Образовательная цель игры: обобщить и
закрепить полученные на уроках истории,
литературы знания об укладе жизни русского
населения России XVII – XIX веков; обобщить и
закрепить знания об архаичных словах и понятиях;
закрепить сведения о смысле пословиц и
поговорок; закрепить принципы составления
загадок.
Воспитательная цель игры: через познание
истории России прививать любовь к своей Родине.
Развивающая цель игры: развивать умение
работать с информационной и
научно-публицистической литературой, прививать
навык работы в команде, развивать реакцию и
скорость при ответах на поставленные вопросы.
Оборудование
- доска или магнитная доска;
- для выполнения задания четвертого конкурса: 2
листа ватмана с изображением силуэта человека, 2
комплекта карточек с архаичными названиями
частей тела человека, канцелярские кнопки или
скотч и ножницы или магниты для 2-х команд;
- для выполнения заданий пятого и шестого
конкурсов: листы бумаги, ручки, карандаши;
- для выполнения задания седьмого конкурса: листы
формата А3 и фломастеры или маркеры для каждой
команды, несколько карточек с пословицами;
- для выполнения задания девятого конкурса:
карточки или список с загадками.
Ход игры
Участники игры: ведущий, две команды (можно
больше) по 8 - 10 человек, жюри. Ведущим может быть
как ученик, так и учитель. В жюри приглашают
учителей литературы, истории, математики и др.
Начало игры можно сопроводить словами:
"Собрались у нас на игрище добры молодцы и
красны девицы. Не силой померяться, а мудростью
поделиться”. В таком же стиле проходит
представление команд и жюри.
Первый конкурс "Представление команд”.
Необходимо представить свою команду, объяснить
название и девиз. Заранее, при подготовке к игре
нужно пояснить участникам, что в названии
команды нужно использовать какое – либо
архаичное слово или выражение (например: "Добры
молодцы”, "Красны девицы”, "Баюны”,
"Ведуны”, "Адамант” или "Диамант”
(бриллиант – уст.), "Яхонт” (сапфир
или рубин – уст.) /по аналогии драгоценный
камень – ценность мудрости/ и т.п.). Оценивается
близость к теме, правильность объяснения,
оригинальность представления команды.
Второй конкурс "Догадайся что такое”.
Команды по очереди загадывают друг другу загадки
"с подвохом” (Приложение 1). Оценивается
правильность ответов, остроумие.
Третий конкурс "Как одеться?”. Команды по
очереди называют архаичные названия одежды
(Приложение 2). Та команда, которая последней
скажет название – выиграла конкурс.
Четвертый конкурс "Где что находится”. На
доске крепятся изображения силуэта человека.
Вызываются по одному участнику от команды
(капитаны), которым выдаются таблички с
архаичными названиями частей тела человека
(Приложение 3). При помощи скотча, канцелярских
кнопок или магнитов необходимо прикрепить на
изображение силуэта человека. Оценивается
скорость и правильность выполнения задания.
Пятый конкурс "Арифметический”. Командам
предлагается решить несложные математические
задачи, в которых указаны старинные меры длины,
объема или веса, затем перевести в те единицы
измерения, которыми пользуются в настоящее время
(Приложение 4). Оценивается быстрота и
правильность решения.
Шестой конкурс "Поговорки”. Командам нужно
за определенное время написать поговорки, в
которых фигурируют старинные, архаичные слова
(Приложение 5). Учитывается контрольное время и
количество поговорок.
Седьмой конкурс "Узнай пословицу”. Командам
на выбор дается по одной пословице или поговорке,
написанных на корточках, которые они должны
изобразить в рисунках. Затем команды отгадывают
пословицы, изображенные соперниками (Приложение
6). Оценивается близость изображения содержанию и
правильность ответа.
Восьмой конкурс "Скороговорки”. От каждой
команды вызываются по одному человеку, которым
предлагается произнести по три скороговорки.
Оценивается скорость, чистота произношения
(Приложение 7).
Девятый конкурс "Загадки”. Командам
загадывают старинные загадки или те, в которых
фигурируют бытовые предметы, в настоящее время
практически вышедшие из обихода. Отвечает
команда, участник которой первый поднимет руку.
Оценивается результативность и правильность
ответов (Приложение 8).
Итоги подводятся по окончанию всех конкурсов.
Победителям торжественно присваивается звание
"Трижды премудрых”. В качестве вещественных
призов можно предусмотреть изделия народных
промыслов (как вариант – деревянные расписные
ложки).
Приложения
Рекомендация: на занятиях по истории,
литературе школьники знакомятся с укладом жизни
русского населения России XVII – XIX веков. При этом
происходит первое знакомство с различными
архаичными словами и выражениями. Ученики
анализируют: употребляются ли они в настоящее
время, сохранился ли первоначальный смысл этих
слов. Для улучшения усвоения этих знаний можно
составить "Словарь русско – русского языка”, в
котором фиксировать "новые” (для учеников)
старые слова и выражения.
1. "По чему человек ходит?” - по земле, "От чего
утка плавает?” - от берега, "За чем человек ест?”
– за столом, "Что посреди Уфы стоит?” - буква
"ф”, "Что находится между рекой и берегом?” -
буква "и”, "Почему человек шапку носит?” -
потому что сама ходить не может, "За чем язык во
рту?” - за зубами, и т.п.
2. армяк, душегрея, епанечка (жен.
верх. короткая одежда, вид душегреи), ермолка,
зипун (верх. одежда из домотканого сукна, до
колен), картуз, кафтан, кичка (головной
убор замужних женщин), кокошник, кушак,
лопотина (ветхая верхняя одежда), малахай
(крестьянская зим. меховая шапка со стоячим
козырьком и длинными широкими ушами сзади и с
боков), ногавки (чулки, носки), онучи,
панёва (понёва, предшественница юбки, домотканый
кусок ткани обернутой вокруг талии внахлест, с
разрезом спереди или сбоку, собранная на талии на
веревочку), пимы и чёсанки, и катанки
(валенки), повойник (волосник), порты,
рубаха, сарафан, сорока (головной убор
или часть его у замужних женщин), тулуп, шушун
(жен. крестьянская короткая одежда без рукавов) и
т.д.
3. чело - лоб, очи - глаза, ланиты - щеки, уста -
губы, жерело - шея, рамены – плечи, длань -
ладонь, перст - палец, чрево - живот, чресла - бедра.
4. а) Задача: Посадил мужик поле репы. Сколько
репы мужик собрал всего, если известно, что в
телегу помещается 25 пудов корешков, а на поле ему
пришлось съездить 19 раз, причем медведь отобрал
"на пробу” половину пуда?
Решение: 25 пудов х 19 телег – 0,5 пуда=474,5 пуда х
16,3 кг=7.734, 35 кг репы
б) Задача: Машенька насобирала в лесу пять
коробов ягод. Полтора короба она отдала бабушке
на кисель и варенье, а остальные увезла с
батюшкой на ярмарку. Сколько денег получила Маша,
если известно, что один короб ягод стоит
гривенник?
Решение: 5 коробов – 1,5 короба х 1 гривенник=3,5
гривенника х 10 копеек=35 копеек
в) Задача: Колос пшеницы, со времени посева в
конце мая, вырастает за месяц в среднем на 9
вершков. Какой высоты будет колос во время жатвы
в конце августа?
Решение: 9 вершков х 3 месяца=27 вершков х 4,44 см=119,88
см
г) Задача: На Рождество для одной семьи
готовят 3 больших жбана сбитня. Сколько всего в
деревне за праздник выпивают сбитня, если
известно, что всего там проживает 25 семей, а объем
1 жбана 10 чарок?
Решение: 3 жбана х 25 семей=75 жбанов х 10 чарок=750
чарок х 0,123 л=92,25 литров монеты: алтын – 3 копейки; гривна (гривенник)
– 10 копеек; двугривенный – 20 копеек; денежка
(деньга) – полкопейки; копейка; полушка –
четверть копейки;
меры длины: аршин – 0, 711 м; верста (500 саженей)
– 1,067 км; вершок – 4,44 см; пядь (4,5 – 5,5 вершков, 19 –
23 см) – внесистемная мера длины – длина между
кончиками раздвинутых большого и среднего
пальцев; сажень (3 аршина) – 2,134 м (маховая сажень
176 см – между концами пальцев раскинутых рук и
косая сажень; косая сажень – от пятки левой ноги
до конца поднятой правой руки); четверть (4 вершка)
– 17,7 см;
меры веса: золотник – 4,26 г; лот – (3 золотника)
– 12, 797 г; пуд – 16,3 кг; фунт (32 лота) – 409, 512 г;
меры объема: гарнец – 3, 28 л – для сыпучих
тел; косушка (мера жидкости, обычно водки, 0, 25
штофа или полбутылки) – 0, 307 г; чарка – 0, 123 л - мера
жидкости; четверик (8 гарнцев) – 26,24 л – для
сыпучих тел; четверть (8 четвериков) – 209,9 л – для
сыпучих тел; штоф (10 чарок) – 1,230 л - мера жидкости.
5. Поговорки – окольное выражение, переносная
речь, простое иносказание, обиняк, способ
выражения, но без притчи, без суждения,
заключения, применения… Поговорка заменяет
только прямую речь окольно, не договаривает,
иногда не называет вещи, но условно, весьма ясно
намекает (В.И.Даль). "Ни рыба ни мясо, ни кафтан ни
ряса”, "Голь на выдумки хитра”, "Язык лыка не
вяжет”, "Непоседливый, как веретено”, "Полная
кубышка”, "Воду в ступе толочь”, "Как Мамай
прошел”, "Об его лоб только поросят бить”,
"Будто с лука спрянул”, "Задрал нос – и
кочергой не достанешь”, "С плеч да в печь”,
"Чудеса в решете”, "На свой аршин”, "Совесть –
дырявое решето”, "Семи пядей во лбу”.
6. Пословицы – коротенькая притча, приговор,
поучение (В.И.Даль). "Все бондаря, да не многих
благодарят”, "В чужих руках ломоть велик”,
"Хоть горшком назови, только в печку не ставь”,
"На чужой кузовок не разевай роток”, "Каждый
сверчок знай свой шесток”, "В одиночку не
одолеешь и кочку”, "Грамоте учиться – всегда
пригодиться”, "Красна сказка складом, а песня
ладом”, "Пословица мимо не молвится”, "Мал
золотник, да дорог”.
7.
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора. |
Свинья тупорыла весь двор перерыла,
Вырыла полрылы, до норы не дорыла. |
Сыворотка из-под простокваши. |
От топота копыт пыль по полю летит. |
Шли сорок мышей,
несли сорок грошей;
две мыши поплоше
несли по два гроша. |
Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои. |
Осип кричит, Архип орет
Осип охрип, Архип осип. |
Бык тупогуб,
у быка губа тупа. |
Огурцы – молодцы зеленобелогубы. |
Огурцы белогубы,
А молодцы белопупы. |
8.
Ни глаз, ни ушей,
а слепых водит. (посох) |
Крутая гора:
что ни шаг – то нора. (лестница) |
Шуба в избе,
рукав на улице. (печь и труба) |
Рогат, да не бык,
хватает, а не сыт,
людям отдает,
а сам на отдых идет. (ухват) |
Черный конь
прыгает в огонь. (кочерга) |
С ушами,
да не слышит. (ушат) |
Утка в море,
хвост на воле. (ковш) |
В одной кадочке
два тестица:
одно хорошо,
а другое еще лучше. (яйцо) |
В лыковом корыте
живое мясо шевелится. (лапти) |
Примечание.
1. Существует достаточно современной научно -
популярной литературы на данную тему. Как
отправные рекомендуются следующие издания:
Беловинский Л.В. Российский историко – бытовой
словарь.-М., 1999;
Русские народные загадки, пословицы,
поговорки./Сост., Круглов Ю.Г.-М., 1990.;
Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных
звуков.–Ярославль, 2004.
2. Можно проводить не все указанные конкурсы,
либо заменить их подобными, но чтобы смысл игры
при этом не изменялся.
|