Цели игры:
- Обобщить и закрепить знания учащихся по
периоду истории России XVI - начала XVII в., об
усилении централизованной власти в эпоху Ивана IV
и событиях Смуты.
- Продолжить формировать умения анализировать,
обобщать и сопоставлять факты, развивать
элементы творчества у учащихся.
- Способствовать формированию патриотических и
нравственных качеств у ребят.
План игры.
1. Вступительное слово ведущего. Деление класса
на команды, объявление правил игры.
2. Командные конкурсы
Iтур – Викторина (1 ответ – 1 балл)
II тур – Знания + внимание (1 ответ – 1 балл, 5
минут)
III тур – Кто это? (1 ответ – 1 балл)
IV тур – Криптограммы (1 ответ – 1 балл, 5 минут)
V тур – Афоризмы (1 ответ – 1 балл)
VI тур – Неожиданный конкурс (до 5 баллов)
3. Подведение итогов, выставление оценок.
Правила игры.
- Игра проводится в каждом 7 классе, участвуют 4
команды, в среднем по 6 человек.
- На подготовку отводится определенное время.
- Каждой команде задается свой вопрос. Если
команда не ответила, опрашиваются другие
команды. Если команды не могут ответить, ответ
дает учитель.
- В случае нарушения дисциплины членами команды с
неё снимаются 2 балла.
- Побеждает команда, набравшая наибольшее
количество баллов.
I тур
Викторина
Ведущий:
- Кем приходилась Ивану Грозному Елена Глинская? (Мать)
- Как звали князя, бежавшего в Литву от царского
гнева, автора " Истории о великом князе
Московском”? (Андрей Курбский)
- Как звали первого русского царя из династии
Романовых? (Михаил)
- Кого прозвали "тушинским вором”? (Лжедмитрия
II)
- В каком году состоялось венчание Ивана IV на
царствование? (1547 г.)
- Сколько лет длилась Ливонская война? (25 лет)
- С какого года началось покорение Сибири? (1581 г.)
- В каком году прервалась династия Рюриковичей? (1598
г.)
- Назовите храм , построенный в честь взятия
Казани? (храм В. Блаженного)
- Как звали живописца, расписавшего Феропонтов
монастырь? (Дионисий)
- Как название первой русской печатной книги? ("
Апостол”)
- В какой книге содержались полезные советы в
духе христианской морали? (Домострой)
II тур
Знания + внимание
Ведущий : Команды получают карточки со
следующим заданием
Соотнесите название приказа с его функциями
1. Посольский |
а. Разбирал жалобы |
2. Разрядный |
б. Назначал воевод в города |
3. Поместный |
в. ведал полурегулярным войском |
4. Стрелецкий |
г. судил "лихих людей” |
5. Разбойный |
д. следил за охраной порядка в Москве |
6. Большой казны |
е. наделял землёй служилых людей |
7. Ямской |
ж. ведал внешними делами |
8. Земский |
з. собирал налоги |
9. Челобитный |
и. ведал почтовой службой |
(1 – ж; 2 – б; 3 – е; 4 – в; 5 – г; 6 – з; - 7 – и; 8 – д; 9
– а). Кто это?
Ведущий: По описанию команды должны узнать о
ком идет речь
- В его царствование был сделан новый крупный шаг
по пути развития поместного землевладения и
закрепощения крестьян. Важным результатом этого
стало ослабление княжеско-боярской знати и
укрепление самодержавной власти. Современники
этого человека – Иван Пересветов, Иван Федоров,
Ермак. (Иван Грозный)
- Молодой человек, роста ниже среднего,
некрасивый, рыжеватый, неловкий, с
грустно-задумчивым выражением лица; наружность
вовсе не выражала его духовной природы. Богато
одаренный, с бойким умом, легко разрешавший в
Боярской думы самые трудные вопросы, с живым
темпераментом, мастер говорить, он обнаружил и
довольно разнообразные познания. Заняв престол,
он нарушал заветные обычаи священной московской
старины: не спал после обеда, не ходил в баню, со
всеми общался просто. Его современниками были –
Борис Годунов, Сигизмунд III, Иван Болотников.
(Лжедмитрий I)
- Способный солгать под присягой , он легко менял
свои убеждения ради корыстных целей. Мелочный,
лживый и подозрительный, он не внушал любви своим
подданным. Худой, низкорослый, сгорбленный, с
морщинистым лицом, длинным носом и редкими
волосами – сама его наружность отталкивала.
Однако правление этого несимпатичного человека ,
продержись он на престоле подольше, могло бы
открыть новую страницу в российской истории. Его
современниками были Иван Болотников, патриарх
Филарет, Прокопий Ляпунов, Сигизмунд III (Василий
Шуйский)
- Правительница при малолетнем сыне. С её именем
связывают две основные реформы периода
централизации – денежную и губную. Умерла
молодой. При анализе её останков нашли большую
дозу мышьяка, что, по мнению ряда историков,
подтверждает версию о насильственной смерти. (Елена
Глинская)
IV тур
Криптограммы
Ведущий: Выполните следующее задание
1. Прочитайте название народно-патриотической
повести XVII века
Ключ
("Повесть об Азовском осадном сидении”)
2. Пользуясь ключом, прочитайте имя человека,
который продолжил дело печатника И. Федорова
Ключ
(Андроник Невежа) Афоризмы
Ведущий: По описанию вы должны узнать, о каком
крылатом выражении идёт речь
- Эти слова имеют близкий смысл: обмануть,
обжулить, перехитрить, хотя и связаны они с
именами святых и с праздниками, в их честь
устраиваемыми. В дни этих святых – 23 апреля , 26
ноября и 1 ноября крестьяне до введения
крепостного права на Руси могли переходить от
одного барина к другому. Во время расчета между
хозяином и работником каждая сторона старалась
защитить свои интересы, а потому пускалась на
всякие ухищрения, а порой и обман. Отсюда и
возникли эти слова. (Объегорить и подкузьмить)
- Этим словом в Московской Руси назывался
расшитый воротник боярской одежды. В дни Ивана
Грозного подвергшегося опале и гневу боярина
нередко сажали на тощую клячу, спиной вперёд,
надев на него одежду наизнанку. В таком виде
опального возили по всему городу под свист и
улюлюканье толпы. Сейчас это выражение означает
" поступить вопреки общепринятому и
естественному ”. (Шиворот-навыворот)
- На торжественных церемониях бояре должны были
занимать места строго по чину и знатности. Между
ними всегда шли споры о том, кто знатнее. Отсюда и
пошло это выражение. (Поставить на место)
- Автором этого выражения считают Ивана Грозного.
Митрополит Московский Филипп, в своих
многочисленных грамотах к царю стремился
убедить его отказаться от проводимой практики
террора, отменить опричнину. Грозный строптивого
митрополита презрительно называл Филькой, а его
послания… это выражение означает документ, не
имеющий юридической силы (Филькина грамота)
VI тур
Неожиданное задание
Ведущий: Это творческий конкурс. Команды должны
разыграть следующие сценки:
1 команда - И. Грозный убивает сына.
2 - Покорение Ермаком Сибири
3 - Взятие Казани
4 - Избрание М. Романова царем
Подведение итогов
Ведущий подсчитывает баллы, объявляет команду
– победительницу.
Выставляются оценки.
|