Цели:
а) образовательные – рассмотреть и систематизировать исторические
процессы в средневековой культуре Западной Европы, исследовать
соотношение влияния сферы культуры и политической, экономической сфер
общественной жизни; раскрыть сущность явлений культуры; б)
воспитательные – выработка гуманистических взглядов и ценностных
ориентиров, воспитание чувства принадлежности к европейской цивилизации и
уважения к другим культурам; художественно-эстетическое воспитание;
в) развивающие – развитие умений системного анализа, навыков
рассмотрения и адекватного использования понятий, использование методов
«мозгового штурма», общекультурное развитие личности.
Тип урока: комбинированный, урок изучения нового материала (спаренный), интерактивный.
Оборудование:
тематический атлас, учебник для 10-го кл. по всемирной истории,
раздаточный материал, иллюстрации, научно-популярный словарь-справочник
«Средневековый мир в терминах, именах и названиях». Оформление доски: дата, название темы урока, план, эпиграф, иллюстративный материал. План: 1. Пространство 2. Время 3. Социальное окружение 4. Система образования 5. Наука 6. Архитектура 7. Литература 8. Театр 9. Ранний гуманизм
Организационный момент (до 3 минут) В
начале урока учитель приветствует учащихся, интонация, общее вступление
и поза педагога настраивают присутствующих на общий рабочий ритм,
учитель обращается к старшеклассникам с проблемным вопросом:
«Средневековье в мировой истории: это мрачная эпоха упадка или поиск
божественных истин?» (ответы предлагается давать в начале, по ходу, а
окончательные выводы (со стороны учащихся и учителя) в конце урока),
озвучиваются тема и цели (кратко) урока, предлагается активно
участвовать в общей деятельности, возможность для учащихся заработать
высокую отметку (положительная мотивация).
Опрос учащихся (12-15 минут) По предыдущим темам: активизирующие вопросы к классу, индивидуальные задания, фронтальный опрос. 1)
Раскройте понятия «феодальная иерархия», «капитулярии», «оммаж»,
«город», «бюргерство», «сословно-представительная монархия»,
«централизованное государство»; 2) Выделите общее и отличия в
государственном строе Франции, Англии, Германии, Италии периода Высокого
средневековья; Можно ли считать сословно-представительные учреждения
средневековья парламентами в современном понимании? 3) Назовите схему
управления католической церкви; Какова историческая роль христианства в
средневековой Европе? Чем известен Иннокентий ІІІ? (обращение к
историческим источникам, учебник с.157, «Два светила»).
1.
Пространство Краткое описание природно-географических условий,
сведения о великих путешественниках (Марко Поло, византийцы, викинги,
феномен Генуи и Венеции), выделение характерных черт восприятия
пространства (предоставление учащимся логической схемы), выступление
ученика с тематическим сообщением «Роль викингов в средневековье» (5-6
минут). 2. Время Активизирующий вопрос: Сравните значение
времени в нашу эпоху и в средние века. Далее учитель сообщает ряд
основных моментов (структуризация времени, роль церкви и христианского
вероучения в данном вопросе, движение флагеллантов), выступление ученика
с тематическим сообщением «Место и значение Библии», «Джон Уиклиф» (до 6
минут).
3. Социальное окружение Активизирующий вопрос: Возможна
ли жизнь человека вне общества? Учитель излагает основные уровни
социального окружения средневекового человека (с учётом сословной
принадлежности), выделяет характерные черты устройства средневекового
общества (предоставление учащимся логической схемы).
4. Система
образования Активизирующий вопрос: В чём заключается необходимость
образования? Краткая характеристика эволюции образования в средние века,
акцент на исторические термины, использование тематической карты,
иллюстрации, феномен университета. Выступление ученика с тематическим
сообщением «Семь свободных искусств» (5 минут), предоставление учащимся
логической схемы.
5. Наука Учитель рассказывает существенные
сведения по данной проблематике, обращая внимание на выдающихся учёных
данного периода и актуальность их научных подходов, рассматривается ряд
научных понятий, особое значение логической схемы (письменная раздатка,
закрепление материала).
6. Архитектура Активизирующий вопрос: О
чём говорит выражение «Полёт духа, высеченный в камне»? (Храм).
Называются два основных средневековых стиля – романский и готический,
определяются их характерные черты (учащиеся кратко конспектируют),
выступление ученика с тематическим сообщением «Готика» (5 минут).
7.
Литература Активизирующий вопрос: «Глаголом жечь сердца людей…» –
можно ли так сказать о средневековой литературе? (версии учащихся,
беседа). Учитель называет основные жанры литературы, предлагает
логическую схему (раздатка). Выступление ученика с тематическим
сообщением «Каролингское возрождение», «Куртуазная любовь» (до 7 минут).
8.
Театр Образный переход – «Вся жизнь – театр» – утверждал великий
У.Шекспир, возможность комментариев учащихся. Далее учитель называет
основные театральные жанры и предоставляет слово ученику для
тематического сообщения «Миракль и мистерия» (до 6 минут).
9.
Ранний гуманизм Активизирующий вопрос: Как вы понимаете термин
«гуманизм»? Беседа с учащимися, акцент учителя на глубинную связь
духовного движения Ренессанса и нашей современности. Анализ понятия
гуманизм, запись в конспекте, использование цветного иллюстративного
материала, основные представители Раннего Возрождения в литературе и
искусстве (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо,
Мазаччо, Сандро Боттичелли, Донателло).
Заключение (7-8 минут)
Резюме, фронтальный опрос учащихся на закрепление материала,
совместное формулирование итоговых выводов по рассмотренной
проблематике, тезис о значении культурного наследия для современного
человека, акцент на главные моменты домашнего задания, отзыв учителя о
работе учеников, выделение наиболее активных, озвучивание отметок, общая
благодарность за работу. Итоговое высказывание – афоризм Иммануила
Канта: «Есть две вещи в мире, которые не перестают удивлять меня:
звездное небо над головой и моральный закон внутри меня». Проблемное
задание (на дом): Сравните средневековую картину мира с мировоззрением
нашей эпохи. Есть ли преемственность, внутренне единство и каковы
различия ценностных доминант?
|