Цели:
- cоздать условия для развития познавательной
и творческой активности учащихся;
- cопоставить развитие коллективных качеств у
учащихся во время подготовки и участия в
викторине;
- формировать патриотическое самосознание
учащихся, чувство гордости за доблесть и славу
русской армии.
Оборудование: репродукция картины «Переход Суворова через Альпы», портрет
А.В.Суворова, кроссворд, презентация.
ХОД ВИКТОРИНЫ
"Свет дорога, величие и силу
Сквозь века несла народам Русь.
Жизнь моя, любовь моя Россия,
Я твоей судьбой горжусь!”
– В разные времена, с разных сторон двигались
на Русь иноземные захватчики. Но смело выходили
сражаться с врагами наши предки. Поднимались на
защиту и стар, и млад, и бились с врагами либо до
вздоха последнего, либо до часа победного.
Зарыли в землю много ржавой стали
Все, кто у нас пировал в гостях!
Как памятник стоит на пьедестале,
Так встала Русь на вражеских костях.
К нам, древней славы неусыпным стражам,
Взывает наше прошлое, всели,
Чтоб на заржавленном железе вражьем
И впредь стояла русская земля!
– Вечно в памяти поколений будут жить великие
подвиги русских воинов. И сегодня мы с Вами будем
говорить о воинской славе России, о доблестях, о
подвигах, о славе!
Вся его жизнь прошла в походах. Это был
необыкновенный человек. Любил читать книги по
истории, знал немецкий, французский и
итальянский языки.
Рассказ учащегося о А.В. Суворове, показ портрета.
Александр Суворов родился 13 ноября 1730г. в
Москве. Его отец Василий Суворов происходил из
старинного русского рода, был сравнительно
небогат и даже скуп. Женился он на дочери дьяка
Авдотье Федосеевне Мануковой и, имел от этого
брака двух дочерей и сына Александра. Детство
мальчика протекало в Москве. Не мог он не бывать и
в принадлежащих его отцу поместьях. В доме
Суворовых, не существовало того высокомерия и
жестокости по отношению к крепостным крестьянам,
которые характерны для тогдашнего вельможного
дворянства. Маленький Александр проводил много
времени в обществе своих сверстников –
крестьянских ребят. Обращение его родителей с
крестьянами, зародило первые зерна уважения к
простому русскому человеку – черта, отличавшая в
последствие Суворова и во многом
способствовавшая его необычайной популярности
среди солдат. Со времен Петра I каждый дворянин
обязан был, вступая в военную службу, проходить
ее с нижних чинов. Дворяне нашли способ обходить
этот закон: они записывали сыновей в гвардию при
самом их рождении, и, живя еще в родительском
доме, дети постепенно повышались в чинах. Однако
Суворов вопреки этому обыкновению не был записан
при рождении в военную службу: отец не
предназначал Александра к военной карьере. А тут
еще мальчик оказался хилого сложения, на вид
болезненный. Это в дальнейшем обернулось для
Суворова благоприятной стороной: вынужденный
пройти солдатскую службу по- настоящему, он
глубоко ознакомился с бытом и нравами русских
солдат. Итак, для Александра было избрано
гражданское поприще. Отец не удосужился
позаботиться о серьезной подготовке сына.
Занятый служебными и хозяйственными делами,
вдобавок опасавшийся расходов на
преподавателей, он мало обращал внимание на
воспитание мальчика. Только природное дарование
и неутомимая любознательность помешали
Александру сделаться «недорослем». У Василия
Ивановича была неплохая библиотека по военным
вопросам. Пытливый ум мальчика нашел богатую
пищу в этих книгах. Он перечитывал их одну
задругой. Сидя по целым дням в пустой библиотеке,
он мысленно разыгрывал настоящие сражения.
Детское воображение Александра было поражено
картиной военных подвигов. С проявившимся уже в
детстве упорством и настойчивостью, он начал
готовить себя к военной деятельности. Это
выражалось не только в чтении специальных книг,
но и в целой системе самовоспитания. Будучи от
природы болезненным, легко подверженным
простуде, он поставил себе целью закалиться; для
этого он обливался холодной водой, не надевал
теплого белья, скакал верхом под проливным
дождем и т. д. Домашние удивлялись странностям
ребенка, отец между делом читал ему нотации,
пытался отвлечь от чтения военных книг. Все это
способствовало еще большему самоуглублению
мальчика, усилению его природной замкнутости и
заставило его еще сильнее пристраститься к
избранному им поприщу. В конце концов отец махнул
рукой на упрямого сына, а окружающие уже тогда
его окрестили «чудаком». Эту кличку Суворов
пронес через всю свою семидесятилетнюю жизнь, и
она свидетельствовала не только о его
странностях, сколько об ограниченности тех, кто
наградил его такой кличкой. Рассказывают, что
счастливый случай помог Александру стать
военным. Когда мальчику исполнилось 11 лет, к его
отцу приехал старый приятель, генерал Ганнибал.
Василий Иванович с вздохом поведал о причудах и
упорстве сына. Заинтересованный Ганнибал
захотел поговорить с мальчиком. Сидя в своей
комнате, Александр предавался любимому занятию
– разыгрывал при помощи игрушечных солдатиков
одно из знаменитых сражений. Ганнибал стал с
интересом наблюдать. Вскоре он заметил, что это
не просто игра: мальчик довольно свободно
ориентировался в тактических сложностях
маневра. Ганнибал стал подавать свои советы.
Маленький Суворов ловил их на лету, иногда
соглашался, иногда спорил. Завязалась оживленная
беседа о военных правилах, о великих полководцах,
и старый генерал поразился меткости суждений
мальчика. Он вернулся к Василию Ивановичу и
категорически заявил, что вопрос о призвании
Александра решен им самим и притом вполне
правильно.В следующем году отец записал
Александра в гвардию. Он был зачислен в
лейб-гвардии Семеновский полк в качестве
солдата, но оставлен пока в родительском доме, с
обязательством изучат « указанные науки». Эти
науки были довольно многочисленны: арифметика,
геометрия, тригонометрия, планов геометрия,
фортификация, часть инженерии и артиллерии,
иностранные языки и другие.
В 1774 году Александр, еще ни разу не появлявшийся
в полку, начал продвижение по лестнице чинов: он
был произведен в капралы. Наконец, 1 января 1748
года он прибыл в полк. С этого дня началась
действительная служба Александра,
дослужившегося до высшего военного звания.
– Итак, наша сегодняшняя викторина будет
посвящена Александру Васильевичу Суворову и его
знаменитому переходу "чрез Альпы”. Великий
русский полководец А.В. Суворов был ярым врагом
муштры. Воспитывал в солдате смекалку, знание
своего дела, умение быстро ориентироваться в
обстановке, он преследовал тупое зазубривание
солдатами букв устава. Суворов высоко ценил в
солдатах стремление понять, узнать, постичь и
поощрял находчивых и любознательных. В его
бумагах биографы обнаружили интересную запись:
"проклятая немогузнайка намека, лживка, лукавка,
двуличка …”. Он боролся с "немогузнайкой” в
армии, задавал всевозможные вопросы солдатам и
всегда был рад, если неожиданный вопрос заставал
солдата врасплох, но не ставил его в тупик.
1. Не будьте и вы "немогузнайками”!
Решите наши задания о славном русском полководце
– А.В. Суворове, о его соратниках и современниках,
о знаменитых походах и сражениях, о местах, где он
воевал и побеждал!
- Суворов преподавал солдатам свою науку
побеждать в самой доходчивой форме. Его поучения
имели вид пословиц и поговорок. Назовите
поучения Суворова.
- Как называется книга Суворова, в которой он
обобщил свои тактические принципы, и которая
выдержала десятки изданий?
- Воинское звание, с которого начинал
действительную военную службу А.В. Суворов?
- В каком году Суворов получил своё первое
офицерское звание? И какое?
- За какие походы Суворов получил звание
генералиссимуса?
- Что вам известно о семейном положении Суворова?
Как звали его дочь?
2. Головоломка-кроссворд.
1. Крепость.
2. Городок в предгорье Альп.
3. Почетный титул Суворова.
4. Крепость на косе у Днепровско – Бугского
лимана.
5. Знаменитый флотоводец.
6. Центральный горный массив Альп.
7. Известный русский полководец, соратник А.В.
Суворова и М.И. Кутузова.
8. Крепость.
9. Название знаменитого похода Суворова.
3. "Живые страницы” истории
Учащиеся рассказывают знаменитый переход А.В.
Суворова через Альпы – в стихах.
Преподаватель: Поход русских войск под
командованием А.В.Суворова в Италию и Швейцарию
был предпринят в 1799году. За три с половиной
месяца войска Суворова освободили от неприятеля
всю Северную Италию и совершили необыкновенный
по трудности переход через Альпы.
Ученица: 31 августа 1799 года армия
Суворова выступила в поход за шесть суток она
прошла более 150 км и достигла г. Таверно.
В Швейцарском городке Таверно
Суворов дал привал войскам.
Ночь выдалась дождливой, скверной,
Туман сползал по ледникам;
Ветра с предгорий, как в мешок,
В тавернскую долину дули;
Как будто, в Пскове или Туле,
Холодный сыпался снежок.
Ученик: В Таверно Суворов должен был
получить от австрийцев запасы продовольствия и
мулов. Но ни того, ни другого не оказалось.
Австрийский генерал – бездельник
Опять недодал лошадей,
А из России ни вестей,
Ни пушек, ни полков, ни денег.
Ученик: 10 сентября главные силы
Суворова двинули из Таверно к Беллинцоне.
Впереди преграждал дорогу центральный горный
массив Сен-Готард.
Уже в горах ему сказали,
Что путь на Сен-Готард закрыт,
Он огляделся – грозный вид!
По скалам в пропасти сползали
И пропадали облака,
Внизу орел парил устало
И узкая, как нож река,
С камней, срываясь, клокотала.
Ученик: Приняв решение атаковать
Сен-Готард, Суворов разделил свои силы на 2
лагеря, одним из них командовать было доверено
Багратиону.
Уж третий час, как батальоны
Вслед за фельдмаршалом своим
Карабкались по горным склонам,
Скользили ноги лошадей,
Вьюки и люди в низ летели
Француз на выбор бил. Потери –
Давно за тысячу людей.
Темнело,…а Багратион
Ещё не обошел французов.
Ученик: 13 сентября подоспел на помощь
Багратион, и Сен-Готард был взят!
Фельдмаршал приказал, хоть ночью
Быть в Сен-Готарде. Но когда
Последний заходящий луч
Уже сверкнул за облаками,
Все увидали: выше туч
Стоят на гребне синих льдов
Багратионовы солдаты.
Ученик: Чудеса героизма показали
русские солдаты при взятии знаменитого Чертово
моста. Исключительным по трудности был переход
через снеговой хребет Росшток, на который ушло
более 12 часов.
Прорвавшись в Муттен, он узнал
Что все союзники ушли,
Оставив пушки и знамена
Кругом австрийская измена,
И в сердце вражеской земли
Ему едва ль уйти от плена.
Ученик: Гибель войска Суворова
казалась неизбежной.
Все генералы крепко спали
Когда Суворов, встав чуть свет,
Пошел бродить по Муттенталю.
На сотни верст тянулись горы:
Чтоб через них пробиться грудью,
Придется многим лечь.
Жесток путь через Альпы на Восток.
Ученик: Впереди был ещё один горный
перевал – Панкис.
Последний горный перевал…
На Рингенкопфе пела вьюга
Гуськом, хватаясь, друг за друга
Ползли солдаты. Последний ледяной ночлег,
Вповалку с ружьями, конями,
Друг друга, прикрутив ремнями,
Плашмя ложились прямо в снег,
И, штык, всадивши, на ремне
Всю ночь над пропастью висели.
Учитель: Армия Суворова преодолела
последнее препятствие и к вечеру 26 сентября
вышла в г.Иланц. Швейцарский поход Суворова
приковал к себе всеобщее внимание.
Ни разу ни одни войска
Ещё не шли по этим тропам,
На них взирает вся Европа.
Гадают, спорят и судачат:
Пройдут они иль не пройдут.
Пусть гадают!
Солдаты знали, без гаданий,
Что русские – всегда пройдут!
В результате альпийского перехода, по словам
А.В. Суворова «русский штык прорвался через
Альпы».
Подведение итогов внеклассного мероприятия.
|