Пятница, 22.11.2024, 04:23                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [20]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [4]
ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ [31]
УРОКИ ПОШАГОВОГО РИСОВАНИЯ [60]

Статистика

Онлайн всего: 44
Гостей: 44
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ИЗО » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Семикаракорская роспись
15.05.2012, 14:02

Цель:

  • Знакомя с изделиями декоративно-прикладного искусства родного края ввести детей в гармоничный мир народной Донской культуры, дать представление о жизни людей в прошлом, погрузить в истоки современного декоративного искусства и бытового дизайна.
  • Расширить представление обучающихся о Семикаракорской росписи, обычаях и традициях Дона.

Задачи:

  • Познакомить с Донским народным промыслом, с предметами, которые постоянно используются в доме, - посудой (ее формой, декором, силуэтом); формировать умения создавать узоры, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении традиционных элементов и орнаментов Семикаракорской росписи; придумать свои узоры и изделия;
  • Развивать творческих способностей и эстетического вкуса у обучающихся.
  • Воспитывать любовь и уважение к традициям, культуре и искусству донских мастеров.

Оборудование: Семикаракорская посуда (демонстрационная и для росписи), интерактивная доска, кейсы с образцами Семикаракорской росписи, калька - трафарет, трафареты - формы под роспись - по количеству участников, презентация.

Инструменты:

  • Акварель.
  • Кисти: плоская № 8-12, № 3-4, беличьи или колонковые № 1-2.
  • Палитра.
  • Глиняная Семикаракорская посуда (белье).
  • Уголь (порошок)
  • Ветошь, порезанная на квадратики около 10 см, чтобы протирать кисти, и банка с водой.

Учитель:

"Добрый день вам, люди добрые! Хожу по земле русской, сказы былинные да песни старинные собираю. А потом людям добрым рассказываю. Чтобы не пропали в веках "преданья старины далекой"...

Вижу, вижу, собрались и вы сказки послушать, Есть у меня одна не то сказка, не то быль... Решайте сами, было это или не было...

Жила когда-то в маленьком русском селе красавица Марьюшка. И была она рукодельницей необыкновенной - шелками вышивала разноцветными, золотыми да серебряными нитями. И так нравились людям ее уборы, что слава о ней разошлась по всей Руси. И стали купцы заезжие переманивать марью: "Поедем, краса-девица, в город! Будешь самой лучшей мастерицей!" Смеялась девушка: "А я и так проживу, без города! Любо мне мое село, речка наша, лесочек, березки наши, цветы полевые... А в городе я что видеть буду?" И так ее уговаривали, и этак. Но осталась Марья верна своей родине. И вот однажды приехал в село особый гость, стал он Марьюшку золотом осыпать, бусы ее на шею пытался накинуть жемчужные, шубку соболиную - на плечи. Но не приняла подарков она! Стал он тогда ее уговаривать замуж за него пойти, во дворец его переехать, в большом богатстве жить. Только рассмеялась она: "Не нужно мне богатства, здесь жить хочу!" А был это Кощей Бессмертный, решил он лишить мир рукотворной красоты, которой Марья людей радовала. Осерчал, обернулся черным орлом кощеем Бессмертным, схватил в когти девушку, обернувшуюся Жар-птицей, да и понес в свое царство. Почувствовала Марья - силы теряет, стала она прощаться с землей родной. Плакала и бросала перья радужные на землю на память о себе.

И там, куда попали перья волшебные Жар-птицы, стали появляться промыслы народные. Умельцы русские продолжали украшать мир, продолжали дело Марьи-искусницы. Так появились Хохлома и Гжель, Палех и Дымка, Жостово и Федоскино. И много других мест, где живут настоящие волшебники, красоту созидающие собственными руками!

Ну, понравилась вам моя сказка?

        Тогда у меня есть продолжение!

А дальше дело было так! Упало перо волшебное и в наши края, где жила девушка, которую звали, Аксинья, дочь степи донской Лазорюшки и батюшки Дона Ивановича! Подобрала она его, принесла в родительский курень, да и спрятала. Иногда только доставала и любовалась. И такой покой на душу ее сходил, казалось, все будет хорошо! А был у нее друг любезный - Степан, казак удалой, чуб завитой. Должны были они на Покров пожениться. Да година пришла кровавая - война началась, И ушел воевать милый друг! Проводила она Степана, стояла на дороге, всматривалась вслед отъезжавшим всадникам. А в руке сжимала несколько цветочков полевых, которые ей подарил жених ее на память. Вернулась в курень, поставила цветы в кувшин с водой и стала ждать своего суженого. Но месяц проходил за месяцем, а весточки все нет и нет. Вот и полевые бессмертники, не смотря на название, поблекли и опали. И осталась у Аксиньи одна радость - перо волшебное. Достала она его как-то вечером, в пальцах повертела, да и задела случайно им за кувшин. Но что это? Чудо чудное, диво дивное! Расцвели вдруг на кувшине цветочки полевые, словно живые, будто глазки чьи-то глядят, и утешить пытаются: "Не печалься, Аксиньюшка, все будет хорошо!"

А вскоре и суженый ее вернулся. Вышла Аксинья его встречать, подала ему кувшин с молоком. Выпил Степан, усы вытер. Смотрит, а на кувшине цветы цветут! Что за диво? "Вроде, мои цветы?" - спрашивает. "Твои, - отвечает Аксинья. - Они мне ждать тебя помогали!"

Вот так у нас на Дону и появился свой народный промысел - фаянс расписной!

Все краски родного края, весь цвет донской земли впитал в себя Семикаракорский фаянс. "

Посуда была разной - и кувшины делали, и миски, и большие плоские блюда под рыбу. Глина была повсюду, а вот гончарным промыслом занимались только в трех станицах: Старо-Григорьевской, Сиротинской и Ново-Григорьевской. И все признавали, что лучшие глины были в юрте станицы Сиротинской. Поэтому и "Сиротинская" посуда была чуть дороже прочей. А потом нашли хорошую белую глину и в казачьей станице Семикаракорской. Одно из преданий гласит, что некогда семеро братьев Каракоровых поселились на правом берегу Дона, но в силу сложившихся обстоятельств были вынуждены перебраться на левый берег, где впоследствии родилась Семикаракорская станица. Там появилась своя гончарня. Семикаракорская керамика - это яркое явление народной художественной культуры Донской земли. Она впитала все краски нашего прекрасного и могучего края, его местную духовную культуру, традиции донского искусства, овеянные свободолюбивым духом казачества. Многочисленные археологические исследования в окрестностях нынешнего города Семикаракорска подтверждают, что здесь еще с дохристианских времен стихийно возникали кустарные гончарные мастерские. Достаточно близко от города при раскопках были обнаружены древние многослойные поселения периода средневековья, в развалах которых обнаружена характерная традиционная керамика с местной глиной в тесте из обрывов реки Дон. В раннем средневековье (VII в н.э.) керамическое производство по изготовлению кухонной утвари, кирпича, черепицы достигло больших масштабов.

В начале 70-х годов прошлого века на месте кустарной гончарной мастерской с примитивным гончарным кругом была построена керамическая мастерская. Здесь была разработана и внедрена технология литьевого способа изготовления майоликовых изделий с рельефами местной тематики. Рождением своим керамика обязана фантазии и воле одного человека - Арабского Николая Сергеевича, бывшего в то время директором РПК. Именно его идея изготовления керамической посуды с художественным украшением стала толчком к началу этого производства на промкомбинате. В течение десяти лет была создана белая фаянсовая масса. Благодаря ее пластике и белизне получило широкое развитие рукотворное декорирование: кистевая роспись, ажурные орнаменты художественных вырезок, лепка жанровых скульптурок для самостоятельного использования и украшения ими форм изделий.

