Цели:
- обобщить знания учащихся об истории Древней Греции и ее культурном наследии;
- подвести учащихся к пониманию того, что эллинская культура стала одной из основ единой культуры современного человечества.
Задачи:
- развивать умение учащихся осмысливать исторические факты, литературные произведения, явления и творчески их применять;
- развивать у учащихся навыки участия в дискуссии, обсуждении, работы в группе, выражение собственной позиции;
- приобщая учащихся к культурному наследию прошлого, способствовать
воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности;
- продолжить работу над спецификой урока (слухом, монологической речью учащихся; произносительными навыками, ударением).
Оборудование:
- Карта «Древняя Греция в XI –IX вв. до н.э.».
- Аппликации - «Раздробленность Древней Греции», «Гора Олимп», «Острова Крит и Итака», греческие корабли.
- Картинки «Олимпийские Боги».
- Меловая схема
- Ребусы, головоломки.
- Видеофильм «Одиссея» (отрывок).
- Таблички с названиями маршрутов и названиями географических объектов.
- Мультипликационный фильм «Мифы Древней Греции» (отрывки).
- Ветви лаврового дерева.
Ход урока
Маршруты путешествия (задания – туры):
№ |
Название конкурса |
I команда / баллы |
II команда / баллы |
1. |
Разминка (о. Итака) |
|
|
2. |
Конкурс знающих мореплавателей |
|
|
3. |
Конкурс капитанов (Афины) |
|
|
4. |
Конкурс знатоков (г. Олимп) |
|
|
5. |
Конкурс крылатых выражений (Троя) |
|
|
6. |
Конкурс ораторов (о. Крит) |
|
|
7. |
Итоговый конкурс (о. Итака) |
|
|
Учитель: Сегодня, ребята, мы подводим итог нашим первым
сведениям о Древней Греции – прекрасной стране, давшей мировой
цивилизации много ценного и значимого.
(Учитель обращает внимание учащихся на карту «Древняя Греция в XI –IX вв. до н.э.».)
Учитель: Чтобы оживить ваши первоначальные представления об
истории Древней Греции, я предлагаю вам совершить небольшое
путешествие.
Оно пройдет в игровой форме и будет носить состязательный характер.
Класс будет разделен на 2 команды, каждая из которых в ходе игры будет
работать либо над общими для всех, либо над специальными заданиями,
объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.
Учитель: В ходе игры идет работа по обобщению раздела «Древнейшая Греция». Игра-путешествие
поможет нам выявить команду-победителя. Ученики, активно принимавшие
участие в игре, получают оценки. Разрешите представить вам тех, кто
будет оценивать полноту и правильность ответов команд; быстроту решений
и эмоциональность выступлений участников команд.
Учитель представляет членов жюри (учителя истории, учащиеся старших классов).
Жюри: Члены жюри ведут подсчет баллов за каждое задание -
тур, подводят итоги в конце игры и называют победителя. Все задания
объединены одной целью - дать правильный, аргументированный ответ и
быстрый ответ. Не забывайте, что от слаженности всех участников
команды зависит результативность каждого тура и всей игры в целом.
Помните о поддержке, взаимовыручке, взаимопомощи!
Учитель: Представляю команды – участницы путешествия. Первая
команда выбрала себе название – «Олимпийцы», вторая – «Эллины».
Представляю вам моего помощника (ученик старшего класса), который будет
объяснять командам задания маршрутов. Удачного вам путешествия по
страницам истории Древнего мира!
Ученик: Итак, конкурс первый - «Разминка». Правильный ответ на вопрос оценивается 1 баллом, знание карты может принести команде еще 1 балл.
I команда |
II команда |
1. Определите географическое положение Древней Греции. |
1. Какую территорию заселяли древние греки? |
2. На какие части делится Греция? |
2. Какими морями омывается Греция? |
(После ответа членов команд учитель обращает внимание к карте
«Древнейшая Греция и территория расселения древних греков»; к доске
прикрепляются аппликация «Раздробленность Греции» и таблички с
названиями морей.)
Жюри подводит итоги конкурса «Разминка».
Учитель: Наш следующий конкурс называется «Конкурс знающих мореплавателей». Наше путешествие начинается от о. Итака (учитель прикрепляет к доске аппликацию с контурами острова).
Приглашаются по 1 человеку от команды. Они будут кормчими ваших
команд. Кормчий – это тот, кто ведет корабль; помогает ему
ориентироваться на море. Первым в плавание отправиться корабль той
команды, чей кормчий быстрее решит задачу и даст правильный ответ на
вопрос (эта команда во всех конкурсах будет задания выполнять первой).
- Почему древние греки не уходили далеко в море, а плавали вдоль побережья?
- Вы, житель о. Итака, приглашены на праздник в Афины. Покажите по
карте и объясните, как вы будете добираться до места назначения.
Жюри подводит итоги «Конкурса знающих мореплавателей».
Ученик: Объявляется конкурс капитанов. От капитана на корабле
зависит очень многое. От каждой команды приглашается капитан для
выполнения несложного задания. Полнота ответа может принести командам
по 3 балла.
I команда |
II команда |
Охарактеризуйте природные условия Древней Греции. |
Расскажите о занятиях древних греков. |
Для своего ответа учащиеся могут применить наглядный материал, раннее использованный учителем при изучении этих вопросов.
Рисунок 3
Ученик: На празднике в Афинах капитанам команд преподнесли
таинственные подарки. Внимание – «Черный ящик»! Правильно угаданный
капитаном предмет, находящийся в ящике, принесет команде 2 балла. Жюри подводит итоги «Конкурса капитанов».
Учитель: Внимание! Вопросы командам. Каждый правильный ответ
принесет команде один балл. Сейчас наш путь лежит туда, где по
представлениям греков находилось «Священное место».
- Как оно называется?
- Где оно находится?
- Кто там жил?
- Чем боги отличались от людей?
Учитель: Итак, вы правильно определили ваше новое направление плавания – гора Олимп - «Жилище богов», что в Северной Греции (Учитель прикрепляет к доске аппликацию «Гора Олимп» и иллюстрацию «Боги Древней Греции»).
Учитель: Именно здесь, на Олимпе, мы проведем «Конкурс знатоков».
Каждый участник команд пишет на своей половинке доски имя греческого
бога (приносит команде 1 балл) и указывает, чему этот бог
покровительствовал (приносит еще 1 балл).
Ученик: Просим вас выполнить дополнительно задание,
посвященное древнегреческим богам. Приглашается представитель от
команды «Олимпийцы» и команды «Эллины». Перед вами карточки. При помощи
соединительных стрелок «вручите» богам необходимые им предметы. Через 1
минуту вы можете подарить своей команде 1 балл.
Жюри подводит итоги «Конкурса знатоков».
Учитель осуществляет передвижение кораблей по меловой схеме. Остановка у г. Троя.
Учитель: Мы с вами достигли западного побережья Малой Азии (показ по карте территории Малой Азии). Я хочу обратиться к командам с вопросами, правильность которых наше жюри обязательно оценит.
I команда |
II команда |
1. Каково иное название этого года? |
2. С каким событием в истории Древней Греции связано название города? |
3. Какая поэма посвящена Троянской войне? |
4. Кто является автором этой поэмы? |
Учитель: Древняя Греция дала миру много крылатых выражений,
которые мы употребляем в нашей речи до сих пор. На уроках истории мы
знакомились со значением таких выражений. Но смогут ли члены жюри
вспомнить некоторые крылатые выражения, связанные с историей Эллады.
Учитель предлагает жюри выполнить кроссворд. Учитель просит участников команд оценить работу, выполненную членами жюри.
Учитель: Из поэмы Гомера «Илиада» в наш язык вошли крылатые выражения? Какие? «Конкурс крылатых выражений» поможет нам разобраться в этом. Жюри будет оценивать его таким образом:
- Правильный ответ – 1 балл;
- Объяснение смысла данного выражения + 1 балл.
Жюри подводит итоги «Конкурса крылатых выражений».
Учитель осуществляет передвижение кораблей по меловой схеме. Остановка у о. Крит.
Учитель: Бог южного ветра Земфир позволил вашим кораблям благополучно достичь о. Крит. Здесь состоится очередной конкурс– «Конкурс ораторов».
Напомню участникам команд, что оратор – это человек, умеющий хорошо
говорить. С о. Крит связано большое количество древнегреческих мифов.
Представьте, что вас попросили рассказать один из них. Сделает это один
из участников команд. Жюри будет оценивать конкурс следующим образом:
- передать содержание – 2 балла;
- передать содержание с чувством (эмоциональный настрой) +2 балла.
Жюри подводит итоги «Конкурса ораторов».
Учитель: Наше путешествие в Древнюю Грецию подходит к концу.
Впереди нас ждет конечный пункт нашего необычного путешествия. Название
этого пункта вы назовете сами. А поможет вам сделать отрывок из фильма,
который я предлагаю вашему вниманию. Герой этого фильма как раз очень
торопится на свою Родину - туда, куда направляются и ваши корабли.
Далее участники команд знакомятся с отрывком из х/ф «Одиссея».
Учитель: Вы правильно определили конечную цель нашего
путешествия – остров Итака – Родину героя Древней Греции Одиссея. На
острове состоится наш последний конкурс «Итоговый». Гомер в поэме «Одиссея» показал скорбь и тоску героя по Родине:
...Одиноко сидел на утесистом бреге,
и очи
Были в слезах; утекала медлительно
капля за каплей
Жизнь для него в непрестанной
тоске по Отчизне.
Учитель: Герои греческих мифов не были бессмертны, как боги.
Однако они не были и обыкновенными смертными. Многие из них вели свое
происхождение от богов. Их подвиги и свершения, запечатленные в мифах и
выдающихся художественных творениях, дают нам представления о
воззрениях греков. Вы знаете, что герои Эллады наделены были
многочисленными эпитетами. Одиссея именовали – «хитроумным». Вспомните
наши истории об Одиссее и докажите примерами, что этот герой Эллады
действительно был хитроумным. Жюри оценит правильность вашего ответа 3
баллами.
Жюри оценивает «Итоговый конкурс».
Учитель: Закончилось наше путешествие в Древнюю Элладу. Впереди нас ожидают новые открытия этой удивительной страны.
Жюри подводит общий итог игры-путешествия.
Учитель: Команда - победитель игры - получает венок из листьев
лаврового дерева, как символ находчивости, остроумия, желания одержать
победу и продемонстрировать свои знания по истории Античного мира.
В завершении учитель предлагает учащимся посмотреть м/ф «Геракл в гостях у Адмета».
|