Линия 1. Сформировать представление об
утверждении ислама у арабов и основах исламского
вероучения. Сформировать представление о
расширении исламского мира.
Линия 2. Картина мира в понятиях. Введение в
лексику понятий, связанных с исламской
цивилизацией: Аравия, Мекка, Кааба, Коран, хадж,
джихад, Мухаммед – основатель ислама. Халиф.
Линия 3. Историческое мышление. Выделить
причины и особенности новой религии, осмысление
изменений произошедших с арабами после принятия
ислама. Выявление закономерностей, приведших к
появлению цивилизации.
Линия 4. Нравственное самоопределение.
Сравнить моральные и этические основы двух
цивилизации: христианской и исламской.
Линия 5. Гражданско-патриотическое
самоопределение. Дать возможность осознать, что
каждая культура сыграла свою роль в развитии
общества, толерантно определять свое отношение к
иным мировоззренческим позициям.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Создание проблемной ситуации
Здравствуйте, ребята!
- Скажите, вы любите праздники?
- Какие праздники знаете?
- Какой праздник будем праздновать 25 октября?
(Курбан-байрам)
- Что вы знаете об этом празднике? (религиозный
мусульманский праздник жертвоприношения. Этим
праздником заканчивается хадж – паломничество к
святым местам – в Мекку и Медину. 300 паломников
отправятся из нашей Республики).
Ислам зародился в 7 в. на Аравийском п-ве и стал
мировой религией.
- Какие мировые религии вы еще знаете? (буддизм,
христианство)
- Почему мы их называем мировыми? (их исповедают
большинство людей независимо от национальности)
Обратимся к историческим источникам (РЛ №1)
(читают документы, сравнивают, замечают что 2
документа похожи друг на друга)
Из Библии и священных преданий христиан
"Господь Бог взял пыль земную и создал Адама.
Бог вдохнул в человека душу, и он ожил.
В конце истории на землю явится Антихрист,
который будет выдавать себя за посланника Бога –
Христа. Когда же сам Христос второй раз придет на
Землю, его "небесное воинство” победит армию
Антихриста. Люди воскреснут и предстанут перед
Божиим судом. Грешники отправятся на вечные муки,
а спасенные поселятся в небесном граде”
Ислам и христианство это разные религии?
Из Корана и священных преданий мусульман
"Первого человека – Адама – единый Бог (Аллах)
создал "из звучащей глины” и вдохнул в него
душу.
В конце света Сатана пришлет на землю своего
демона, который будет выдавать себя за
посланники Бога – Иисуса. Однако, когда с небес
спустится истинный Иисус, он победит
лжепосланника и начнет Страшный суд – грешники
будут навечно осуждены гореть в аду, а праведники
воскреснут для вечной жизни”
Сравните представления двух разных религий –
ислама и христианства о прошлом и будущем
человечества.
- Какое противоречие вы обнаружили в документах?
(противоречий нет, отрывки из Корана и Библии
очень похожи друг на друга)
- Какую проблему мы будем сегодня решать?
- Чем ислам отличался от христианства?
Чтобы ответить на этот вопрос мы должны
во-первых вспомнить основы христианского
вероучения
Во-вторых, изучить условия возникновения новой
религии
В-третьих, основы вероучения ислама, и
В-четвертых пути превращения ислама в мировую
религию.
В ходе нашей работы мы заполним сравнительную
таблицу Рабочий лист №2
Используя материал словаря РЛ №3, заполните 1
колонку таблицы. Работаем в группах, ваши задания
обозначены в рабочих листах РАБОЧИЙ ЛИСТ № 2
ЗАДАНИЕ 1. Составь таблицу "Сравнение двух
религий” - кратко, только ключевые слова.
ЗАДАНИЕ 2. Обведи те черты, которые отличают
ислам от христианства.
Вопросы |
Ислам |
Христианство |
Место, время и условия возникновения |
7 в. Аравия |
1 в. Палестина |
Представления верующих об основателе
вероучения |
Мухаммед, человек-пророк |
Иисус, богочеловек |
Главная Священная книга |
Коран |
Новый Завет |
Представления о боге |
Единый Бог –Аллах |
Господь Бог в трех лицах (Отец, Сын,
Святой дух) |
Представление о строении мира |
Ад, рай, мир земной |
Ад, рай, мир земной |
Представление о центре земного мира |
Аравия |
Иерусалим |
Представление о начале и конце истории |
Сотворение, конец мира, Страшный суд |
Сотворение, конец мира, Страшный суд |
Представление о человеке и цели его
жизни |
Греховное тело, бессмертная душа |
Смертное тело и бессмертная душа.
Спасение души. |
Правила отношения к Богу |
Признать единого Бога Аллаха |
Возлюбить Господа Бога |
Правила объединения с единоверцами |
Община верующих мусульман |
Церковь |
Правила отношений с людьми |
Избегать грехов, относиться к людям
как к братьям |
Хранить добродетели, возлюбить
ближнего, прощать врагов своих. Джихад |
Важнейшие обряды, религиозные действия
верующих |
Молитва Пост
Налог
Хадж |
Причащение, крещение |
Проверяем.
Для решения нашей проблемы мы должны
исследовать условия возникновения ислама и
основы вероучения, для этого обратимся к карте и
словарю.
- Где возник ислам? (Аравийский п-ов)
- Где располагается Аравийский п-ов? (западная
Азия)
- Какими морями омывается? (Красное, Аравийское,
Персидский залив)
- Каковы природные условия? (пустыня, оазисы на
юге и западе)
Обратимся к рабочему листу №4. Выберете из
предложенных вариантов основные занятия арабов,
используя информацию из первой колонки таблицы и
обведите их.
Внесите в таблицу место возникновения ислама
(Аравийский п-ов)
Разделимся условно на 2 группы
- Первая группа работая в парах выполняет задание
РЛ № 5 – на основании предложенного текста вы
должны выделить три исторические
закономерности.
- Вторая группа закончит заполнение
сравнительной таблицы
Проверяем сначала таблицу (группа 2), затем
выполнение схемы (группа 1)
Не забывайте вносить недостающие элементы в
свои таблицы и схемы
Обведите в таблице те черты, которые отличают
ислам от христианства.
- Ислам возник в ином (наполовину кочевом)
обществе; Основатель – человек-пророк Мухаммед;
священная книга Коран.
- Ислам не допускает существования единого Бога в
трех лицах
- Центр мира не Иерусалим , а Мекка.
- Пять главных обязанностей (единоверие, молитва,
пост, милостыня, паломничество)
- Джихад.
Что объединяет две религии?
- Много общего в вопросах мироустройства,
представлениях о начале и конце истории, в
вопросах отношения к людям и Богу.
- Как вы думаете, что самое главное в обеих
религиях?
- Обе религии несут В СВОЕЙ ОСНОВЕ
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ: ДОБРА,
СПРАВЕДЛИВОСТИ, МИЛОСЕРДИЯ.
Новая религия способствовала объединению
арабских племен в единое государство Арабский
халифат. Перед арабами после смерти Мухаммеда
встала задача распространение "истинной
веры" среди неверных. За сравнительно короткий
период в было создано огромное государство со
столицей в Дамаске. Владения халифата
раскинулось от берегов Атлантического океана до
границ Индии и Китая. Ислам имел огромное влияние
на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не
только арабов, но и жителей завоеванных ими
стран.
Что же позволило арабам добиться такого
грандиозного успеха?
Обратимся к учебнику с. 96, и документу рабочего
листа № 6
Причины успехов арабов:
- Правитель обладал беспрекословной властью- как
светской, так и духовной.
- Вера в то, что гибель в "священной войне”
открывает дорогу в рай, делала воинов
неустрашимыми.
- Слабость завоеванных территорий.
- Политика завоевателей.
- Общие черты двух религий.
Вывод. Таким образом, благодаря общим
чертам христианства и ислама, арабские
завоеватели добились успеха, и создали на
Востоке государство Арабский халифат. В
результате сложилась новая цивилизация
исламский мир, давшая миру множество культурных
достижений.
Скажите мне, пожалуйста, если вы, путешествуя по
миру, приезжаете в страны, где чтят мусульманскую
веру и традиции, как вы будите себя вести? (Когда
мы посещаем зарубежные страны, мы должны быть
толерантны, должны учитывать религиозные и
культурные особенности этой страны)
Д/з Рабочий лист №7.
Подведение итогов. |