И скажут, честь воздав сполна,
Дивясь ушедшей были:
Какие были времена!
Какие люди были!
А. Твардовский
Не пушки, не оружие стальное
Нас делают отважней и сильней:
Любовь к Отчизне создает героев
С дней Марафоновых до наших дней.
В. Брюсов
I. Сообщается цель и план игры.
Воюющие стороны - (название команд)
Цель - победить!
Повод - День защитника Отечества.
Ход военных действий – игра.
Итог - мирный договор.
II. Напоминаются " Правила честной
игры”.
Правила честной игры
- Играй честно.
- Обидно когда проигрываешь, но не злись.
- Не злорадствуй, когда другие проигрывают.
- Если выиграл – радуйся, но не зазнавайся.
- Научи других тому, что умеешь сам.
- Будь стойким, не унывай при неудачах. Учись у
других.
III. Формируются команды: класс
против пяти знатоков.
IV. Начинаются "боевые действия”.
1. Первое задание.
Глядя со стороны, можно сделать вывод:
нечестно играем: 5 против 15. Ясно, чем все
закончится. Позвольте не согласиться.
Приведите примеры войн или отдельных
сражений, в которых малая по численности сторона
одерживала победу. (Отечественная война,
Бородинское сражение, Синопское сражение,
оборона Севастополя, ….)
2. Второе задание.
На войне любовь к Родине делала чудеса.
"Дух в войсках выше всякого описания.
Во времена Древней Греции не было столько
геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо:
"Здорово, ребята”, говорил: "Нужно умирать,
ребята, умрете?” и войска отвечали: "Умрем, ваше
превосходительство, ура!”. И это был не эффект, а
на лице каждого видно было, что не шутя, а
взаправду, и уже 22 тысячи исполнили это
обещание.” (Из письма Л.Н. Толстого – участника
обороны Севастополя. 20 ноября 1854 г.)
Какие художественные произведения Л.Н.
Толстого посвящены Отечественной войне,
Крымской войне? ("Война и мир”,
"Севастопольские рассказы”…).
3. Третье задание.
Не только Л.Н. Толстой описывал военные
события XIX века. Всем известно произведение
М.Ю.Лермонтова "Бородино”.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
Объясни значение.
- Бивак (стоянка войск в поле для
ночлега).
- Лафет (станок, на котором укреплялась
пушка).
- Кивер (высокий головной убор у
военных).
После ответа демонстрируются
рисунки детей с изображением кивера, лафета,
бивака.
4.Четвертое задание.
Ребята, у нас игра-сражение, но
участников - девочек много. И не мудрено, даже в XIX
веке женщины принимали участие в сражениях. Приведите
примеры женщин - участниц военных событий.
(Василиса Кожина, Дарья Севастопольская…)
5.Пятое задание.
Переходим непосредственно к боевым
действиям. Разминируй! (Что или кто является
лишним в ряду)
В. Корнилов, М. Кутузов, П. Нахимов, В.
Истомин. (М. Кутузов)
- Руководители партизанских отрядов:
Г.Курин, Е. Четвертаков, П. Багратион, А.
Фигнер. (П. Багратион)
- Места Бородинского сражения:
Шевардинский редут, Дрисский лагерь,
Багратионовы флеши, батарея Раевского. (Дрисский
лагерь)
П. Багратион, М. Барклай, А. Тормасов, Э.
Тотлебен (Э. Тотлебен)
- Государства - противники России в Крымской
войне:
Турция, Англия, Испания, Франция.
(Испания)
6. Военные действия на время
прекращаем. Послушаем интересное сообщение о
наших земляках - участниках Отечественной войны
1812 года, которое подготовила ваша
одноклассница… (Сообщение из истории своего
края)
7. Шестое задание.
На войне огромную роль играет
правильно отлаженная связь. У нас проблемы со
связью. Она прервана. Расставь в правильной
последовательности:
(Мирные договоры) |
(Отечественная война) |
- Тильзитский мир
|
- 1. Переправа через р. Березину
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(1, 3, 5, 4, 2) |
(4, 3, 2, 5, 1) |
8. Седьмое задание.
Неотосланные депеши.
Кто, когда, в связи с чем мог послать
каждое из этих сообщений? (Команды по очереди
достают из почтовой сумки телеграммы)
- "Москва пылает. Людей не видно. Холодно.
Голодно” (Наполеон, 1812)
- "Срочно требуем объяснения по поводу вашего
торгового судна, которое держало курс в Англию”
(Наполеон, континентальная блокада)
- "Немедленно укоротить дверь!” ( Султан для А.
Меншикова)
- "Корабли противника потоплены. Раненый
вражеский командующий взят нами в плен” (Нахимов
в Синопе)
- "Объявите мое последнее распоряжение: сменить
главнокомандующего” (Николай-I об А. Меншикове)
- "Если не вернетесь за Дунай, объявим вам
войну!” ( Австрия - России)
9. Дополнительное задание.
Почему Россия разгромила армию
Наполеона, но проиграла в Крымской войне?
ИГРА ЗАКОНЧЕНА.
V. Прежде чем подвести итоги и
подписать мирный договор, хочется сказать
вот о чем:
Война обрывает много жизней, гибнут
люди молодые, сильные, талантливые. Они могли бы
дать своему народу замечательных инженеров,
учителей, музыкантов, спортсменов …. Но они
убиты. Разрушено хозяйство.
Войны были и идут сейчас. История учит
не всех. Нити сегодняшних конфликтов тянутся и в
изучаемый нами XIX век ( Чечня, Балканы). А можно ли
жить без войн? Издавна этот вопрос волновал
людей. Одни убеждены, что это не возможно - такова
природа человека. Даже князь Болконский ответил
Пьеру Безухову на этот вопрос так: "Кровь из жил
выпусти, воды налей, тогда войны не будет…” Были
и такие, кто верил, что все зависит от воли
правителя. В шутку рассказывали, будто бы в
некоем государстве во время войны государь и его
советники обязаны были спать на бочке с порохом!
С тех пор войны там прекратились.
Мне видится такая картина будущего.
В солнечный день на просторной
площади, заполненной народом, выстроился ряд
артиллерийских орудий. И возле каждого орудия -
человек, но не в военной форме, а в праздничной
одежде, как все. Мне бы хотелось, чтобы вы были
среди них. Раздается залп, сотрясающий воздух и
этот залп - похоронный салют войне.
VI. Подводится итог игры.
VII. Подписывается мирный договор.
Образец
МИРНЫЙ ДОГОВОР
МЫ, УЧАСТНИКИ ИГРЫ-СРАЖЕНИЯ
ПО ТЕМЕ:
"ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ ПЕР. ПОЛ. XIX
ВЕКА ”
ПРЕКРАЩАЕМ БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
И ЗАКЛЮЧАЕМ МИР НА ТАКИХ УСЛОВИЯХ:
- НАГРАДИТЬ ГРАМОТАМИ КОМАНДУ-ПОБЕДИТЕЛЬНИЦУ И
КОМАНДУ, ЗАНЯВШУЮ 2-ОЕ МЕСТО.
- ПОСТАВИТЬ ОЦЕНКУ " 5” ПОБЕДИТЕЛЯМ.
- ПРОИГРАВШЕЙ ГРУППЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИКВИДИРОВАТЬ
ПРОБЕЛЫ В ЗНАНИЯХ ПО ТЕМЕ "ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ
РОССИИ”.
- ВСЕМ УЧАСТНИКАМ И БОЛЕЛЬЩИКАМ ИГРЫ ПОМНИТЬ, ЧТО
НАДО ЗНАТЬ ИСТОРИЮ СВОЕЙ РОДИНЫ И ГОРДИТЬСЯ ЕЮ.
ПОДПИСИ КОМАНДЫ №1 ПОДПИСИ КОМАНДЫ №2
1. 1.
2. 2.
3. 3.
… |
VIII. Нграждаются победители.
|