Цель:
- познакомить учащихся с понятиями и языком
декоративно-прикладного искусства,
- открыть содержательный смысл художественного
образного языка декоративно-прикладного
искусства, его связь с явлениями жизни,
- познакомить учащихся с традициями в росписи
глиняной игрушки,
- формировать навыки в создании единства формы и
декора игрушки,
- композиции и ритма цветовых пятен.
1. Организационный момент.
Знаете ли вы, как жили наши предки?
С древних времен человека окружал загадочный
мир природы, полный таинственных, непонятных и
устрашающих явлений.
Презентация с изображением явлений природы.
2. Актуализация опорных знаний.
Человек полностью зависел от природы и
старался приспособиться к окружающей его среде.
Так появились верования в сверхъестественные
силы, олицетворяющие различные явления: солнце,
грозу, воду, растения, землю.
Эти явления приобретали разнообразные
изобразительные формы и цветовые решения.
Люди изображали явления природы и окружающий
их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них
хорошей погоды, богатого урожая и защиты от
грозных стихий и злых духов.
3. Формирование новых знаний.
Так появилось декоративно-прикладное
искусство.
В глубокой древности глиняные игрушки
создавались не только ради забавы, но и как часть
древних обрядов. Их дарили друг другу на
праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали
магической силой и в представлении наших предков
оберегали людей от всякого зла.
Сегодня мы с вами познакомимся с росписью
глиняных игрушек. Декор их тоже отличается, как и
пластическая форма. В глиняной игрушке живут
образы, уже знакомые нам: конь, птица, берегиня,
живущие в памяти народа и продолжающие его
древние традиции.
Декоративно-прикладное искусство – это
украшение предметов быта художниками и
народными умельцами.
Древние люди наполняли свою жизнь предметами с
символическими изображениями солнца в виде
розеток и полурозеток с узорами внутри
окружности; земли в виде горизонтальных лини,
прямоугольников, ромбов; воды в форме
вертикальных и горизонтальных линий. Такие
изображения называются солярными знаками. Из
этих знаков выстраивали орнамент.
Основным источником для создания орнамента,
была природа.
На шкурах зверей, змей, гусениц, крыльях птиц и
бабочек, на растениях и плодах природа
нарисовала чудесные узоры, открыв человеку
бесконечное множество орнаментальных форм и
цветовых оттенков.
Цвет тоже имел символическое значение:
Черный – символизировал землю;
Красный – жизнь, кровное родство;
Желтый – солнце, свет;
Синий, голубой – вода земная, небеса;
Белый – чистота;
Зеленый – молодость, ростки.
В древних русских узорах нет кричащих цветов,
все они согласованы между собой и построены в
единой цветовой гамме.
Особенно любимыми для русского крестьянина
были изображения женской фигуры, коня,
чудо-птицы, и древа жизни.
Берегиня – так называли изображение
женщины. Это наиболее почитаемое божество
олицетворяло плодородие земли, источник жизни,
урожая, тепла и защиты для крестьян.
Древо жизни – символ вечной жизни,
процветающей природы. Изображалось в виде
разветвленного растения с причудливыми пташками
на ветвях, либо цветами и плодами.
Конь – крестьянский кормилец, опора всего
хозяйства, был одним из древнейших образов
солнца, движение солнца по небу, символом
крепости крестьянской жизни.
Птицы – изображения птиц были особенно
разнообразными и красивыми. С удивительными
гребнями, хвостами и узорчатыми перьями. Птицы –
символ счастья, весны, тепла и света.
Удивительно красивым был быт трудолюбивого
крестьянина, окружавшего себя яркими, красивыми
предметами и изображениями.
Радостнее было терпеть тяготы труда,
переживать суровые зимы, преодолевать горести и
болезни в доме, излучающем радость, тепло и добро.
Просмотр презентации с комментариями учащихся.
В рабочих тетрадях записи новых понятий.
Выступление учащихся с краткими сообщениями по
теме.
1. Ученик.
В глубокой древности глиняные игрушки
создавались не только ради забавы, но и как часть
древних обрядов. Их дарили друг другу на
праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали
магической силой и в представлении наших предков
оберегали людей от всякого зла. Форма игрушек
очень пластичная и обобщенная, и все же в разных
местах необъятной России художники оригинально
подходили к созданию ее образа.
2. Ученик.
В деревне Филимоново Тульской области с
древних времен сйществует производство
знаменитых филимоновских игрушек.
Фигуры с вытянутыми пропорциями, мягкими
очертаниями формы выглядят очень стройными и
изящными. Они вылеплены из белой, с синеватым
оттенком, податливой глины. Высокие стройные
женские фигурки часто держат что- то в руках,
мужские фигуры под стать им: статные,
длинноногие, чуть смешные. Очень большое
разнообразие образов воплотила в себе игрушка.
Здесь и удивительные кони с длинными шеями,
домашние животные, птицы. У персонажей
филимоновской игрушки небольшая голова плавно
перетекает в длинную шею и придает фигурке
горделивую осанку, легкость силуэта и
устремленность ввысь.
Любимые цвета мастеров этой игрушки –
интенсивный красный, малиновый. Они горят еще
ярче в соседстве с желтым, темно – синем и
зеленым. Орнамент росписи простой: узкие полоски,
изредка еловые веточки или древний символ солнца
– розетки, круги, ромбы. Эти мотивы знакомы нам из
узорного ткачества, вышивки, росписей. Простой и
легкий узор хорошо сочетается с изящными,
вытянутыми формами фигуры.
3. Ученик.
Родина каргопольских игрушек – русский
Север, Архангельская область.
Пропорции этих фигурок противоположны
филимоновской – приземисты, неуклюжи и
тяжеловесны. Веселые плосковатые лица, короткие
руки делают фигуру забавной и шутливой.
Любимым персонажем каргопольской игрушки
всегда был Конь-Полкан или Полихан-Чудо с головой
и туловищем человека и телом коня.
Мастера Каргополья создали свой мир глиняной
сказочной игрушки, где живут крепкие веселые
люди и добродушные звери и птицы.
Роспись каргопольских игрушек очень
выразительная и простая. Традиционный набор
элементов и цветов данного промысла сохраняет
прочную связь с древними мотивами. Символы
солнца – большие огненные круги, кольца, мотивы
зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все
эти элементы изображены в естественных тонах,
приближенных к натуральным природным оттенкам.
4. Ученик.
Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими
народными игрушками благодаря ее колориту. Это,
прежде всего снежной белизны фон, по которому
написан простой узор. В декоре преобладают
насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий,
золотисто-желтый, фиолетовый, зеленый.
Дымково – бывшая заречная слобода города
Вятки. В ней уже больше 200 лет мастера лепят
декоративную игрушку. Высотой они 20-25 см. Рецепт
изготовления игрушки не так прост. Сначала
замешивают из красной глины тесто, из него лепят
игрушки, затем обжигают в печи. Форма игрушек
монолитна, а силуэты отличаются легкостью,
плавностью и округлостью. Игрушки составлялись
из разных частей, соединяемых между собой. К
туловищу крепились лепные детали: изящные
оборки, воланы, жгуты. У барышень всегда пышная
прическа и нарядный головной убор.
Роспись начинается с того, что фигурки
покрывают слоем мела, разведенного на снятом
молоке. На белый фон начинают наносить
многоцветные узоры, чаще всего геометрический
узор. Применяют до 8 цветов, добавляя сусальное
золото. В палитре дымковских мастеров почти
отсутствует смешение цветов.
Мастер продуманно использует выразительные
средства орнамента, чтобы рассказать о красоте
природы тех мест, где родились эти удивительные
произведения искусства. Невольно представляешь
заснеженные сугробы, белизну которых
подчеркивают яркие цвета.
5. Ученик. Сегодня мы познакомились с наиболее
самобытными и известными глиняными промыслами.
Игрушки создавали во многих российских городах и
селах, где и сейчас существуют производства
абашевской, тульской, курской, липецкой,
каргопольской, филимоновской и дымковской
игрушек.
Интерес к народной глиняной игрушке вызван не
только ее ценностью как музейного экспоната. Она
близка своим художественным содержанием –
поэтичностью, меткостью выраженных характеров,
остроумной шуткой, чувством радости и полноты
жизни.
Задание: декоративно оформить в цвете,
выполненную на предыдущем уроке фигуру глиняной
игрушки (на выбор).
Стихотворение К.Фофанова
"Чем знаменито Дымково”
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Она глядит не прянично –
Ликующе и празднично.
В ней молодость – изюминка,
В ней удаль и размах…
Сияйте, охра с суриком,
По всей земле в домах!
Сияйте охра с суриком,
Чтоб всем – светло, не сумрачно!
И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!
Подведение итога урока. Анализ работ учащихся. |