Отличительная особенность Семикаракорской керамики, которую сегодня все чаще называют "донской фаянс", в том, что при его производстве используется метод уникального ручного труда, оригинальность и многообразность форм, изобретательность и поэтичность в декоре, передающего красоту донского края, фольклорные казачьи мотивы и традиции. Белоснежный расписной фаянс с ажурными кружевными орнаментами, лепные жанровые скульптурки в сочетании с формами являются новым направлением в Донском прикладном искусстве. Изготавливаются скульптуры малой пластики различной сюжетной композиции методом литья и ручной лепки. После обжига изделия декорируются ручной росписью, покрываются бесцветной глазурью и обжигаются повторно. Прозрачная глазурь сплавляется с подглазурными красками росписи и дает "вечный" декор с нежными тональными переходами. Отличительной особенностью донского фаянса являются спокойные, нежные, теплые природные тона в желтовато-голубовато-зеленоватой гамме.

Создают изделия художники-керамисты, значительная часть которых - члены Союза художников России. Ассортимент выпускаемой продукции сегодня более 250 наименований. . Это сервизы - столовые, чайные и кофейные, вазы и кувшины, салатники и настольные тарелки, бытовые куклы-грелки из фаянса и ткани - для чайников, кофейников и самоваров, а еще жанровая скульптура для сервировки хлебосольного стола.

Изделия Семикаракорского промысла это посуда с душой, выполненная руками мастеров в лучших традициях донского края. Каждое изделие, расписанное вручную - это живые краски донской природы. Белая глина и ручная кистевая роспись делают рисунок привлекательным, а прозрачная глазурь - долговечным. Семикаракорские изделия постоянно экспонируются на российских и международных выставках, отмечены дипломами и медалями. Высокохудожественные авторские работы, выполненные мастерами ЗАО "Аксинья", создали славу Ростовской области, став "жемчужиной" Дона, его визитной карточкой, а также получили признание всех, кто хотя бы однажды держал в руках эти удивительные изделия.

 Смотрите, все эти цветы, словно подернуты легкой дымкой! Да ведь в наших донских степях иначе и не бывает! Солнце так палит, что вся степь маревом покрыта!

Полдневный час. Жара гнетет дыханье,


Глядишь, прищурясь - блеск глаза слепит.


И над землею воздух в колебанье


Мигает быстро, будто бы кипит!

А Дон все так же величаво


Течет меж светлых берегов,


В себя вбирая честь и славу


Донских удалых казаков.

Да, у нас на Дону, как говорят художники, особый колорит - неяркий, степной. И только синее небо отражается в водах Дона. Да слепящее солнце там, в вышине.

А сейчас я вам, открою небольшую тайну. В память, наверное, о той казачке - Аксинье, которая так верно ждала своего суженого и которая самый первый кувшин расписала, и назвали семикаракорцы свой промысел фаянсовый...

"АКСИНЬЯ"!

Вот и подошла к концу наша сказка... Да сказка ли это? Волшебные руки человеческие превратили ее в быль. Поклон вам, мастера земли донской до земли! За то, что славите вы наш край по всему свету!

Сегодня я приглашаю вас в уникальный мини-музей, который размещён прямо в нашем классе. Вы познакомитесь с особенностями уникального искусства, узнаете его историю и сами займетесь художественным творчеством по его мотивам.

Мастер-класс, на котором ребята  самим украшают готовые изделия в манере кистевой росписи на примере донских мастеров.

В основе Семикаракорского письма - букетно-растительный орнамент с акцентом на более крупном центральном цветке, цвет фантазийный часто дополняется сеткой, арабеской.

Класс делится на три группы:

  • 1 группа выполняет работу на интерактивной доске
  • 2 группа выполняет роспись на бумажных формах.
  • 3 группа расписывает глиняные изделия.

Этапы выполнения работы:

(образцы росписи и трафареты на столах в кейсах)

1. Выбор рисунка для росписи посуды.

2. При помощи трафарета-кальки и мешочка и углем наносим рисунок на керамическое изделие.

 

3. Роспись изделия. (Для выполнения мазка на кисть набирается краска двух цветов)

      

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: урок ИЗО в школе, конспект урока, мольберт, Кисти, педсовет, урок изобразительного искусства, рисование, Поурочное планирование, живопись, Краски
Просмотров: 5520 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru