождением своим керамика обязана
фантазии и воле одного человека - Арабского
Николая Сергеевича, бывшего в то время
директором РПК. Именно его идея изготовления
керамической посуды с художественным украшением
стала толчком к началу этого производства на
промкомбинате. В течение десяти лет была создана
белая фаянсовая масса. Благодаря ее пластике и
белизне получило широкое развитие рукотворное
декорирование: кистевая роспись, ажурные
орнаменты художественных вырезок, лепка
жанровых скульптурок для самостоятельного
использования и украшения ими форм изделий.
Отличительная особенность Семикаракорской
керамики, которую сегодня все чаще называют
"донской фаянс", в том, что при его производстве
используется метод уникального ручного труда,
оригинальность и многообразность форм,
изобретательность и поэтичность в декоре,
передающего красоту донского края, фольклорные
казачьи мотивы и традиции. Белоснежный расписной
фаянс с ажурными кружевными орнаментами, лепные
жанровые скульптурки в сочетании с формами
являются новым направлением в Донском
прикладном искусстве. Изготавливаются
скульптуры малой пластики различной сюжетной
композиции методом литья и ручной лепки. После
обжига изделия декорируются ручной росписью,
покрываются бесцветной глазурью и обжигаются
повторно. Прозрачная глазурь сплавляется с
подглазурными красками росписи и дает "вечный"
декор с нежными тональными переходами.
Отличительной особенностью донского фаянса
являются спокойные, нежные, теплые природные
тона в желтовато-голубовато-зеленоватой гамме.
Создают изделия
художники-керамисты, значительная часть которых
- члены Союза художников России. Ассортимент
выпускаемой продукции сегодня более 250
наименований. . Это сервизы - столовые, чайные и
кофейные, вазы и кувшины, салатники и настольные
тарелки, бытовые куклы-грелки из фаянса и ткани -
для чайников, кофейников и самоваров, а еще
жанровая скульптура для сервировки
хлебосольного стола.
Изделия Семикаракорского
промысла это посуда с душой, выполненная руками
мастеров в лучших традициях донского края.
Каждое изделие, расписанное вручную - это живые
краски донской природы. Белая глина и ручная
кистевая роспись делают рисунок
привлекательным, а прозрачная глазурь -
долговечным. Семикаракорские изделия постоянно
экспонируются на российских и международных
выставках, отмечены дипломами и медалями.
Высокохудожественные авторские работы,
выполненные мастерами ЗАО "Аксинья", создали
славу Ростовской области, став "жемчужиной"
Дона, его визитной карточкой, а также получили
признание всех, кто хотя бы однажды держал в
руках эти удивительные изделия.
Смотрите, все эти цветы, словно
подернуты легкой дымкой! Да ведь в наших донских
степях иначе и не бывает! Солнце так палит, что
вся степь маревом покрыта!
Полдневный час. Жара гнетет дыханье,
Глядишь, прищурясь - блеск глаза слепит.
И над землею воздух в колебанье
Мигает быстро, будто бы кипит!
А Дон все так же величаво
Течет меж светлых берегов,
В себя вбирая честь и славу
Донских удалых казаков.
Да, у нас на Дону, как говорят художники, особый
колорит - неяркий, степной. И только синее небо
отражается в водах Дона. Да слепящее солнце там, в
вышине.
А сейчас я вам, открою небольшую тайну. В память,
наверное, о той казачке - Аксинье, которая так
верно ждала своего суженого и которая самый
первый кувшин расписала, и назвали семикаракорцы
свой промысел фаянсовый...
"АКСИНЬЯ"!
Вот и подошла к концу наша сказка... Да сказка ли
это? Волшебные руки человеческие превратили ее в
быль. Поклон вам, мастера земли донской до земли!
За то, что славите вы наш край по всему свету!
Сегодня я приглашаю вас в уникальный
мини-музей, который размещён прямо в нашем
классе. Вы познакомитесь с особенностями
уникального искусства, узнаете его историю и
сами займетесь художественным творчеством по
его мотивам. Мастер-класс, на котором ребята самим
украшают готовые изделия в манере кистевой
росписи на примере донских мастеров.
В основе Семикаракорского письма -
букетно-растительный орнамент с акцентом на
более крупном центральном цветке, цвет
фантазийный часто дополняется сеткой, арабеской.
Класс делится на три группы:
- 1 группа выполняет работу на интерактивной
доске
- 2 группа выполняет роспись на бумажных формах.
- 3 группа расписывает глиняные изделия.
Этапы выполнения работы:
(образцы росписи и трафареты на столах в кейсах)
1. Выбор рисунка для росписи посуды.
2. При помощи трафарета-кальки и мешочка и углем
наносим рисунок на керамическое изделие.
3. Роспись изделия. (Для выполнения мазка на
кисть набирается краска двух цветов)
|