Пятница, 19.04.2024, 08:21                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА [1]
ИСТОРИЯ РОССИИ [48]
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ [16]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [44]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ИСТОРИЯ » ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

Западноевропейская цивилизация Средневековья
[ Скачать с сервера (12.8 Kb) ] 19.06.2012, 19:42

Приложения к уроку скачивайте по ссылке вверху страницы

Ход урока

I этап урока – вводная часть.

Приветствие учащихся.

Учитель:

Ребята, проанализируйте высказывания и постарайтесь определить тему и проблему урока (все высказывания записаны на доске).

"Средние века” - это время тотального упадка культуры, знаний, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных войн, уничтожения инакомыслящих в ходе крестовых походов, инквизиции, преследования еретиков - оценка гуманистов, просветителей.

"Средние века” - это период наивысшего прогресса человечества, совершенной нравственности, самодостаточного быта и благосостояния. Только в средневековом обществе народ Европы был носителем высшего суверенитета, и потому короли были ответственны перед народом. Только в "средние века” человек был движим возвышенными мотивами и устремлениями - оценка романтиков.

"Средневековье” - неразвившееся настоящее, эмбриональное состояние современности - оценка историков материалистической направленности.

Высказывания учеников.

Учитель:

Обобщает высказывания учеников и объявляет тему и проблему урока.

Тема урока: "Западноевропейская цивилизация средневековья”.

Проблема урока: "Судьбы средневековой цивилизации Запада”.

Ребята, как вы думаете, какие задачи мы должны исследовать, чтобы решить проблему урока? (Ребята пробуют назвать сами, так как темы исследования – есть задачи урока, но все задачи урока записаны на доске и ученики могут этим воспользоваться.)

1 задача. Попытка определения. Спорные вопросы периодизации истории средневековья.

2 задача. Генезис феодализма. (Итальянская модель, Французская модель феодализма).

3 задача. Характерные признаки средневековой цивилизации. (Что стало основой её вклада в историческое, материальное, экономическое, духовное наследие человечества?).

Учитель:

Предварительно вы получили исследовательские задания, изучали дополнительную и учебную литературу, исторические источники, составляли тезисный план, схемы, таблицы, логические цепочки. Сегодня вы представите результаты своей работы для обсуждения поставленной проблемы, составляете опорный конспект урока по выступлениям учащихся и по лекционному материалу. В конце 2-часового занятия вы напишите историческое эссе на тему: "Судьбы средневековой цивилизации”. У вас на столах план урока, схема написания опорного конспекта, словарь терминов, алгоритм написания ЭССЕ

II этап урока - Основная часть работы.

Учитель:

Понятие "средневековье” характеризует цивилизацию Запада. Западноевропейское средневековье внесло свой неповторимый и особый вклад во всемирно-исторический процесс.

А что понимают под "средневековой цивилизацией”?

1 группа представляет результаты своей работы по задаче исследования темы урока.

Попытка определения

Спорные вопросы периодизации истории средневековья

Предполагаемые ответы учеников 1 группы:

1 Ответ: Под "средневековой цивилизацией Запада” понимают тот тип общества, который сложился в Западной Европе в результате синтеза античных, варварских и христианских традиций.

Этот тип общества унаследовал:

От античности:

  • идея империи;
  • понтификального авторитета;
  • римского права и собственности.

От варварства:

  • традиции свободы;
  • равенства;
  • демократии.

От христианства: идея индивидуального договора верующего с богом.

2 Ответ: Само определение "средневековая” производно от понятия "средние века” введённого в XV в. итальянским гуманистом Флавио Бьондо (ум. 1463 г.) Этим понятием он обозначал период истории с V по ХV в., т.е. период между античностью и новым временем. Сегодня осмысление истории средневековой цивилизации невозможно без достижений французской культурно-исторической школы, сформировавшейся вокруг журнала "Анналы” и представленной именами М. Блока (+1944 г.), Л. Февра (+1953 г.), Ж. Дюби и Ж. Ле Гоффа. Историки этой школы исходят из убеждения в том, что человек средних веков не тождественен современному. Он совершенно отличен по характеру своего сознания и поведения, по ценностным ориентациям и отношению к традиции, по восприятию самого себя, своей жизни, внешнего мира и Бога.

Для понимания специфики средневекового общества М. Блок и Л. Февр предложили понятие "ментальности”, или "менталитета”, под которым имелись в виду мыслительные установки, коллективные представления, склад ума. На наш взгляд, ментальность представляет собой дологический, дорациональный уровень сознания, основанный на вере и интуиции и оперирующий символической, вневербальной знаковой системой.

Увидев колоссальное различие в типах мышления человека средневековой цивилизации и человека современного, историки школы "Анналов” открыли "другие средние века” (так, между прочим, назвал свою главную книгу Ле Гофф). "Средние века” оказались не "безвременьем”, не "провалом” в истории человечества, но временем интенсивного по напряженности интеллектуального поиска и обретения высокой духовности, не известной ни предшествующей, ни последующей эпохам.

3 Ответ: Под средневековой цивилизацией мы понимаем королевства Англию, Францию, Германию, испанские королевства (Кастилия, Арагон, Леон, Наварра), Португальское графство, итальянские государства (Сицилийское королевство, теократическое государство римских пап, королевство Италия и др.), Бургундское герцогство, королевства Чехию, Польшу, Венгрию, то есть католические государства X – XV вв.

Вывод группы по первой части исследования (попытка определения): объединяющими признаками этой цивилизации являются католическая церковь, латинский язык, сеньориально-вассальная система, иерархическая структура общества, феодальное право.

Учитель:

Что такое "средневековая цивилизация”?

Что вы предлагаете записать в опорный конспект для написания эссе?

Ответы учеников.

Вывод учителя:

Западноевропейская цивилизация – вторичная, сформировавшаяся на месте древнейших локальных цивилизаций - древнегреческой и древнеримской.

Учитель:

Проблема периодизации средневековья вызывает интерес в исторической науке.

Каковы основные периоды в развитии западноевропейского средневековья?

Предполагаемые ответы учеников первой группы.

1 Ответ: Опираясь на исследования французских историков "школы анналов” (Ле Гофф, Гимпел, Бродель и др.), можно выделить основные периоды в развитии западноевропейского Средневековья.

Так, французский историк "школы анналов” Жан Гимпел выделяет следующие этапы в развитии Средневековой Европы:

IV-X вв. - века агрессивного и темного варварства. XI - XII вв. - "юношеский период”, когда общество само изобретало и, по словам Ж. Гимпелла, "подбирало чужое”. 1300 - 1450 гг. - время экономического спада, "огрубления, упрощения социума”. 1450 - до XVII в. - рождение Нового времени.

2 Ответ: Общепринятое деление феодализма (как этапа всемирно-исторического развития, следующего за рабовладельческим и предшествующего капитализму).

Генезис (становление) - V – X-XI вв.

Развитой феодализм - XI – XV вв.

Поздний феодализм - XVI – XVIII вв.

3 Ответ: Французский историк Жак де Гофф выдвинул концепцию "долгого Средневековья”:

Начало - II - III в. (поздняя античность);

Конец - XVIII в. (французская революция).

Учитель:

Каковы основные периоды в развитии Западноевропейской средневековой цивилизации по учебнику Н.М. Загладина? Что положено в основу периодизации автором учебника? (Работа класса с учебником).

Вывод группы: Средневековье это длительный период в истории цивилизаций.

Обсуждение исследований группы:

Учитель:

Какая периодизация вам кажется приемлемой и почему?

Что мы запишем в опорный конспект?

Ответы учеников.

Учитель:

Каждая цивилизация имеет в своём развитии этапы генезиса (зарождения), становления и развития. Переходный период от античности к средневековой цивилизации в Европе занял сравнительно длительный отрезок времени - с V по VIII века. Генезис феодализма шёл разными путями. Можно выделить несколько типов (моделей) его формирования:

  • Византийский путь;
  • Итальянская модель;
  • Французский путь;
  • Скандинавско-русский путь;
  • Мусульманская модель;
  • Восточная модель.

В рамках нашей темы нас интересует генезис феодализма в Италии, Франции.

Как проходили эти процессы на данных территориях? Свои исследования представляет 2 группа (ученики составляют сравнительную таблицу, составляют план сравнения, изучают дополнительную учебную литературу).

Предполагаемые ответы 2 группы.

Итальянская модель генезиса феодализма была разрушительной и болезненной, но зато более короткой, чем византийская. Ослабевший Рим стал приманкой для набегов варварских племен, которые волна за волной прокатывались по Италии, грабя и разрушая города, захватывая земли и смешиваясь с местным населением, постепенно впитывая часть доставшейся им экономики и культуры и преобразуя их на более примитивный лад.

Однако варвары, расселившиеся в V в. по Римской империи, не были дикими народами, только что вышедшими из лесов и степей: "Они прошли долгий путь эволюции во время своих нередко вековых странствий... В своих странствиях они вступали в контакты с разными культурами и цивилизациями, от которых воспринимали нравы, искусства и ремесла. Прямо или косвенно большинство этих народов испытало влияние азиатских культур, иранского мира, а также и греко-римского… Они принесли тонкую технику обработки металлов, ювелирное и кожевенное мастерство, а также восхитительное искусство степей с его стилизованными животными мотивами”. Несмотря на все разрушительные действия, в конечном счете, варвары влили, свежую кровь в загнившие остатки некогда могущественной Римской империи.

Верхушка завоевателей становится крупными землевладельцами, часть воинов - мелкими свободными землевладельцами, которые постепенно теряли независимость и смешивались с колонами. Сократившие на время производство, потерявшие прежний блеск и крупных заказчиков, городские ремесленники и торговцы постепенно находили новых покупателей, восстанавливали торговые связи. Феодальные отношения в основном утвердились в IX в.. Но здесь уже не было единого государства с сильным центром.

В 781 г. Италия выделилась в империи Карла Великого как особое королевство, а в 843 г. стала самостоятельным государством. Однако Южная Италия оставалась под властью Византии, а позднее — нормандского королевства обеих Сицилии, центром слияния разных культур.

Французский путь к феодализму был свойствен для некоторых стран, побывавших под римским владычеством, но сохранивших основы общинно-родового строя (хотя и с использованием технических достижений железного века и части античного наследства); он оказался наиболее быстрым. Племенные вожди превращались в феодалов, владельцев земли как феода (откуда и пошло название - феодализм), а свободные общинники и получившие землю воины - в зависимых крестьян.

Утверждается сильное франкское королевство, в котором в VIII - IX вв. преобладала крупная феодальная вотчина, обрабатываемая поземельно-зависимыми (колонами) или лично-зависимыми (сервами) крестьянами. "Тaк был заложен фундамент, опираясь на который каролингская монархия за полвека объединила под своим господством наибольшую часть христианского Запада, а затем восстановила Западную империю. Так за четыре столетия, отделявшие восшествие на императорский престол Карла Великого (800) от смерти Феодосия (395), на Западе появился новый мир, возникший благодаря слиянию римского и варварского миров. Западное Средневековье обрело свой облик”.

Вывод группы: Таким образом, генезис феодализма характеризуется разнообразием форм перехода, широтой охвата и множественностью направлений движения. Происходит сближение уровней развития локальных цивилизаций, которые подошли к очередной исторической ступени - средневековой цивилизации.

Учитель:

Что вы посоветуете записать в опорный конспект для написания ЭССЕ?

Как данный процесс повлиял на судьбу средневековой цивилизации?

Ответы учеников.

Учитель:

Начиная с IX в. центр мирового прогресса вновь переместился в Европу (хотя точнее было бы говорить о многополюсном мире, причём каждый из полюсов обладал своим ритмом).

Какие характерные признаки средневековой цивилизации стали основой её вклада в историческое, материальное, экономическое, духовное наследие человечества?

3 группа представляет результаты исследования: "Характерные признаки средневековой цивилизации”.

Предполагаемые ответы учеников 3 группы.

1 признаком является господство мировой религии христианства, воздействие её на исторический прогресс

(анализ исторических источников представляют ученики, схема: положительное и отрицательное воздействие религии на средневековую цивилизацию).

Вывод учителя:

Ученики просматривают фрагмент лекции по теме "Влияние христианства на средневековую цивилизацию” из мультимедийного учебника "История мировых цивилизаций”.

1. Преодоление этнических различий.

2. Утверждение социального равенства.

3. Утверждение равенства полов.

4. Возвышение статуса человека.

5. Апология труда.

6. Открытие внутреннего мира человека.

7. Моральное наставничество церкви.

8. Утверждение индивидуализма.

9. Духовное единство общества.

2 признаком цивилизации средневековья является большая личная свобода и экономическая заинтересованность крестьян и городских ремесленников по сравнению с жёстким внеэкономическим принуждением рабовладельческого строя. Используя текст учебника и выступления учеников, составьте план - конспект, объясните, как вы поняли этот признак средневековья, что вы возьмёте для написания ЭССЕ. (Можно использовать фрагмент лекции из мультимедийного учебника "История мировых цивилизаций”; 14 минут - фрагмент).

3 признаком цивилизации являются особенности политического развития, создание торгово-политических империй и союзов. (Сравнительная таблица по образованию централизованных государств в Англии и во Франции, складывание 2 торговых районов).

4 признаком является техника средневековой цивилизации (учащиеся делают сообщения о роли техники в средние века). Здесь нет таких впечатляющих скачков, как в эпохи раннерабовладельческой или индустриальной цивилизаций. Земледельческая техника, хотя и предполагала трехполье и применение улучшенного плуга, развивалась крайне медленно. Основой энергетики ремесла стала "революция мельниц” - ветряных и водяных. Ф. Бродель даже говорит о первой промышленной революции, которая выразилась в распространении в Англии сукновальных мельниц (150 шт. в XII—XIII вв.), лесопильных мельниц, бумажных, для помола зерна и т.п. К крупным нововведениям той эпохи можно отнести использование бумаги и пороха, развитие часового производства, применение линз, очков и цветного стекла, морского компаса и кормового руля, что расширило возможности судоходства.

Учитель:

Сделайте вывод о характерных признаках средневековой цивилизации. Какой из этих признаков кажется вам наиболее важным и почему?

Что вы возьмёте для написания Эссе?

III этап урока. Заключительный.

Учитель:

Какое место занимают средние века в истории человечества? (высказывания учеников).

Какое высказывание вам кажется убедительнее и почему? (высказывания записаны на доске, вернуться в начало урока).

Ответы учеников.

Учитель:

История средних веков сложная и противоречивая эпоха. Это и нашествие варварских племён, когда были уничтожены достижения высокой римской культуры, шли кровопролитные междоусобные войны, подавлялась свободная мысль. И в то же время человечество сделало очередной значительный шаг в своём развитии: появились города, что дало огромный толчок развитию хозяйства и культуры. Совершены многие технические изобретения - механические часы, водяные двигатели, доменные печи, горизонтальный ткацкий станок, огнестрельное оружие, более совершенные корабли. В средние века образовались государства, которые существуют сегодня: Англия, Франция, Польша и др. В Западной Европе возникли выборные представительные органы - парламент, Генеральные штаты, кортесы. Возник суд присяжных, который и поныне применяется в ряде стран. В жизнь человека вошли многие достижения культуры: печатная книга, университеты, школы разных типов, создана богатая литература, получили развитие мировые религии, которые повлияли на складывание современных правил поведения людей.

Учитель:

Ребята, вспомните, что такое ЭССЕ и алгоритм написания ЭССЕ.

Напишите небольшое эссе по поставленной проблеме и представьте результат своей работы через 10 минут.

Через положенное время обсуждение полученных работ.

Домашнее задание: доказать точку зрения одного из представленных философских направлений по поставленной проблеме "судьбы средневековой цивилизации”.


Приложение 1

Алгоритм  написания ЭССЕ.

ЭССЕ - жанр критики, литературоведения, отличающийся свободной трактовкой проблемы.

ЭССЕ (от лат. Exaguim) - взвешивание; очерк, статья, попытка.

Необходимо выбрать серьёзную тему (литературную, этическую, философскую, историческую, эстетическую и т.д.).

Не надо заботиться о системности изложения, аргументированности, плане.

Эссе требует живости, эмоциональности, ассоциативности, индивидуальности.

Приветствуется полемичность, нестандартность мышления.

Яркость языка (использование фигурной речи, риторических вопросов и т.д.).

Объём должен быть небольшим.

Задушевная интонация.

Изобразительная система.

Категория: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: урок истории, учителю истории, открытый урок истории, поурочные планы уроков истории, педсовет, конспект урока истории, история в школе
Просмотров: 5459 | Загрузок: 267 | Рейтинг: 5.0/2
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru