Пятница, 26.04.2024, 03:22                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА [1]
ИСТОРИЯ РОССИИ [48]
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ [16]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [44]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ИСТОРИЯ » ИСТОРИЯ РОССИИ

УРОК-ЛЕКЦИЯ ПО ИСТОРИИ "СМЕНА ВАРИАНТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЕВРОПОЙ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ И ЕВРОПЫ И ЕЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ"
19.07.2013, 12:13

Главная задача урока - сформировать у учащихся представление о резком противоречии политики реформ и контрреформ притом, что конфронтация России и Европы прекратилась и процессы социально- экономической интеграции постепенно набирали силу. Однако условия этой интеграции изменились и в области политики, и в области идеологии. Если до 1881 г. государство пыталось основывать свою деятельность на идеологии либерализма, то после этого исторического рубежа все большее влияние приобретала идеология национализма (в ее имперском варианте). Для того чтобы ввести учащихся в этот круг проблем, учитель задает вопросы о либеральных преобразованиях XIX в. в Европе и России.

Основная форма изложения нового материала в классах с хорошей подготовкой - беседа, ориентированная прежде всего на активизацию имеющихся знаний учащихся, в классах с недостаточной подготовкой - лекция и опрос.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Формы взаимодействия России и Европы  в XIX в.

Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.

Эпоха реакции.

При изложении первого вопроса учитель характеризует особенности российских реформ XVII - первой половины XIX в. - стремление использовать европейский опыт для укрепления мощи Российского государства и его престижа при сохранении своеобразия России в нравах и обычаях (в XVII в.), в методах проведения преобразований (в XVIII в.) или на определенных территориях (сохранение крепостничества и самодержавия в центре России при их ограничении на западных окраинах империи в начале XIX в.). Все это логика политического взаимодействия России и Европы, не предполагающая их уподобления и интеграции (хотя первоначально Петр I ориентировался именно на эти цели).

Во второй половине XIX в. эта ориентация стала меняться не только в области планов государственных деятелей (как при Петре I), но и на практике. Россия начинает все больше уподобляться Европе в социально-экономическом отношении. Общим контекстом этих изменений является отказ от перспективы политического доминирования России в Европе (которая обозначилась при Александре I и господствовала при Николае I) и от восприятия Запада как чуждой агрессивной силы (оно было традиционным и связанным с концепцией Московского государства как Третьего Рима). Правда, полностью последовательной ориентации на западные образцы не существовало и она была заметно другой в царствование Александра II и Александра III.

Материал параграфа по этой теме в целом мало отличается от текстов других учебников. Однако в интересах дальнейшего прохождения курса необходимо акцентировать внимание учащихся на некоторых отдельных вопросах. Наиболее важный из них - соотношение общей либеральной направленности реформ и сохранения в недрах социально-экономической системы серьезного пережитка традиционализма и даже архаики, которым являлась крестьянская поземельная община. С одной стороны, это соответствовало интересам самодержавного государства, так как община, будучи инструментом податной политики, теперь отвечала за сбор налогов (вместо помещика). Однако, с другой стороны, нельзя не учитывать и тяги самих крестьян к общинным формам общественной самоорганизации, что ярко проявилось в этот период.

Ученикам надо дать понять, что сохранение общины было в долгосрочном плане очень опасно и ставило под вопрос дальнейшее развитие модернизации, ибо именно в общине сохранялись и воспроизводились архаические представления крестьян о правде и воле (характерной в этом смысле является легенда, появившаяся в деревне Бездне, о расстрелянном руководителе восстания А. Петрове, который будто бы облагодетельствован царем и послан бороться с дворянством в других местах).

Наряду с общиной в деревне появились и учреждения современного типа, такие, как земства, которые основывались на совершенно иных принципах общественной деятельности и мировоззрении. Их целью была рационализация сельского хозяйства и образа жизни деревенского населения. Это роднило их с другими учреждениями, появившимися в результате реформ в городском самоуправлении, судопроизводстве, финансах, образовании и армии.

А. Н. Медушевский подчеркивает, что именно рационализация общественных и государственных функций была целью реформ. Это не предполагало полного копирования западных образцов, особенно в сфере власти. Так, программа преобразований М. Т. Лорис-Меликова, представленная царю в докладе от 28 января 1881 г., имела в виду лишь рационализацию реформаторской деятельности на основе создания совещательного учреждения по выработке реформ, образцом которого являлись бы Редакционные комиссии времен подготовки крестьянской реформы.

3. При изложении третьего вопроса можно обратиться к опыту неудач российских реформ, к противоречиям либералов-реформаторов и государственной власти, возникавшим в подобных же ситуациях во времена правлений Екатерины II и Александра I (с определенными оговорками - во времена конфликта Ивана Грозного и А. Курбского). Циклическое развитие в виде реформ и контрреформ приобретает характер особенности России, правда, не уникальной, но имеющей свои отличия от циклов революций и контрреволюций во Франции и Испании или от длительных циклов попыток реформ и отказа от них в Турции или Иране.

Стоит отметить расширение поля влияния традиционализма в российском обществе, происшедшее в результате контрреформ. Земские начальники стали чем-то вроде новых помещиков, восприняв некоторую часть их функций. Чрезвычайное положение ограничило разделение властей и усилило самодержавие. Рационализация стала сменяться произволом. Образовательная система как духовный центр рационализации также была поставлена под жесткий контроль. Интеллигенция ощущала «отсутствие воздуха», невозможность свободной деятельности, подобные тем, которые были во времена царствования Николая I. Все это подрывало модернизацию, несмотря на то что ситуация сильно изменилась, результаты реформ становились все очевиднее, в экономическом плане страна интенсивно развивалась, как никогда быстро росли города.

Характеризуя рост влияния националистической идеологии, можно провести параллели с другими периодами контрреформ. И. Г. Яковенко пишет, что национализм в России возникает как проявление обиды на остальной мир, не воспринявший очередного глобального проекта России. В 80-е гг. обида на крах Священного союза дополнилась непониманием причин вытеснения России с Балкан не только европейскими державами во время Берлинского конгресса (1878), но и самими славянскими государствами, получившими свободу из рук России. Особенно болезненной оказалась австро-германская ориентация болгарских правителей Александра Баттенберга и Фердинанда Саксен-Кобург-Готского, активно боровшихся с прорусской оппозицией. При этом идея союза государств, основанного на широком взаимодействии народов и культур, сменяется наступательной националистической идеологией, доказывающей исключительные права русских на политическое доминирование.

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ | Добавил: admin | Теги: урок истории, учителю истории, открытый урок истории, поурочные планы уроков истории, педсовет, конспект урока истории, история в школе
Просмотров: 1412 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru