Среда, 24.04.2024, 01:38                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [20]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [4]
ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ [31]
УРОКИ ПОШАГОВОГО РИСОВАНИЯ [60]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ИЗО » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Деревенская тема в русском пейзаже
17.04.2012, 20:19

Цели урока:

  • теоретически обосновать наличие системы средств живописно-пластического воплощения деревенской темы в лирических пейзажах русских художников;
  • мотивировать учеников к дальнейшему глубокому самостоятельному освоению творчества русских художников;
  • создание атмосферы творчества, в которой учащиеся могут актуализировать свои знания и умения (анализировать, сопоставлять, участвовать в творческом обмене мнениями и дискуссии).

Задачи урока:

  • обучение элементам анализа художественного произведения;
  • развитие способностей к анализу выразительных средств пейзажной живописи и композиционного построения картины;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений изобразительного искусства;
  • проанализировать произведения русских художников А.К.Саврасова, Ф.А.Васильева, В. А.Серова, И.И.Левитана и В.Д. Поленова, выделить своеобразие творчества каждого из них;
  • подчеркнуть общие черты русского пейзажного искусства;
  • отличать деревенский пейзаж от других видов.

Тип урока: комбинированный.

Метод: объяснительно-иллюстративный, беседа, анализ произведений живописи.

Приемы: педагогический показ, сравнение, игра.

Оборудование: компьютер, проектор.

Для учителя: презентация (находится у автора).

слайды:

  • А.К. Саврасов "Грачи прилетели” 1871 г.
  • Ф.А.Васильев "Оттепель” 1871 г.
  • Ф.А.Васильев "Деревенская улица”
  • И.И.Левитан "Март” 1895 г.
  • И.И.Левитан "Владимирка”
  • В.Д. Поленов "Московский дворик”
  • В.А. Серов "Октябрь. Домотканово”
  • В.А. Серов "Баба с лошадью”

Для учащихся: рабочие тетради.

План урока:

I. Орг. момент / 2 мин.

II. Беседа / 20 мин.

III . Инструктаж / 3 мин.

IV. Практическая работа / 10 мин.

V. Подведение итогов / 3 мин.

VI. Домашнее задание / 2 мин.

Эпиграф:

Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.

И.А.Бунин

Живопись пейзажа весьма популярна в наше время. Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая природная среда создают неисчерпаемую гармонию форм и красок. Поэтому даже неискушенный в вопросах изобразительного искусства человек небезразличен к нему, к живописным произведениям, выполненным в жанре пейзажа.

Тема нашего урока: "Деревенская тема в русском лирическом пейзаже”.

  • Дайте определение жанру "пейзаж”
  • Какие виды пейзажа вы знаете?

Пейзаж (франц. paysage, от pays – страна, местность), реальный вид какой-либо местности; в изобразительных искусствах – жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является естественная или в той или иной степени преображенная человеком природа;

– это не механическое воспроизведение окружающей человека среды, это художественный образ природы или города, т.е. эстетически осмысленное, опоэтизированное изображение, как бы пропущенное через личное восприятие художника.

  • Чем же отличается деревенский пейзаж от других видов?

Многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра. К одному из видов относится деревенский пейзаж. Чем больше встречается в ландшафте результатов сознательной деятельности человека (архитектура, вспаханное поле, дороги, изгороди и т.п.), тем чаще в отношениях между человеком и природой возникают конфликтные ситуации. Но существует среда, где природа и результаты деятельности человека находятся в относительном равновесии или природа даже имеет главенствующее значение. В первую очередь такой средой являются сельская местность или ландшафтные парки. Архитектура здесь как бы дополняет природные мотивы.

Деревенский (сельский) пейзаж – наиболее распространенная тема пейзажной живописи всех времен. Становление пейзажного жанра связано с изображением сельской местности. Дом на холме или у реки, зелень лугов или угрюмость скал, тропинка или проселочная дорога – мотивы многих и многих полотен художников разных стран.

В деревенском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с природой.

В высоком расцвете русской живописи 19 века пейзажу принадлежит выдающаяся роль. Образы природы, созданные русскими художниками, обогатили русскую и мировую культуру.

В творчестве художников-пейзажистов интересен не сам факт реалистического изображения природы, а скорее отражение субъективного, индивидуального взгляда на нее. Свое эмоциональное состояние человек часто ассоциирует с состоянием природы. Пейзажи способны выразить чувства людей, так как в них художники творчески воспроизводят виды природы. Она предстает перед ними окрашенной переживаниями, например, "радостной” или "мрачной”, хотя эти состояния природе вовсе не присущи.

Развитие русского пейзажа в XIX веке питалось растущей, все более осознанной любовью русских людей к родной земле.

Русские пейзажисты А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Шишкин, каждый со своими стремлениями и пристрастиями, немало потрудились над тем, чтобы донести до зрителя черты сельской природы — леса и степи, рек и озер (Ф. Мальцева, Мастера русского реалистического пейзажа, т. 1-2, М., 1953, 1959). Но, поскольку дело не ограничивалось одной точностью передачи ее черт, уже перед ними возникали и более сложные вопросы понимания поэтики пейзажа и его средств выражения.

Небольшие картины Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897 гг.) адресованы лирически настроенному зрителю.

Наиболее известным пейзажем Саврасова является его картина "Грачи прилетели”, появившаяся впервые на первой выставке Товарищества передвижников в 1871 году. "Весной русского пейзажа” называли ее современники.

Между тем, в этом пейзаже нет поражающих воображение величественных панорам, ярких красок. Будничный мотив художник сумел претворить в картину поэтическую и лирическую, глубоко народный образ родной природы. Саврасов изображает переходный момент в состоянии природы: трепет ранней весны, игру света и тени на снегу, начало таяния, пробуждения. Сюжет этой картины необычайно прост: тает грязный снег, вдали земля освобождается от снежного покрова. Это окраина глухого провинциального местечка. Холодный сырой март на дворе, когда еще стоит зима, но в воздухе, облачном небе с чистыми голубыми просветами уже повеяло чувством весны: почерневший снег, березки, упрямо тянущиеся ввысь, старые заборы, такие же домишки и церквушка с колокольней, равнина, уходящая вдаль к синеющей на горизонте полоске леса. И первые вестники весны – грачи, деловито хлопочущие над своими гнездами.

Обычный весенний день, обычный уголок русской природы, но чем внимательнее всматриваешься в картину, тем больше начинаешь испытывать радостное чувство увиденного. Пейзаж небольшого селения превратился в образ Родины, в образ всей России.

Тема, использованная Саврасовым в своей картине, в дальнейшем станет любимой в русской живописи, а картина Саврасова, по словам А.Н. Бенуа, - "путеводной звездой” для целого поколения пейзажистов.

Вопросы:

  • Что хотел донести художник до зрителя своим произведением?
  • Какой колорит художник использует в своей картине?
  • Что изображено на ближнем и дальнем плане?
  • Определите, где находится зрительный и сюжетный центр картины?

Федор Алексеевич Васильев прожил короткую жизнь, но все, же успел сказать свое слово в истории отечественной живописи. Васильев в своем творчестве умело использовал приемы своих предшественников и добился поразительных результатов. Его картина "Оттепель” по настроению перекликается с работами жанристов, в ней умело передана атмосфера той суровой зимы, которой противопоставлял своих оптимистичных и веселых "Грачей” Саврасов.

В картине Ф.А. Васильева "Деревенская улица” - природа в ее реальном и типичном облике. Уходящая вдаль от нижнего края проселочная улица, а на самом первом плане – деревянный мостик и зеленый откос берега ручья. Вдоль дороги тянется ряд обычных крестьянских изб. Две спокойно идущие по улице крестьянки, маленькая фигурка мальчика и воз с сеном выражают атмосферу неторопливого повседневного быта. Ощущается в картине и особая успокоенность, лиричность предвечерних часов.

Вопросы:

  • Что является главным в картине?
  • Какое настроение несет произведение?
  • Какие композиционные средства использует художник?

Творчество Василия Дмитириевича Поленова крупное и значительное явление в русской живописи второй половины 19 века. С Саврасовым и Васильевым его сближают не сразу ощутимая, но крепкая и строгая композиционная построенность и картинность, придающие его пейзажам определенную монументальность. Также Поленов свободнее и непосредственнее, чем его сподвижники, пользуется средствами и приемами пленэра. Свет и воздух становятся "героями” его замечательных полотен, и сегодня покоряющих своей свежестью, эмоциональностью, жизненной убедительностью и естественностью.

Особо стоит отметить, что тема русской деревни естественно и прочно вошла в творчество Василия Дмитриевича Поленова, но она не была наполнена у художника социальными факторами. Поленов не отягощал свои картины образами нищей, затерявшейся в глуши лесов и бескрайних равнин русской деревеньки, напротив он наполнял ее лирическим содержанием. Это можно объяснить настроем художника, его внутренним миром, гармоничным и позитивным, как по отношению к себе, так и по отношению к окружающему миру, что еще более подчеркивает красоту его таланта. Одной из особенностей Поленова было стремление соединить пейзажный и бытовой жанры, не просто оживить тот или иной мотив человеческими фигурками, а представить целостную картину жизни, в которой люди и окружающая их природа слиты в единый художественный образ.

В.Д. Поленов во всех своих пейзажах, в частности в "Московском дворике”, утверждает важную и, по существу, очень простую истину: поэзия и красота вокруг нас в привычном течении радости бытия и гармонии, пронизывающем вид дворика на городской окраине; июньское солнце, еще весенняя чистота и свежесть травы, легкие невесомые облачка в высокой голубизне неба над островерхими колокольнями и луковками московских церквей, босоногая детвора, занятая своими нехитрыми заботами. В картине – аромат непосредственного, по-детски наивного восприятия мира, его радости, загадочности. Ей присуща свежесть и интимная простота мотива, замечательная передача солнечного освещения теплого летнего дня.

Радостные и ясные гармонии цветовых сочетаний отражают неповторимую красоту солнечного летнего дня. Атмосфера лирической умиротворенности и покоя царит в дворике. Благодаря композиционной выверенности картины, ее световоздушной и цветовой разработке был создан единый завершенный картинный образ, созвучный раскрытию лирической темы. В картине мы видим ритмическое построение композиции: ритм дома, сарая и церкви с колокольней. В картине солнце приглушает яркость цвета, предметы в свете купаются, очертания складываются, тени прозрачны – это и делает деревенский закоулочек прекрасным, как воспоминание детства.

Вопросы:

  • Как вы думаете, можно ли назвать это произведение лирическим? Почему?
  • Как построена композиция?

Наши живописцы, особенно Исаак Ильич Левитан (1850-1900) в пространственном строе картин, стремились выразить место человека в мире, его иллюзии и мечты, его надежды и стремления.

Левитан как бы соединил в себе все завоевания предшествующего пейзажного творчества: Васильевский лиризм, саврасовскую ностальгию, каменевский психологизм, поленовскую живописность. Но все, же до высшего предела, до совершенства его творчество довело лишь одну тенденцию русского пейзажа - эмоциональную линию, которая в некоторых работах окрашивалась социальными мотивами

Пейзаж И. Левитана часто называют пейзажем настроения. Этого слишком мало для раскрытия сути его живописи. Настроение - лишь внешняя оболочка, через которую просвечивались существенные проблемы. Левитан не только выразил характерный облик русской природы. Он старался осмыслить важные стороны национального склада и характера народа, специфические черты русской жизни. Единозвучность человека и природы являли собой как бы отпечаток души человека в характере пейзажа. Левитана волновали судьбы народа страны. Он затронул чувствительные струны любви современников к своей родине и вложил в сознание передового общества понимание истоков этой любви. Нельзя сказать, что никто до Левитана не поднимался до осознания подобной задачи.

В "Марте” (1895), где интимное восприятие бытовой среды передано в ощущении теплого воздуха, растапливающего мартовский отяжелевший снег. Картина отличается более замкнутым, уютным характером; движение вглубь несколько ослабляется созвучными очертаниями дороги линиям и стройно изогнутых, расходящихся веером белых стволов, которые, трепетно изгибаясь, выделяются на синем небе и на темной хвойной зелени. Горизонтальных край снежного поля делит картину на две равные части и вносит в нее нотку спокойствия. Эти простейшие соотношения линий не навязчивы, все кажется простым, естественным и даже незамысловатым, и все же выделение этих композиционных линий придает скромному уголку и законченность и завершенность. Колорит картины тонко раскрывает естественные цветовые соотношения в пору весеннего обновления. Он построен на мягкой гармонии холодных тонов снега, лежащих на нем теней и теплого цвета стволов деревьев, леса на заднем плане, озаренной солнцем желтой стены дома. Зритель не только видит, но будто и слышит природу, полную весенних шумов и шорохов: ветерок шуршит в ветвях и тихо колышутся верхушки деревьев, навстречу солнцу распахнута оконная ставня, еще качается на петлях дверь, только что впустившая в дом приезжего, подрагивает лошаденка.

Вопросы:

  • Какое настроение художник передал в своей картине?
  • Какие чувства у вас вызывает картина? Почему?
  • О чем повествует картина?

Необходимо отметить, что "Владимирка” Левитана отмечена печатью всех тех успехов и завоеваний, которые свойственны передовой живописи 19 века. С жизненной правдивостью подлинного реализма в ней переданы и воздушная среда, и пространство, и свет. Серебристо-серые холодные тона необыкновенно красочны и богаты. Каждый цвет обладает множеством дополнительных оттенков и от этого становится удивительно насыщенным и звучным. Роль композиции в картине Левитана также почти незаметна. Ощущение непосредственности, естественности композиции усиливает реалистическую жизненность произведения и обостряет выразительность той главной мысли, которая с такой искренностью вылилась из души художника. Его глубокое сочувствие угнетенных, живая боль и сострадание к судьбам народа воплотились в общем настроении природы.

Образ Владимирки впитал в себя образ политической жизни России (Владимирская дорога - это и каторжный путь в Сибирь, и хождение в народ, и традиционное странничество в святые места, и бродяжничество бедного люда, и размышления о судьбах огромного бесправного государства, распростершего бескрайние равнины до синего, исчезающего в небе горизонта). Протяженные линии пейзажа, скупая и нерадостная цветовая гамма, мысленно несоизмеримое сопоставление огромных пространств и затерянного в них человека - все эти пейзажные средства образа направлены к размышлению о судьбах России.

Вопросы:

  • Как вы думаете, чему посвящена эта картина?
  • Какой колорит выбрал художник и почему?
  • Как построена композиция картины?

В деревне В.А. Серов наблюдал скромную обычную жизнь, в которую проникал до самых глубин. Любил серенькое небо, закрытое тучами, осенние серые краски полей; неказистые деревья, покосившиеся избушки. Чувством проникновенной любви к родине полны пейзажи художника и произведения, посвященные русской деревне. В его деревенском жанре есть ощущение восхищения здоровой красотой русского народа.. Серова волнует и трогает не одна внешняя пластическая красота, а прежде всего внутренний смысл, так и в темах крестьянской жизни он ставит перед собой задачу высмотреть, угадать и выразить сокровенный смысл явления.

В картине "Баба с лошадью” превосходно выхвачен из зимней деревенской природы этот кусок жизни с веселой, задорно смеющейся молодой, здоровой женщиной, держащей за узды лошадку.

В "Октябре. Домотканово” Серов замечательно передал грустную поэзию поздней осени и задушевную ноту, которую почувствовал в скромном облике русской деревни. В картине художник обнаруживает свое любовное отношение к родной ему русской природе, к деревенской жизни..

В картине Серов достиг единства в передаче пространства. Художник писал картину широкими, легкими мазками, почти не прорисовывая детали. Свободная живописная манера, колорит, построенный на сочетании сложно разработанных оттенков коричневого цвета – от почти белесого в изображении поблекшей от осенних дождей соломы и травы на поле до интенсивных красных и рыжеватых (лошади, деревья) с легким по тону серебристо-серым небом, - все это позволило художнику передать атмосферу прохладного осеннего дня, выразить настроение особого покоя, развитого в природе.

Вопросы:

  • Что изображено на картине?
  • Что именно хотел художник донести до зрителя?
  • Какое общее настроение картины? Как это выражено?

Практическое задание. Работа по группам.

Задание: выбрать из трех карточек с изображением деревенского пейзажа одну и дать характеристику используемых средств изображения, не называя само изображение. Задача другой группы угадать произведение.

Подведение итогов.

В пейзаже, как и во всяком произведении искусства, отражались идеалы и представления людей. Образ природы был для разных художников вместилищем различного содержания. Оно определялось эпохой, породившей то или иное художественное направление. Своеобразный характер творчества обуславливался личными особенностями, внутренними склонностями каждого отдельного живописца; время и художественные традиции определяли типические для искусства в целом черты.

Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества, в нем современник говорит и узнает себя. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник, мы учимся знанию жизни, пониманию и любви к миру и человеку.

Вопросы:

  • Сформулируйте определение понятия "деревенский пейзаж”
  • Что такое "лирический пейзаж”, в чем он выражается?
  • Почему художники 19 века обратились к деревенской теме в своих произведениях?
  • При помощи каких изобразительных средств художники придавали своим картинам то или иное состояние, настроение?

Домашнее задание: выбрать одно из пейзажных произведений русских художников 19 века и проанализировать.

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: урок ИЗО в школе, мольберт, конспект урока, Кисти, педсовет, урок изобразительного искусства, рисование, Поурочное планирование, живопись, Краски
Просмотров: 6262 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru