Цель урока:
- ознакомить учащихся с основными направлениями внутренней
политики Александра I в период 1815-1825гг, выяснить причины отказа от
дальнейших реформ;
- развивать умения учащихся анализировать исторические документы, литературные произведения, ранее изученный материал;
- формировать уважение к историческому прошлому родной страны, развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина
Оборудование урока: мультимедйный проектор, презентация по
теме, раздаточный материал (проверочный тест, текст документа проекта
Н.Н.Новосильцева «Уставная грамота Российской империи», текст документа
М.М. Сперанского «Введение к уложению государственных законов»)
Основное содержание: конституция Царства Польского, сейм, »Уставная грамота российской империи», мистицизм, ценз.
Планируемые результаты усвоения учащимися данной темы:
- знать - перемены во внутренней политики Александра I в данный период;
- уметь- анализировать исторический документ, использовать современные источники информации;
- давать - оценку деятельности государственным деятелям: М.М. Сперанский. Н.Н. Новосильцев, Александр I
Методы обучения: репродуктивный метод с постановкой
познавательного задания: Каковы были практические последствия и
результаты преобразований Александра I в начале правления?
Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом документа, работа в группах
Приёмы деятельности учителя: объяснение, персонификация,
организация лабораторной работы, обсуждение проблемы и предъявление
результатов учебной деятельности.
Развитие умений учащихся: учащиеся работают с настенной
картой «Российская империя в первой половине XIX в»; систематизируют
знания о деятельности М.М. Сперанского; сравнивают проекты Сперанского и
Новосильцева; учатся работать в группах, формулируют свою собственную
оценку; умеют доказывать свою точку зрения и принимать чужую, если она
убедительная.
План урока:
- «Дней Александровых прекрасное начало..» (А.С. Пушкин)
- Конституция Царства Польского.
- Проект Н.Н.Новосильцева «Уставная грамота Российской империи»
- «Сфинкс, не разгаданный до гроба»..(В.Вяземский)
Урок имеет ряд особенностей. В- первых, изучение нового материала
строится на актуализации межкурсовых и межпредметных связей: литература
по теме: «Творчество А.С. Пушкина», истории нового времени, курса
обществознания по теме: « Конституция Российской Федерации»
В начале урока учитель знакомит учащихся с темой и планом урока, а
затем предлагает прочитать эпиграф к уроку» Дней Александровых
прекрасное начало» (А.С. Пушкин, стихотворение «Послание
Цензору»,1813г.). После того, как учащиеся ознакомились с содержанием
эпиграфа, учитель подводит учащихся к проблемному заданию, истекающего
из самого эпиграфа. Формулировка задания будет озвучена вопросом:
«Почему А.С. Пушкин даёт оценку деятельности Александру I как «Дней
прекрасное начало»?
Ответы учащихся могут содержать характеристику внутренней политике
Александра I в 1801-1813гг: создание «Негласного комитета», попытка
решить крестьянский вопрос в указе «О вольных хлебопашцах»(1803г),
министерская реформа, изменения Святейшего Синода, проект преобразования
Сената, финансовая реформа, реформа в области образования, создание
Государственного совета. Во второй части вопроса, учащиеся дают оценку
проекта М.М. Сперанского «Введения к уложению государственных законов» с
предложениями наделить население гражданскими и политическими правами,
избирательными и предать законодательные функции выборной
государственной Думе. Крестьянский вопрос не был решен, хотя положение
крепостных несколько облегчилось. Обобщив ответы учащихся, что после
воцарения Александр I провёл серию реформ, способствующих либерализации
общества. Наиболее яркие и либеральные реформы были проведены именно
впервые годы правления. Пушкин, несомненно, положительно относился к
либерализации общества, что и отразил в своём произведении «Послание
цензору»
Учитель предлагает закрепить соответствующие выводы проверочным
тестом по теме:»Внутренняя и внешняя политика Александра I
1801-1813гг».Проверочный тест содержит задания части А и части В ГИА
выпускников по истории в новой форме. Задания А1-А6 дают возможность
учителю проверить знания учащихся дат и событий. Задания В1-В2
закрепляют знания по историческим деятелям с использованием
исторического документа. Время выполнения заданий до 6 мин.
После выполнения задания проводится рекомендуемый комплекс упражнений
Физкультурной минутки (ФМ) (рекомендации СанПиН 2.4.2.2821-10)
Объяснение нового материала учителем проходит в соответствие с планом, с которым учащиеся были ознакомлены в начале урока.
Рассказывая о Конституции Царства Польского(15 ноября 1815года)
учащиеся работают с настенной картой «Российская империя в первой
половине 19века» определяя границы Российской империи, вспоминая, что
Царство Польское оказалось в составе Российской империи по результатам
Венского конгресса (межпредметная связь с курсом новой
историей).Российский император становился королем польским.
Законодательная власть принадлежала Сейму. По ходу рассказа учащиеся
записывают новое понятие «сейм», работают с историческом документом «Из
речи императора на открытии сейма в Варшаве, март 1818г»9стр.15
учебника история России 19в, автор Данилов А.А.
В ходе анализа документа, учащиеся должны прийти к мнению, что
дворянство услышало от царя, о намерении введения конституции на всей
территории России. Её введение зависело от успешности польского опыта и
достижение России определенного уровня развития.
Учитель, выслушав ответы учащихся, сообщает о том, что в это время
Александр I поручает Н.Н. Новосильцеву разработать проект российской
конституции. Работа велась в строжайшей тайне, в Варшаве, с французом
П.И. Пешар-Дешан.
Для развития познавательной деятельности учащихся используя
проектный метод учащиеся знакомятся с биографией и деятельностью
государственного деятеля Н.Н. Новосильцева. Время выступления
ученика-4мин.
После защиты проекта организуется работа с учащимися по изучению текста проекта «Уставная грамота Российской империи»
В связи с тем, что текст документа большой, а время урока
ограничено, учителем заранее готовятся статьи и вопросы для их
обсуждения. Работа проводится учащимися в группе. Содержание вопросов
зависит от уровня усвоения знаний учащимися, используется
индивидуальный и дифференцированный подход к каждому участнику. Вопросы
для обсуждения:
- Из, сколько глав и статей состоит проект? (ответ: 4главы,161статья)
- Как называется глава 1 документа? (Глава называется
«Предварительные распоряжения. Содержит 8 статей и включает в себя
территориальное деление империи)
- Проанализируете главу 2»О правлении Российской империи»
ст.9-15 и ответьте на вопрос: Изменилась ли власть государя? Что
такое державная власть?
- Какова роль Государственного Совета? Что такое Правительный совет, Общее собрание? Анализ ст.35-38,42
- Какую функцию выполняют наместники и совет наместников?
- Определите деятельность Министерств. Анализ ст45-46
- Как вы поняли «ручательство державной власти»? Анализ ст.81-83
- Затронут ли вопрос о народном представительстве?
Итогом всей работы, учащиеся должны сделать вывод, о том, что по
проекту Н.Н. Новосильцева Россия получала федеративное устройство,
разделялось на 12 наместничеств, в каждом из которых создавался свой
представительный орган. Провозглашалось неприкосновенность личности:
никто не мог быть арестован без предъявления обвинения. Никто не мог,
наказан как по суду.
Закреплением новых знаний учитель предлагает учащимся выполнить задания:
Задание: Сравните проекты государственного устройства М.М.
Сперанского «Введение к уложению государственных законов» и проект Н.Н.
Новосильцева «Уставная грамота Российской империи». Ответ запишите в
таблице:
Общее:
___________________
__________________
____________________
Различие:
___________ _____________
___________ ______________
____________ _____________
На слайдах презентации представлены схемы проектов М.М. Сперанского и
Н.Н. Новосильцева. Используя данные схемы, учащиеся, выполняют задание
в тетради, каждый самостоятельно. Время выполнения 5мин.
В заключении учитель делает вывод:
В 1820-1821 гг. произошли революции в Испании и Италии, война за
независимость Греции. Проект «Уставная грамота российской империи» был
положен в дальний ящик. Сам Александр I жил сложной непонятной жизнью.
Он был словно соткан из противоречий. В нём был религиозный мистицизм,
(работа с определением в тексте параграфа стр. 17 учебника) любовь к
шагистике, откровенная леность к занятиям. Неутолимая жажда
путешествия. Во время путешествия по России он заходил в крестьянские
избы.
«Сфинкс, не разгаданный до гроба»- сказал о нём Вяземский.
Перед вами стихотворение А.С. Пушкина «Сказки». Почему изменилось мнения поэта о царе и как? Проанализируйте и дайте оценку.
В качестве домашнего задания восьмиклассникам следует предложить
найти и прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Деревня». Сообщив
следующее: «Когда Александр I прочитал стихотворение, велел
поблагодарить поэта за добрые чувства, которые оно вызывает. А после
этого царь поручил А.А. Аракчееву подготовить проект освобождения
крестьян. Вопрос: Ребята, подумайте, что могло так повлиять на
Александра?
Данный вопрос станет проблемным заданием для изучения материала
следующего урока «Социально- экономическое развитие России после 1812
года».
Подводится итог урока с подробным обсуждением и анализом ответов
учащихся и каждой группы. Учащиеся, не принимающие, участие в
обсуждении вопросов или испытавших затруднение при ответе выставляется
отметка по проверочному тесту.
Домашнее задание: п.6, учебника история России, автор Данилов А.А.
Индивидуальное задание:
Подготовить выступление по данной теме:
- Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Деревня»
- А.А.Аракчеев. Проект освобождения крестьян.
- «Сфинкс, не разгаданный до гроба»- последние годы царствования Александра I
|