Суббота, 13.07.2024, 02:10                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА [1]
ИСТОРИЯ РОССИИ [48]
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ [16]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [44]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ИСТОРИЯ » ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Ролевая игра «Убийство Бориса и Глеба»
08.06.2012, 18:59

Цели занятия:

— на основе анализа заранее прочитанных текстов помочь ученикам определить свое отношение к событиям;

— способствовать развитию критического мышления восьмиклассников, коммуникативных и дискуссионных навыков.

Подготовка к уроку

Ученикам заранее дается список рекомендуемой литературы по теме (см. ниже), распределяются роли и объясняются задачи каждого участника игры (судья, присяжные заседатели, главный обвинитель, защитник, свидетели защиты и обвинения).

Необходимо также подготовить реквизит для инсценировки судебного заседания, оформить класс. При этом можно использовать изобразительный ряд, дающий представление об эпохе (силуэты древнерусских храмов, рисунки со старинных миниатюр и т.д.).

 Ход урока

1. Учитель объясняет цели урока, представляет участников импровизированного судебного процесса, произносит небольшое вводное слово.

События, о которых пойдет речь, относятся к к началу XI в. — ко времени второй междоусобной войны за киевский престол. С этими событиями связана одна из загадочных трагедий — гибель двух сыновей киевского князя Владимира Святославича, Бориса и Глеба, позднее причисленных к лику святых. В убийстве князей был обвинен брат Святополк, получивший прозвище Окаянный.

Междоусобица началась в 1015 г.

2. Далее представляются участники судебного процесса. Слово получает обвинение.

Тезисы выступления обвинителя:

— смерть великого князя Владимира;

— захват князем Святополком киевского престола;

— убийство по приказу Святополка князя Бориса, находившегося под Киевом;

— убийство Святополком муромского князя Глеба;

— отклик русского общества на эти события;

— борьба Святополка с князем Ярославом;

— поражение Святополка и его смерть.

Свидетели обвинения сообщают детали гибели Бориса и Глеба, используя текст Повести временных лет, житий Бориса и Глеба, исследования историков.

Судья задает вопросы, вносит поправки, уточнения,требует доказательств.

3. Слово предоставляется защите.

Тезисы выступления защитника:

— Святополку незачем было убивать братьев, так как он имел законное право на киевский престол; Борис и Глеб добровольно признали его старшинство;

— в летописях много противоречий, несоответствий, недоговоренностей;

— обвинение игнорирует информацию о событиях, содержащуюся в хронике мерзебургского епископа (XI в.) и в Эймундовой саге (XIII в.), на основе которых историк Н.Н.Ильин делает предположение, что, скорее всего, борьба шла между Борисом и Ярославом и именно князь Ярослав послал убийц к Борису; Святополк же, обвиненный в измене и посаженный князем Владимиром в темницу, бежал после его смерти в Польшу и находился там;

— вполне вероятно, что Святополк явился жертвой политических интриг и на него удалось списать целый ряд политических преступлений, совершенных другими лицами, возможно, тем же Ярославом Мудрым;

— вся судьба Святополка говорит о том, что это скорее страдалец, жертва, чем преступник. В детстве он был лишен отцовской ласки; затем последовали династический брак — по расчету правителей Руси и Польши, тюрьма, бегство на чужбину. Святополк, конечно, был сыном своего времени, возможно, действительно отличался жестокостью и коварством, подобно большинству своих современников, обладавших властью;

— вина Святополка не доказана обвинением.

Слово предоставляется свидетелям защиты, которые используют публикацию: Данилевский И. Святополк Окаянный. Убийство Бориса и Глеба / Знание — сила. 1992. № 8.

4. Суд и присяжные после обсуждения аргументов обвинения и защиты выносят приговор.

Возможный вариант текста приговора:

Суд присяжных вынужден признать, что окончательный вывод о виновности или невиновности Святополка сделать нельзя, так как исторические источники не дают нам полной картины происшедшего. Поэтому считаем, что это событие остается одной из тайных страниц отечественной истории.

Суд, однако, признает, что больше аргументов имеет обвинение, чем защита:

а) мотив преступления — сохранение престола — просматривается очень четко;

б) необходимо учитывать эпоху, нравы того времени: устранение старшим братом братьев-конкурентов на престол было обычным делом (свойственник Святополка, польский князь Болеслав Храбрый, не поколебался избавиться от своих младших братьев).

 

Список рекомендуемой литературы

Головко А. Кто убил Бориса и Глеба? // Наука и религия. 1988. № 2. С. 27—30.

Данилевский И. Святополк Окаянный. Убийство Бориса и Глеба // Знание — сила. 1992. № 8. С. 65—73.

Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Мысль, 1989. Т. 2. С. 7—9.

Карпов А. Борис и Глеб. Детская роман-газета. 1996. № 1.

Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. 1. М.: Мысль, 1988.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Кн. 1. М.: Книга, 1990. С. 11.

Миронов К.С. История России в поэзии и прозе. Библиографический указатель. М., 1985.

Окунев С.Д. Борис и Глеб // Народное творчество. 1991. № 2. С. 18—19.

Рапов О.Г. Обвиняются в убийстве? О событиях, связанных с убийством Бориса и Глеба // Родина. 1994. № 5. С. 69.

Серова Н. Борис и Глеб // Север. 1990. № 7. С. 154.

Соловьев С.М. Об истории древней России. М.: Просвещение, 1992. С. 45—50.

Категория: ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | Добавил: admin | Теги: учителю истории, урок истории, педсовет, внеклассное мероприятие по истории, история в школе, конспект урока истории
Просмотров: 1545 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru