Пятница, 29.03.2024, 13:20                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА [1]
ИСТОРИЯ РОССИИ [48]
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ [16]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [44]

Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ИСТОРИЯ » ИСТОРИЯ РОССИИ

Урок истории "Внутренняя политика Николая I"
27.05.2014, 15:52

Цели урока:

  • Ознакомить учащихся с основными направлениями внутренней политики Николая I.
  • Сформировать представление о личных качествах императора, о его политических взглядах, их влиянии на характер и итоги внутриполитических мероприятий.
  • Продолжить формирование навыков критического мышления, коммуникативной культуры учащихся через анализ источника и коллективное обсуждение в группах.

Оборудование:

  • учебник А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России . XIX век.
  • раздаточный материал (подборка документов по теме)
  • мультимедийная презентация

План

  • Идеология николаевского режима
  • Эволюция системы государственного управления
  • Кодификация законодательства
  • Реформа государственной деревни
  • Мероприятия государства по облегчению положения крепостных крестьян

Вступление

Историки и современники неоднозначно относились к личности и деятельности Николая I. Перед вами два отрывка из исторических сочинений, посвящённых императору. Автором одного из них является классик исторической науки XIX века С. М. Соловьёв, другой принадлежит современному исследователю Н. А. Рожковой. Предлагаю прочитать документы и ответить на поставленные вопросы.

Вопросы: кто из авторов даёт резко отрицательную оценку Николаю I? Как можно было бы охарактеризовать оценку, данную Н. А. Рожковой?

Предполагаемый ответ: Резко отрицательную оценку даёт С. М. Соловьёв. Оценка Н. А. Рожковой – это сдержанное суждение современного историка, который пытается найти объяснение поступков политического деятеля с точки зрения объективной необходимости эпохи.

Учитель. Цель нашего урока – познакомиться с направлениями внутренней политики Николая I, отметив положительные и отрицательные последствия каждого мероприятия. Это будет подготовительным этапом к общей характеристике правления Николая I, которую мы дадим в конце изучения темы.

Ход урока

I

Учитель События 14 декабря 1825 года привели Николая I к важным выводам: для того, чтобы не допустить впредь антиправительственных выступлений необходимо, во-первых, пересмотреть направления внутренней политики; во-вторых, укрепить авторитет и роль верховной власти в управлении государством.

С этой целью император создаёт Собственную Его Императорского Величества канцелярию (1826 год) – надправительственный контролирующий орган, подчинённый непосредственно Государю.

Учитель. Собственная канцелярия имела шесть отделений:

  1. для работы с прошениями на высочайшее имя и для осуществления контроля над исполнением указаний императора
  2. по кодификации законов Российской империи
  3. высшая политическая полиция
  4. по управлению учебными, воспитательными и благотворительными учебными заведениями
  5. по реформированию государственных крестьян
  6. для управления присоединёнными к России территориями Закавказья

Все нити управления огромной страной сводились к императору. Высшую ступень в этой пирамиде власти занимали министерства. Далее следовали генерал-губернаторы и губернаторы, которым подчинялись капитан-исправники и городничие. На каждом уровне имелись свои канцелярии. Все решения, даже самые мелкие принимались наверху, а все местные начальники несли личную ответственность за точное выполнение указов, а также были обязаны писать отчеты о состоянии дел в своём ведомстве. Николай I не раз говорил: «Мне нужны люди послушные, а не умные». Казалось бы, формула порядка найдена. Создан идеальный государственный механизм, не дающий сбоя, где каждый винтик выполняет свою функцию. Так ли это?

Вопрос: в чём состоят недостатки этого механизма?

Предполагаемый ответ: судя по схеме, созданная императором система предполагала громадную переписку, что должно было привести к увеличению армии чиновников, и, следовательно, к увеличению расходов государства на их содержание.

Учитель: большое количество бумаг не позволяло делам продвигаться быстро по инстанциям, а для ускорения процесса требовалась взятка чиновникам, от которых это зависело.

Вопрос: что влекла за собой практика бумажных отчётов?

Предполагаемый ответ: это приводило к подмене реальной деятельности бумажной отчётностью. Тем более, что масштабы России, не позволяли проверить работу чиновников как-то иначе.

Учитель: Таким образом, формально решения принимались и проводились в жизнь императором, министром, губернатором, а фактически – чиновниками. Так как вникать во все бумаги высшее начальство не может, то проекты решений готовят в канцелярии, а начальник их только подписывает. Информацию о ходе дел чиновники представляют в таком свете, в каком им выгодно.

Вопрос: владел ли император информацией об истинном положении дел в империи?

Учитель: Значит, реальная власть в стране принадлежит не государю, а чиновникам. Такая система управления называется бюрократией. Следует признать, что попытка укрепления государства, путём сверхцентрализации управления была неудачной.

  • бюрократия – система управления, основанная на вертикальной иерархии, в которой власть принадлежит чиновничьей администрации

II

Любое государство опирается на законы. Российское законодательство нуждалось в систематизации (кодификации). Почему была необходима кодификация? Дело в том, что последний Свод законов был создан в 1649 году. С этого времени накопилось множество указов, положений, манифестов, которые друг друга дополняли, отменяли, а порой противоречили. С этой целью Николай I создает второе отделение С. Е. И. В. канцелярии.

  • кодификация – систематическое объединение и издание действующих законов по главным отделам права

Для выполнения задачи по кодификации законов Николай I призвал известного вам М. М. Сперанского

Вопрос: какие качества М. М. Сперанского импонировали императору?

Предполагаемый ответ: трудолюбие, аккуратность, исполнительность. К тому же разобраться в этом сложном деле мог только опытный юрист, а Сперанский был одним из лучших знатоков права.

Учитель: Всего лишь за пять лет Сперанский создал «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах. Этот многотомный труд должен был играть роль историко-архивный справочника для будущих исследователей. «Свод законов Российской империи» в 15 томах – это действующие законы, которые должны стать единственным официальным руководством для органов правосудия и управления.

Вопрос: в чём, по-вашему, состоит значение кодификации законов?

Предполагаемый ответ: Должен был уменьшиться произвол чиновников и хаос в управлении.

Николай I высоко оценил заслугу М. М. Сперанского. Во время заседания Государственного Совета, который одобрил «Свод законов», император снял с себя орден Андрея Первозванного и возложил его на Сперанского. Эта сцена запечатлена на рельефе памятника Николаю I на Исаакиевской площади.

III

Учитель: На Исаакиевской площади многое связано с именем Николая I: здесь он во время восстания 14 декабря 1825 в день своего восшествия на престол, напротив дворец, подаренный им дочери (В Мариинском дворце ныне заседает Законодательное собрание Санкт-Петербурга); рядом громада Исаакиевского собора, который строился всё его царствование, а недалеко отсюда, на Мойке, находилось Третье отделение С. Е. И. В. канцелярии.

В главе этого учреждения в течение почти двадцати лет стоял А. Х. Бенкендорф.

Работа с документом: учебник с. 61 «Из записок А. Х. Бенкендорфа»

Вопрос: На основании записок А. Х. Бенкендорфа поясните, какую главную цель преследовал Николай I, создавая III отделение?

Предполагаемый ответ: искоренение злоупотреблений, борьбу с тем злом, которое несли революционеры и либералы.

(чтение) «Сфера деятельности Третьего отделения была безгранично широка. Оно выполняло судебные функции, вмешивалось в отношения между кредиторами и должниками, между мужьями и жёнами, между родителями и детьми. Ему подлежало также «опекать» расточителей, следить за поддержанием нравственности, искоренять «крамолу», воспрещать распространение неблагонадёжных книг.

Николай I требовал от руководства III отделения «иметь верные сведения о государственной и общественной жизни с надлежащей точностью и полнотой освещения их». П. Я. Канн

Вопрос: какие стороны жизни людей затрагивала деятельность Третьего отделения?

Предполагаемый ответ:Третье отделение выполняло судебные функции, вмешивалось в отношения между кредиторами и должниками, между мужьями и жёнами, между родителями и детьми. Третьему отделению подлежало так же «опекать» расточителей, следить за поддержанием нравственности, искоренять «крамолу», воспрещать распространение неблагонадёжных книг.

Учитель: С этой целью был создан корпус жандармов. Жандармы были одеты в мундиры голубого цвета

Вопрос: генерал Ермолов говорил, что в России "у каждого голубой мундир, голубая подкладка или голубая заплатка". Что имел в виду герой 1812 года?

Предполагаемый ответ: вероятно, Ермолов, таким образом характеризовал атмосферу недоверия и подозрительности в обществе, где всюду видели соглядатаев и доносчиков.

Под особым надзором Третьего отделения состоял А. С. Пушкин. Он вынужден был испрашивать разрешения на каждый свой выезд из города. Его произведения подвергались строгой цензуре.

  • Цензура – контроль властей за содержанием и распространением печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства и т. д.

Ярким примером, иллюстрирующим деятельность цензуры, может служить история с неким поэтом Олевым.

Вопрос: какую оценку можно дать охранительной деятельности Николая I

Предполагаемый ответ: тотальный контроль всех сторон жизни общества, жёсткая политика в отношении печати препятствовали утверждению в России гражданских свобод.

IV

Учитель: и всё же, охраняя устои, Николай I понимал, что реформы в России необходимы.

Работа с документом (учебник, с. 62 «Из выступления Николая I на заседании Государственного совета 30 марта 1842 года»).

Вопрос:Каково отношение НиколаяI к крепостному праву?

Предполагаемый ответ:признавая, что крепостное право есть зло, император считал, что «прикасаться к нему теперь было бы злом ещё более гибельным».

Учитель: преобразования в деревне были начаты с улучшения быта государственных крестьян, то есть, в той сфере, где интересы помещиков не могли быть затронуты. Эти задачи должно было решать Пятое отделение С. Е. И. В. канцелярии.

С этой же целью было создано Министерство государственных имуществ, главой которого был назначен П. Д. Киселёв.

Вопрос: каково отношение различных групп населения и правительства к проекту реформ государственной деревни?

Предполагаемый ответ: Цели правительства: поднять благосостояние крестьян, сделать их исправными налогоплательщиками, показать помещикам пример управления крестьянами.

Позиция помещиков резко отрицательная, так как они боялись, что реформа государственной деревни вызовет волнения их крестьян.

Государственных крестьян могло насторожить положение об обязанности повсеместно сажать картофель, который в то время ещё не был распространённой привычной культурой.

Результаты реформы в Государственной деревне

Мероприятия государства по облегчению положения крепостных крестьян

Вопрос: Как можно оценить попытки решения Николаем I крестьянского вопроса?

Предполагаемый ответ:не смотря на некоторые мероприятия, направленные на облегчение положения крестьян (в том числе и крепостных), крестьянский вопрос в России продолжал оставаться самым острым. Тем не менее, в годы правления Николая I был сделан ещё один шаг к отмене в будущем крепостного права.

Заключение

Мини-тест по терминологии урока

Учитель: Главным направлением внутренней политики Николая I стало укрепление положения дворянства и борьба против революционной угрозы. Даже разработка проектов реформ осуществлялась исключительно в этих целях.

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ | Добавил: Олівець
Просмотров: 2502 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru