Проведение повторительно-обобщающих уроков в
игровой форме широко используется многими
учителями истории. Подобный урок имеет ряд
положительных сторон. Во-первых, учитель имеет
возможность проверить усвоение учащимися
основных фактов, дат, имён. При необходимости –
напомнить, заострить внимание, т. е.
подкорректировать знания. Во-вторых, игровые
формы вносят разнообразие в учебный процесс,
побуждают школьников работать с дополнительной
литературой, развивает воображение, творческие
способности, формирует интерес к изучению
истории. В-третьих, на таком уроке каждый ученик
получает отметку, в том числе и те ученики,
которые не играли на дорожках, но оформляли
кабинет, готовили материалы для урока.
Один из вариантов такого урока представлен в
данном материале.
Приступая к новой теме, семиклассники знали,
что итогом изучения петровской эпохи будет игра
"Умницы и умники”, которая проводится по
правилам известной телепередачи. Поэтому каждый
урок воспринимался с точки зрения подготовки к
этому соревнованию.
В процессе работы школьники готовили к урокам
сообщения: "Детские и юношеские годы Петра”,
"Вооружение русской армии времен Петра I”,
"Образ Петра I в литературе и искусстве”,
"Птенцы гнезда Петрова”, "Первые российские
государственные награды”, "Дело царевича
Алексея”. Это позволило познакомить учащихся с
фактами, которые не освещаются в школьном
учебнике.
Цель: повторение и обобщение знаний о
петровской эпохе.
Задачи: повторить и закрепить в памяти
учащихся основные факты, имена, даты, события
петровской эпохи; развивать умение
анализировать, обобщать, сопоставлять факты;
развивать память, воображение; формировать
творческие начала личности, познавательный
интерес к изучению истории, чувство
сопричастности к изучаемым событиям.
Правила игры:
- Соревнования называются по-гречески агонами,
участники – агонистами.
- Все остальные участники являются теоретиками.
Если агонист не может дать правильного ответа, на
вопрос отвечает теоретик, первым поднявший руку.
За правильный ответ он получает "Орден Умника”.
- В каждом агоне участвуют три агониста. Каждый из
них имеет право выбрать дорожку, на которой будет
играть. Первым выбирает дорожку агонист,
занявший первое место в "Прологе”, затем –
занявшие второе и третье места.
- Красная дорожка – самый короткий путь к победе
(два этапа), но на ней нельзя ошибаться. Если
агонист ошибся, он становится теоретиком. Если же
он правильно ответил на 2 вопроса, агон
заканчивается. На оставшиеся вопросы отвечают
теоретики.
- На желтой дорожке три этапа, ошибиться можно
один раз и со штрафным очком перейти в следующий
этап.
- На зеленой дорожке четыре этапа, можно два раза
ошибаться и переходить в следующие этапы с двумя
штрафными очками.
- Жюри называется ареопаг. Члены ареопага
определяют правильность ответов, порядок
выступления теоретиков, решают спорные вопросы.
В ареопаг приглашаются старшеклассники.
Ход мероприятия
I агон
Вставьте пропущенные буквы в слова: м…ркант…лизм,
пр…текци…низм, пр…п…сные крестьяне.
Пролог
1. Конкурс русского языка:
2. Конкурс ораторов:
Современники называли Петра Великим. Согласны
ли Вы с такой оценкой?
I этап
Зеленая дорожка:
– Когда мы знакомимся с биографией Петра,
создается впечатление, что он воспитывались не
как царевич, а как хулиган. Почему?
Жёлтая дорожка:
– Где Петр учился корабельному делу? Почему
из Голландии поехали в Англию?
Красная дорожка:
– Когда Петр работали на верфи в голландском
Саардаме, корабельные мастера звали Вас Piter Baas. А
какое имя было записано в документах?
II этап
Зелёная дорожка:
– Почему Петра мы называем Первым, а его отца
– Алексеем Михайловичем, но не Алексеем I?
Жёлтая дорожка:
– Крестьяне говорили: "Похваляются, что
император был мудрым, а что его мудрость? Затеял
… себе на безголовье, а всему народу на
изнурение”. О чём это они?
Красная дорожка:
III этап
Зеленая дорожка:
– "А от нас вы всякие чёрные люди обиды
никакой не опасайтесь... А худым людям князьям и
боярам вам бы не молчать и не спущать. А между
собою вам вражды не чинить, напрасно не бить и не
грабить, не разорять... А к сему войскового
походного атамана ... печать". Что это за
документ? Кто его автор?
– За какие заслуги Пётр I был избран членом
Французской академии наук
Жёлтая дорожка:
– Мы знаем, что Пётр I начал службу
бомбардиром и получали очередные звания за
конкретные заслуги. Но незадолго до Гангутского
сражения в его карьере случилась заминка. Какая?
Как он отнесся к этому?
IV этап
Зеленая дорожка:
– У нас на стенде помещена репродукция с
картины художника Ге "Пётр I допрашивает
царевича Алексея”. Что же случилось, ведь это его
сын, наследник?
II агон
Вставьте пропущенные буквы в слова: с…нат,
с…нод, ген...рал – пр…курор.
Пролог
1. Конкурс русского языка:
2. Конкурс ораторов:
Петр I считал, что правит страной "во имя общего
блага”. Так ли это, с вашей точки зрения?
I этап
Зелёная дорожка:
Жёлтая дорожка:
Красная дорожка:
II этап
– Почему преображенцы и семеновцы носят
красные чулки?
Желтая дорожка:
– Какое событие Петр назвал "троевременной
кровавой и опасной школой”?
– Пётр Алексеевич! Как Вы считаете, был ли
неизбежен исход сражения под Нарвой в начале
Северной войны?
– Почему в 1708 году, перейдя российскую
границу, Карл XII не пошёл на Москву, а осадил
маленькую крепость – Полтаву?
Зелёная дорожка:
– Накануне Полтавской битвы Пётр I обратился
к своим солдатам с речью. Напомните её содержание
Красная дорожка:
– По предложению А.Д. Меншикова одного
человека после Полтавской битвы хотели
наградить серебряной медалью. Меншиков приказал
изобразить Иуду, повесившегося на осине, и внизу
тридцать сребренников, позади надпись: "Треклят
сын погибельный Июда еже за сребролюбие
давится”. Кому предполагалось вручить эту
медаль?
III этап
Зеленая дорожка:
Жёлтая дорожка:
IV этап
Зелёная дорожка:
III агон
Вставьте пропущенные буквы в слова: г…н…ралиссимус,
фр…гат, губ…рнатор.
– Какая медаль была отчеканена по указу
Карла XII в честь первой победы шведов в Северной
войне?
– Как назывался первый российский орден? С
какими словами вручал его Пётр I?
– Нам известны такие факты: по указам Петра I
книги издавали тиражами в 10 – 20 тысяч
экземпляров, хотя продавали всего 200 – 300,
остальные гнили на складе; посетителям
Кунсткамеры давалось бесплатное угощение. К чему
такое расточительство?
Пролог
1. Конкурс русского языка:
2. Конкурс ораторов:
"Не для себя тружусь, польза государству
впредь”. Согласны ли Вы с этим высказыванием
Петра I?
I этап
Зелёная дорожка:
Жёлтая дорожка:
– Однажды Вы встретились с Петром в Туле и
доказали, что не только в Англии, но и в России
есть настоящие мастера. Потом Вы получили в
управление, а затем и в собственность Невьянский
завод. Назовите Ваше имя.
– "Верная, но вороватая рука”, – говорил о
нём Пётр. "Счастья баловень безродный
полудержавный властелин”, – писал А.С. Пушкин.
Есть сведения, что он был сыном конюха, в юности
торговал вразнос пирожками с мясом. Кто он?
Красная дорожка:
– Великий Исаак Ньютон прислал Вам письмо, в
котором извещал об избрании Вас членом
Британского королевского общества в знак
уважения к Вашей просвещенности. Однако
некоторые люди из Вашего окружения смеялись.
Назовите Ваше имя. Вот, Александр Данилович,
бумага, надо бы написать ответ Ньютону.
II этап
Зелёная дорожка:
Жёлтая дорожка:
Красная дорожка:
III этап
Зелёная дорожка:
Жёлтая дорожка:
IV этап
Зелёная дорожка:
– Жена Петра I Екатерина Алексеевна писала
шутливо: "Хотя и есть, чаю, у вас новые портомои,
однако ж и старая не забывает”. О чём это она?
– "Младые отроки должны говорить меж собою
иностранные языки, дабы их от других незнающих
болванов отличить можно было... Отрок должен быть
весьма учтив и вежлив... Над ествою не чавкай и
головы не чеши…” Кто и кому давал такие советы?
– Пётр I боролся со злоупотреблениями и
казнокрадством. Однажды он велел
генерал-прокурору Сената Павлу Ивановичу
Ягужинскому написать указ. Тот удивился и
возразил: "Мы все воруем, только один более и
приметнее, чем другой”. Что Пётр I хотел написать
в этом указе, какова его судьба?
– В 1722 году, плывя по Томи, недалеко от
Верхнетомского острога Михайло Волков открыл
"горелую гору”. Что это за открытие? В какую
коллегию он о нём сообщил?
– Однажды жителям России пришлось дважды
праздновать Новый год с интервалом в несколько
месяцев. Когда и почему это произошло?
– Известно распоряжение Петра I о том, что все
молодые люди должны изучать арифметику и
геометрию. Почему такое внимание именно этим
предметам?
Заключительная часть урока.
Учитель подводит итоги, оценивает
деятельность каждого учащегося, выставляет
отметки.
|