Понедельник, 25.11.2024, 06:09                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА [1]
ИСТОРИЯ РОССИИ [48]
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ [16]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [44]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ИСТОРИЯ » ИСТОРИЯ РОССИИ

Знакомимся с бытом предков наших
18.07.2012, 13:27

Цели. Познакомить с бытом, хозяйством славян; показать преемственность между бытом в древности и современностью; развивать у детей наблюдательность, внимание, память, аккуратность, художественный вкус; воспитывать уважение к истории страны.

Оборудование. Геометрические фигуры со словами для постановки темы; книга Н.Кончаловской «Наша древняя столица», книги русских народных сказок с иллюстрациями; тест; заготовки изразцов для практической работы, цветные карандаши.

Толковый словарь

(объяснения по ходу урока)

Войлок – плотный материал, изготовленный из шерсти валянием (как валенки).
Изразец –
керамическая плитка для облицовки стен и печей; кафель.
Комод –
невысокий шкаф с выдвижными ящиками.
Лучина –
тонкая длинная щепка от сухого дерева.
Перина –
набитый пухом или пером продолговатый мешок, который кладется на кровать.
Поварня –
кухня.
Полавочник –
покрытие для лавок из сукна или шелка.
Полати
– настил из досок для сна, устраиваемый в избе под потолком между печью и противоположной ей стеной.
Приголовник –
возвышение для головы во время сна на широкой скамье.
Рогожа –
плетеная грубая ткань.
Светец –
подставка для лучины.
Столешница –
скатерть.
Сундук
– большой ящик с крышкой и замком для хранения вещей, ценностей.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы урока

Учитель. На прошлых уроках мы с вами ознакомились с домами, в которых жили русские люди. Сегодня мы продолжаем путешествовать по домам наших предков. А чтобы уточнить цель нашего путешествия, выполните задание на доске.

На доске вывешен плакат с ребусом.


– О чем же мы будем говорить?

Дети. О быте наших предков.

III. Повторение пройденного материала

У. В какой последовательности менялось жилье славян?

Д. Землянки – избы – терема – дворцы.

У. Где селились люди?

Д. Около рек.

У. Кто строил жилье?

Д. Плотники.

У. Из какого материала строили дома?

Д. Из дерева.

У. Что находилось в каждом доме?

Д. Печь.

У. Чем отличался дом богатого человека от дома бедного?

Д. Количеством комнат и этажей.

IV. Знакомство с новым материалом

У. Что бы мы смогли увидеть, войдя внутрь помещения? Начнем с первых поселений. Что это было за жилье?

Д. Землянки.

У. Из домашней обстановки в таком жилье, кроме печи, имелись лавылавки и стол. Стол в современном значении появился довольно поздно, а тогда столом называли низкую подставку, одинаково годную и для того, чтобы ставить на нее пищу, и для того, чтобы на ней сидеть. Низкие лавы были покрыты шкурами зверей. Постели были из соломы, сена или звериных шкур. Освещалось жилье лучиной. Кто из вас помнит, что такое лучина?

Д. Тонкая длинная щепка от сухого дерева, которую зажигали для освещения.

У. Что пришло на смену землянкам?

Д. Избы.

У. Правильно. В старинной избе не было дымовой трубы. Когда печь топили, в доме едва не задыхались от дыма. Зато так лучше сохранялось тепло и меньше уходило дров. Вспомните, как назвалась такая топка?

Д. Топка «по-черному».

У. В этих избах печи были
Без трубы, не как теперь.
Их по-черному топили:
Дым клубился через дверь.

Еще позже стали строить дома, уже больше похожие на современные деревенские избы. Как называлось помещение, которое мы сейчас называем комнатой?

Д. Клеть.

У. В комнате-клети у печи была кухня, или поварня. Рядом в этой же клети на лавках и полатях – спальня. Полати – это помост, настил в крестьянской избе от печи до противоположной стены. Из-за тесноты в избе и из-за того, что на полатях было тепло, на них спали.
В самом чистом и красивом углу отводилось место для приема гостей. Называли этот угол красным. В нем под иконами за столом обычно сидел хозяин.
Жилое помещение человека более богатого имело несколько помещений-клетей: кухня, спальня, комната для приема гостей и другие.
Внутреннее убранство в домах богатых людей сильно отличалось от обстановки в простых избах. Я прочитаю вам фрагмент из книги Натальи Кончаловской «Наша древняя столица», в которой описываются хоромы достаточно богатых людей:

В терему резные двери,
На дверях цветы и звери,
В изразцах на печке в ряд
Птицы райские сидят,
По стенам резные лавки
И дубовый стол резной.
Возле печки сохнут травки;
Собирали их весной.

Приблизительно так выглядели хоромы внутри.
Пол в избах обычно покрывался рогожей или войлоком, а в богатых домах – коврами. Вдоль стен стояли деревянные лавки, обитые материей. Причем в домах зажиточных людей лавки покрывали бархатными или шелковыми полавочниками. Некоторые лавки на концах имели возвышения и заменяли постель. Такие возвышения назывались приголовниками. На них клали голову, когда ложились отдыхать.
Перед лавками стояли длинные узкие столы. Делали их обычно из дуба и украшали резьбой. А еще в богатых горницах встречались маленькие столики, украшенные цветными камнями.
Столы покрывали подскатертниками. Во время еды на них настилали суконные или бархатные скатерти, расшитые золотом или серебром. Называли скатерти столешницами. В Москве есть переулок, который называется Столешников. Раньше там жили мастера, которые делали скатерти.
Бедные люди пользовались грубыми полотняными скатертями или обходились вообще без них.
В каждой комнате были иконы. Они помещались в самом главном углу. Как он назывался?

Д. Красный.

У. Стенные зеркала даже в богатых домах были редкостью. Спали на лавке, которая стояла у стены. К ней придвигали другую, широкую, и расстилали постель.
Как вы сейчас спите?

Д. На кровати или диване, с простынями, одеялами, подушками.

У. В богатых домах постель состояла из пуховой перины, подушек в нарядных наволочках, полотняных или шелковых простынь. А одеяло было атласное, подбитое дорогим мехом.

Рядом с горницей передней –
Спальня в горнице соседней,
И постель в ней высока,
Высока – до потолка!
Там перины, одеяла,
И подушек там немало,
И стоит, покрыт ковром,
Ларь с хозяйкиным добром.

Что из перечисленного ушло из обихода?

Д. Перины, лари.

У. Что мы используем вместо них?

Д. Матрасы, шкафы, тумбочки.

У. Большинству людей постелью служил войлок или же они спали на печи, полатях, деревянных лавках, подложив под себя шубу или какую-нибудь одежду. Где вы дома храните вещи?

Д. В шкафах, тумбочках...

У. А раньше домашние вещи хранили в сундуках или комоде – невысоком шкафу с выдвижными ящиками. Другой мебели не было.
Главным украшением дома были красный угол с иконами и печь. В богатых домах печи покрывали изразцами. «Изразить» – по-древнерусски значит «украсить». Изразцы были недешевы. Каждая плитка стоила столько же, сколько 20–30 килограммов ржи. Раскрашивали их мастера, используя красные, синие, белые, желтые и зеленые цвета.
Как устроен ваш распорядок дня? Расскажите.

Выслушиваются ответы детей.

– Представьте себе, что у вас нет телевизора, телефона, магнитофона, радио, книг. Что бы вы стали делать дома?

Ответы детей.

– В древности горожане вставали очень рано: летом – с восходом солнца, зимой – задолго до рассвета. Помолившись и умывшись, все расходились по своим делам: бояре спешили на поклон к царю, торговцы отправлялись в свои лавки, ремесленники принимались за работу. Обед – в полдень. Затем весь город (село) замирал часа на два: по обычаю все укладывались спать. После отдыха приступали снова к повседневным занятиям. А вечером, с приближением сумерек, спешили домой, запирали все ворота, двери, ставни, улицы перегораживали решетками. С наступлением темноты все засыпали.
Чем освещены ваши квартиры?

Д. Люстрами, бра, торшерами...

У. А как же вечером освещали дома наши предки?
Освещали избы лучинами – большими щепами длиной 30–40 сантиметров. Их вставляли в специальные светцы или просто втыкали в щель в стене между бревнами. Чтобы искра от лучины не попала на деревянный пол или стол, под лучину обязательно подставляли корыто или миску с водой. Иногда хозяйка брала лучину в зубы и ходила так по дому, освещая себе дорогу. Позже появились свечи. Но они были достаточно дорогими, и не каждый мог себе позволить приобрести их для освещения.


Вот таким было убранство домов. На следующем уроке мы будем знакомиться с хозяйством Древней Руси, а сейчас еще раз пройдем по домам славян.

V. Закрепление пройденного материала

У. Какое убранство было в первых жилищах-землянках?

Д. Печи, лавки.

У. Из чего состояло убранство простых изб?

Д. Из лавок, столов, комодов, печей...

У. Чем избы отличались от хором?

Д. Количеством комнат и этажей.

У. Каково было убранство домов богатых людей?

Д. На полах – ковры, на столах – скатерти, дорогие постели, украшенная мебель...

У. А теперь возьмите листочки. Я предлагаю вам ответить на вопросы теста, составленного по материалам сегодняшнего урока.

1. В домах у славян находились:

а) лавки;
б) столы;
в) стулья;
г) кровати;
д) печи.

2. Вещи хранили в:

а) комодах;
б) шкафах;
в) сундуках;
г) тумбочках.

3. Помещение освещалось:

а) лампой;
б) фонарем;
в) лучиной;
г) свечой.

4. Пол в домах покрывали:

а) коврами;
б) линолеумом;
в) войлоком;
г) рогожей;
д) паркетом.

5. Спали на:

а) кровати;
б) печи;
в) лавке;
г) диване;
д) полатях.

6. Почетных гостей сажали:

а) в гостиной;
б) в столовой;
в) в красном углу.

Ответы: 1 – а, б, д; 2 – а, в; 3 – в, г; 4 – а, в, г; 5 – б, в, д; 6 – в.

VI. Практическая творческая работа

У. Мы сегодня говорили о том, что в каждом доме обязательно была печь. Для чего она была нужна?

Д. В ней готовили, на ней или возле нее спали, ею обогревали помещение.

У. За печами следили, регулярно чистили их от сажи и копоти. Богатые люди печи украшали. Вспомните, чем?

Д. Изразцами.

У. B терему резные двери,
На дверях цветы и звери,
В изразцах на печке в ряд
Птицы райские сидят.

Перед вами лежат образцы украшений – изразцов. Представьте себя мастерами, которым надо украсить печь изразцами. Для этого вам понадобятся красная, белая, синяя, зеленая и желтая краски.

                

Приступайте к работе. В конце урока мы посмотрим, кто окажется самым аккуратным, внимательным и точным мастером. (Другие цвета использовать нельзя.)

VII. Подведение итогов практической работы

Анализ и разбор допущенных ошибок. Выбор наиболее удачных работ.

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ | Добавил: admin | Теги: урок истории, учителю истории, открытый урок истории, поурочные планы уроков истории, педсовет, конспект урока истории, история в школе
Просмотров: 1749 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru