Пятница, 22.11.2024, 04:33                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА [1]
ИСТОРИЯ РОССИИ [48]
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ [16]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [44]

Статистика

Онлайн всего: 45
Гостей: 45
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ИСТОРИЯ » ИСТОРИЯ РОССИИ

Внешняя политика России в начале XIX в.
09.06.2012, 12:24

Цели урока

Охарактеризовать русско-французские взаимоотношения в начале XIX в.; выявить предпосылки и причины Отечественной 1812 г. Сформировать представление учащихся о силах и планах сторон.

План урока

1. Участие Poccии в антифранцузских коалициях.

2. Предпосылки и причины войны.

3. Подготовка к войне.

4. Расстановка сил, планы и намерения сторон.

Проблемный вопрос

Была ли война России с Францией неизбежной? Были ли неразрешимы противоречия (какие) между Францией и Россией?

Оборудование урока

Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. М., 2000;

Градскова Е.П., Самсонов А.И. Школьный атлас по истории России. М., 1997;

Карта «Внешняя политика России в начале XIX века»;

Раздаточный материал: схемы и таблицы; гербы и флаги России и Франции начала XIX в.

Видеоматериал: учебный фильм «Наполеон».

ХОД УРОКА

I. Вступительная часть

Учитель. Россия расположена между Западом и Востоком, поэтому всегда существовали два направления внешней политики России: восточное и западное. В начале XIX в. сложилась непростая для России ситуация: неспокойные взаимоотношения на обоих направлениях. И всё же основные события, затронувшие судьбы многих стран и народов, развернулись на Западе, в Европе. Поэтому сегодня на уроке основной акцент мы сделаем на европейском направлении внешней политики России.

Запишем тему сегодняшнего урока: «Внешняя политика России в начале XIX в.»

С конца XVIII в. в Европе чрезвычайно тревожно: идут непрерывные войны, в которых коалиции европейских держав во главе с Англией противостоят республиканской Франции.

Просмотр учебного фильма «Наполеон».

Учитель. В 1796 г. молодой генерал Бонапарт одержал ряд блестящих побед над австрийцами, и его имя стало известно всему миру. К этому моменту стало ясно, что идеи Французской революции могут проникнуть в Европу с помощью французского оружия.

«О, как шагает этот юный Бонапарт! Он герой, он чудо-богатырь, он колдун! Он побеждает и природу и людей. Не заботясь о числе, он всюду нападает на неприятеля и разбивает его начисто. Ему ведома неодолимая сила натиска – более не надобно. В действиях свободен он, как воздух, которым дышит; он движет полки свои, бьётся и побеждает по воле своей», – пишет А.В.Суворов.

В 1799 г. Наполеон совершил государственный переворот во Франции и присвоил себе титул первого консула.

В 1804 г. Наполеон провозгласил себя императором – начинаются войны за мировое господство.

II. Основная часть

1. Участие России в антифранцузских коалициях

Взаимоотношения России с Францией с начала XIX в. и до Отечественной войны 1812 г. Работа с таблицей 1 Приложения.

А. Выявим периоды потепления и охлаждения взаимоотношений России и Франции накануне войны:

1) 1800–1803 – союз;

2) 1804–1807 – конфронтация;

3) 1807–1811 – союз.

• Почему войны против Франции носили коалиционный характер?

• Сколько существовало коалиций, какие страны в них входили?

• В чём причины неудач военной кампании 1805–1807 гг.?

• Почему союз России и Франции в 1807 г. многие сочли вынужденным? Какие события предшествовали ему?

Выслушиваются ответы учащихся.

Б. Определим, почему Россия оказалась вовлечённой в пожар европейских войн. Могла ли она не участвовать в них?

• Могла ли Россия вести себя спокойно, оставаясь в стороне от европейских проблем?

Учащиеся подводятся к выводу: Россия стремится к усилению своей роли и влияния в международных делах.

2. Предпосылки войны

А. Какие противоречия между Россией и Францией привели к войне 1812 г.? Была ли война неизбежна?

Учитель. Мы только что определили, что в 1807 г. был заключён союз России и Франции – Тильзитский мир. Однако вскоре начинается период охлаждения и взаимного недоверия. Почему это происходит? Для того чтобы это понять, нужно выявить причины, содержание и последствия заключения Тильзитского мира для России.

Обратимся к документу «Условия Тильзитского мира» (см. Приложение).

• Выгодны ли условия мира для России? Какие статьи противоречат её интересам?

• Какая статья наиболее сильно ударила по экономике России, почему?

• Что побудило Александра I заключить союз с Наполеоном?

• Прокомментируйте высказывание М. Сперанского (см. Приложение).

• Можно ли говорить о долговременности и прочности Тильзитского мира? Принёс ли он подлинный союз и мир?

Учащиеся подводятся к выводам.

1. Мир вынужденный и непрочный, временный;

2. Новое столкновение в будущем становилось неизбежным.

• Какие факты нарушения мира со стороны России и Франции можно привести?

• Какие субъективные и объективные факторы разрыва отношений с Францией были у России?

Учитель подытоживает ответы учащихся и делает выводы о предпосылках новой войны:

1) экономические: присоединение к континентальной блокаде;

2) внешние: обострение отношений с бывшими союзниками;

3) внутренние: опасность нового дворцового переворота в России.

Война России и Франции была неизбежна.

Б. Причины войны.

Учитель. Император Франции мечтает о мировом господстве. Его задача – подчинить своему контролю все страны Европы. Планы Наполеона близки к осуществлению: к 1811 г. вся Европа у его ног. Захвачены Бельгия, Голландия, Швейцария, Северная Италия, Далмация. Разбиты Австрия и Пруссия. «От Пиренеев до Одера, от Зунда до Мессинского пролива всё сплошь – Франция», – пишет русский посол в Париже князь А.Куракин.

• Какие страны остались не завоеванными Францией и разрушали идею о мировом господстве? (Россия и Англия.)

• Почему Британские острова были в то время недоступны для Франции? (У Франции отсутствует мощный флот.)

• Была ли неизбежна война России и Франции? (Да. Россия осталась единственным препятствием на пути к господству в Европе. Только уничтожив русскую армию, отделив от России большие территории и поставив её под свой контроль, Наполеон мог рассчитывать на то, что ему удастся поставить на колени Англию и стать полновластным хозяином Европы.)

Учащиеся подводятся к выводу:
Взаимоотношения между Россией и Францией накалялись. Противоречия становились неразрешимыми.

Рассматриваются причины войны.

1. Стремление Наполеона к мировому господству, агрессивная внешняя политика Франции;

2. Неразрешимые противоречия между Россией и Францией.

Учитель. В 1811 г. произошёл разрыв франко-русского союза и началась усиленная подготовка обеих стран к войне.

3. Расстановка сил. Подготовка сторон к войне

А. Подготовка России к войне

Учитель. Обратимся к схеме 1 Приложения.

• Какие рода войск существовали в русской армии в начале XIX в.?

• Какие реформы в армии разработало военное министерство во главе с Барклаем-де-Толли?

Выслушиваются ответы учащихся.

Б. Подготовка Франции к войне

Учитель. Ни к одной войне Наполеон не готовился так тщательно, как к походу на Россию. Этот поход должен был стать самым грандиозным из всех его начинаний.

Как Франция готовилась к войне?

• разработан единый стратегический план;

• созданы запасы боеприпасов;

• увеличена численность армии до 1,2 млн человек (дополнительная мобилизация);

• заключён союз с Австрией и Пруссией;

• введена всеобщая воинская повинность;

• введено единое командование.

Учитель. Обратимся к соответствующему пункту Приложения. Почему армию Наполеона называли армией «двунадесяти языков»?

Выслушиваются ответы учеников.

Планы, цели и намерения сторон:

• Каково было отношение Наполеона к России?

• Охарактеризуйте его планы по отношении к России.

• Какие цели в войне с Россией преследовал Наполеон?

• Какие планы были у России накануне войны 1812 года?

• Какой из планов мог принести России наибольший успех? Почему? Какие непредвиденные Наполеоном обстоятельства появились в России? (Погодные условия, бездорожье, партизаны.)

Учитель. Обратимся к таблице 2 Приложения.

• Сделайте вывод о степени подготовленности сторон к войне.

Выслушиваются ответы учеников.

III. Заключительная часть

Учитель. Накануне войны Франция заключила союз с Австрией и Пруссией, а Россия – с Турцией и Швецией. Вскоре русский посол был отозван из Парижа, a 10 июня 1812 г. французский посол уведомил о прекращении своей миссии.

Над Россией нависла грозная опасность. Армия знала, что в войне будет решаться судьба России, и готовилась к жестоким боям.

12 июня 1812 г. войска Наполеона перешли реку Неман и вторглись на территорию России. Началась Отечественная война 1812 г.

Теперь нам думать о покое,
России верные сыны?
Пойдём, сомкнёмся
в ратном строе,

Пойдём и в ужасах войны
Друзьям, Отечеству, народу
Отыщем славу и свободу
Иль все падём в родных полях!

(Ф.Глинка
«Военная песня»)

Русская армия с честью выполнила свой долг и показала всему миру пример мужества и доблести, достойный восхищения.


Приложение (раздаточный материал)

Таблица 1

Характер взаимоотношений России и Франции Тесный
союз
Конфронтация,
борьба
Союз Конфронтация, борьба
Проявление Подготовка совместной экспедиции в Индию. Антианглийский союз. Война с Францией 1805–1807 г.
3-я коалиция – 1804 г.
4-я коалиция – 1806 г.
Тильзитский мир 1807 г. Подготовка к войне.
Результаты Разрыв союза. Битва при Аустерлице, 1805 г.
Битва под Фридландом, 1807 г.
Разрыв союза Отечественная война 1812 г.

Схема 1

 

Предпосылки войны

1. Условия Тильзитского мира:

A. Россия признала все завоевания Наполеона.

Б. Присоединение России к континентальной блокаде против Англии (секретное соглашение). Россия должна полностью отказаться от торговли со своим главным партнёром.

В. Военный союз России с Францией. Враги Франции – враги России.

Г. На территории польских владений Пруссии образовано герцогство Варшавское, зависимое от Франции.

Д. Значительно урезалась территория Пруссии (отторгались польские области), хотя она была сохранена в качестве самостоятельного государства («из уважения к русскому императору») и превращалась в зависимое от Франции государство.

Е. Россия выводила свои войска из Молдавии и Валахии, завоёванных у Турции.

Подготовка Франции к войне

А. Из донесения русского представителя во Франции князя А.Чернышёва 5 августа 1811 г.:

«Приготовления к войне не только не уменьшились, но увеличились. Император сделал большие производства по армии. Большинство генералов назначены начальниками крепостей в империи, вакантных бригад и на другие должности в северной армии. Маршалы Удино и Ней уже 8 дней получают жалованье генералов над корпусами большой армии. Устройство администрации большой армии окончено, лица назначены, многие части уже отправлены, другие получили наказание быть готовыми. Устроены огромные магазины с запасами. Наблюдается увеличение сил внутри империи».

Б. Количество французов, призванных в армию Наполеона:

1800 г. – 30 000 человек
1809 г. – 80 000 человек
1810 г. – 120 000 человек

К 1812 г. вооружённые силы Франции и подвластных ей стран составляли 1 187 000 человек.

К 1 июня 1812 г. французская армия была развёрнута на фронте от Варшавы до Кенигсберга. Она состояла из 3 группировок: правое крыло – под командованием Ж.Бонапарта, центр – под командованием Е.Богарне, левым крылом командовал Наполеон.

Таблица 2

Сравнительная характеристика.
Силы сторон накануне войны

Вопросы для сравнения Россия Франция
Численность населения к 1812 г. 28 млн чел. 72 млн чел. (вкл. подвластные терр.)
Военные расходы 1810 – 92 млн руб. 1810 – 389 млн фр.
Дефицит бюджета 1811 – 114 млн руб. 1812 – 556 млн фр.
Производство чугуна 157 млн руб. 180 млн фр.
Количество войск 163 тыс. т 80 тыс. т
Количество орудий 210 000 чел. 608 000 чел.

В. Армия Наполеона насчитывала 12 корпусов:

Императорская гвардия – 47 000 чел.

1-й – маршал Даву (французы, поляки, испанцы) – 72 000 чел.
2-й – маршал Удино (португальцы, хорваты, швейцарцы) – 37 000 чел.
3-й – маршал Ней (португальцы, иллирийцы, вюртембержцы) – 40 000 чел.
4-й – вице-король Италии, принц Е. Богарне (итальянцы) – 45 000 чел.
5-й – маршал Понятовский (поляки) – 36 000 чел.
6-й – маршал Сен-Сир (баварцы) – 25 000 чел.
7-й – генерал Ренье (саксонцы) – 17 000 чел.
8-й – генерал Жюно (вестфальцы) – 18 000 чел.
9-й – маршал Виктор (французы, поляки, немцы) – 33 000 чел.
10-й – маршал Макдональд (поляки, немцы) – 32 000 чел.
11-й – маршал Ожеро (французы, немцы) – 27 000 чел.
12-й – Шварценберг (австрийцы) – 33 000 чел.

Г. Численность неприятельских войск, вступивших в Россию в 1812 – 608 000 человек;

количество орудий – 1420.
численность русских войск – 210 000 человек;
количество орудий – 906.

Вероятность новой войны между Россией и Францией возникла почти вместе с Тильзитским миром. Сам мир заключал в себе все элементы войны. Тильзитский мир по существу своему есть мир невозможный. Не потому чтобы Россия не могла выдержать его торговых последствий, но потому что она не может предоставить Франции ручательства в точном его сохранении. Удаляя войну, должно же, однако, непрестанно к ней готовиться. Нужно готовиться не умножением войск, а расширением арсеналов, запасов, денег, крепостей и воинского образования.

М. Сперанский

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ | Добавил: admin | Теги: открытый урок истории, учителю истории, урок истории, педсовет, поурочные планы уроков истории, история в школе, конспект урока истории
Просмотров: 4489 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.5/2
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru