ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Получение новых и углубление уже
имеющихся знаний.
Их систематизация и обобщение.
Изучение исторических источников.
Овладение способами критического сопоставления
известий.
Приобретение навыков систематизации и
интерпретации фактов.
В ходе подготовки к занятию учащиеся
приобретают умение работать с текстом
опубликованного исторического источника с
использованием научного комментария к нему.
Группа работает с фрагментами издания «Повесть
временных лет», Т. 1—2. М.; Л. 1950.
Возможно использование и других изданий:
1. «Поучение Владимира Мономаха своим детям»
/ Хрестоматия по истории России с древнейших
времен до наших дней. Учебное пособие. М.
«Проспект», 1999. 2. «Письмо Владимира Мономаха князю Олегу»
// Повести Древней Руси ХI—ХII вв. Л., 1982.
В качестве дополнительной литературы,
содержащей интерпретации источников
привлекаются различные издания трудов:
1. Карамзин Н.М. История государства
Российского. Кн. I. Т. 1—4.
2. Соловьев С.М. История России с древнейших
времен, Т. 1—2. 3. Богатырские былины.
Преподаватель в ходе подготовки к семинару
руководит работой учащихся, которые делятся на
группу сторонников Мономаха и тех, кто будет
критиковать личность князя. Можно также
попробовать поручить отдельным учащимся
собирать сведения об отдельных князьях и
выступать от их имени.
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ СЕМИНАРА.
1. Изложение биографии Владимира Мономаха.
2. Внутренние и внешние изменения в России,
которые произошли за время жизни Мономаха.
3. Собственное (или ролевое) отношение учащихся к
деятельности и личности Владимира
Всеволодовича.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Сегодняшний семинар посвящен князю Владимиру
Мономаху, сумевшему в высокой степени объединить
раздробленные русские княжества под своим
управлением.
Личность его стала во многом легендарной,
послужив прототипом для былинного Владимира
Красное Солнце, а его деятельность
рассматривалась в качестве обоснования
самодержавной власти великих князей
Владимирских и Московских.
Мономах — один из наиболее талантливых
писателей Киевской Руси, известный (что очень
важно) по имени. О его литературных трудах мы тоже
будем говорить на семинаре.
Рассуждая о деятельности этого действительно
выдающегося человека, мы ни на минуту не должны
забывать о тех условиях, в которых она велась, о
тех задачах, которые ставило перед Владимиром
Всеволодовичем его время, о тех способах, которые
были в его распоряжении для решения этих задач.
Следует помнить, что цели, которые преследовал
Мономах субъективно, могли объективно совпадать
с потребностями тех или иных территорий и слоев
общества, а могли и противоречить устремлениям и
представлениям других областей и социальных
групп.
Нам важно видеть как причины, вызвавшие к жизни
политику князя, так и ее последствия. Только
такой анализ поможет нам дать этой политике
взвешенную оценку.
Хотелось бы напомнить Вам, что на семинарском
занятии вы не просто овладеваете новыми знаниями
и умениями и отстаиваете свою точку зрения, а
представляете их на коллективное обсуждение в
классе после самостоятельной, предварительной
работы дома с рекомендованной литературой. Обсуждение вопроса строится в виде диспута
между поклонниками и критиками Владимира
Мономаха. Для удобства изложения мы обозначаем
стороны именами «Апологет» и «Критик».
Под этими псевдонимами могут, разумеется,
выступать несколько
учащихся.
Апологет
Владимир Мономах родился в 1053 г., за год до
смерти своего деда Ярослава Мудрого. Он был
любимым сыном четвертого сына Ярослава Мудрого
— Всеволода. Мать Владимира, греческая царевна
Анна была дочерью византийского императора
Константина Мономаха. Владимир носил сразу три
имени: княжеское — Владимир, христианское —
Василий и дедовское прозвище — Мономах.
Критик
Уже с этого момента летописные биографы
Владимира Мономаха начинают показывать свое
благосклонное отношение к самому князю и к его
отцу Всеволоду Ярославичу. Так, из внуков
Ярослава Мудрого, которых было немало, они
отмечают даты рождения лишь Владимира (1053) и его
младшего брата Ростислава (1070). Ростислав,
погибший в 1093 г. не являлся значимой
исторической фигурой, так что появление в
«Повести временных лет» имен обоих братьев
свидетельствует о том, что текст впоследствии
редактировался в пользу потомков Всеволода.
Что до «дочери византийского императора
Константина Мономаха Анны», то здесь тоже не всё
ясно: у этого императора дочери вообще не
упоминаются.
«Повесть временных лет» содержит лишь следующую
запись: «В год 6561. У Всеволода (Ярославича)
родился сын от дочери царской, гречанки, и назвал
его отец Владимиром».
Учитель
Действительно, сведения о матери Владимира
Всеволодовича как о дочери императора (1042—1055)
Константина IX Мономаха содержатся только в
поздних русских летописцах. Само имя — Анна —
могло возникнуть при смешении двух Владимиров: у
Владимира Святого была жена Анна, согласно
летописи — сестра византийских императоров
Василия и Константина.
О происхождении от Мономаха впервые упоминает
сам Владимир Всеволодович в своем «Поучении»,
причем как раз в том месте, где текст дефектен.
Как бы то ни было, у нас нет оснований
сомневаться, что мать Владимира была гречанкой и,
возможно, имела какое-то отношение к
императорской семье или приписывала себе
таковое.
Важно, что у современников этот факт особых
сомнений не вызывал: иначе его не занесли бы в
текст известия 1053 г., да и сам Владимир был бы
осторожнее.
Апологет
Детские годы княжича прошли в Переяславле на
южном рубеже, где начиналась оборона Руси от
кочевников. Князья тогда рано вступали во
взрослую жизнь. В тринадцатилетнем возрасте
совершил Владимир первое большое путешествие из
Переяславля в Ростов для хозяйского догляда за
отцовским княжеством.
Отец Владимира, Всеволод, «сидя дома», изучил
пять иностранных языков. А сам внук Ярослава и
византийского императора не только блестяще
знал доступную ему литературу, но и обладал
писательским талантом.
Критик
О том, что Всеволод знал пять языков, мы знаем
только из рассказа его сына — Мономаха. Поездку
тринадцатилетнего мальчика в Ростов тоже можно
поставить под сомнение. В «Поучении» написано:
«А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем,
который нес я, в разъездах и на охотах, с 13 лет.
Сначала я к Ростову ходил, через землю вятичей,
послал (туда) меня отец, а сам он пошел к Курску».
При этом в оригинале стоит не «с 13», а просто «13
лет». Предлог «с» поставлен здесь по смыслу, так
как к моменту написания «Поучения» Мономах «нес
труды» уже больше 13 лет.
Учитель
Поездку в Ростов, конечно, совсем не
обязательно относить именно к тринадцати годам
Владимира, но уже далее в «Поучении» говорится о
походе на Смоленск и упоминается Изяслав
Ярославич, изгнанный из страны в 1068 г. Стало
быть, в этом случае Мономаху было всего
пятнадцать. Разница невелика.
А в отношении пяти языков можно сказать, что
Всеволод вполне мог объясняться на греческом (с
женой) и на каком-нибудь тюркском наречии
(общаться с кочевниками ему приходилось в своем
пограничном Переяславле). Братья Всеволода были
женаты на польской принцессе (Изяслав) и на
немецкой графине (Святослав). Кроме того, мать
Всеволода была дочерью шведского короля. Отсюда
вытекает возможность для обучения «сидя дома».
Стоит отметить, что знание пяти языков для
владетельного князя было в те времена явлением
экстраординарным. Немецкий император Карл IV
(1316—1378) знал столько же, и его долго поминали как
образец учености.
Сыновья и внуки Ярослава Мудрого
Апологет
Об участии Владимира в многочисленных схватках
между князьями летописцы не сообщают. Он, видимо,
стоял несколько в стороне от кровавых усобиц,
раздиравших Русь в то время.
Критик
В «Повести временных лет» вообще почти не
упоминаются те из внуков Ярослава Мудрого, чьи
отцы еще живы. Предполагалось, что младшие
действуют по распоряжению старших и
несамостоятельны.
Учитель
Есть еще одна причина, по которой осиротевшие
князья становятся более деятельными. Посмотрим
на родословную схему, где отображены дети и внуки
Ярослава Мудрого.
Мы видим, что те князья, чьи отцы не правили в
Киеве, исключались из общей очереди, в которой
распределялись основные владения потомков
Ярослава Мудрого. Как тогда говорили, они
становились изгоями. Эти-то князья и начинали
усобицы, требуя себе владений. Их имена,
естественно, попадали в летописи.
Апологет
При переделе земель Мономах получил княжество
Смоленское. Он не поспел к трагической битве отца
с половцами, но именно Мономах взял приступом и
сжег внешний город изменивших отцу черниговцев.
В жестоком сражении 1078 г. половцы и изменники
были разбиты. Всеволод Ярославич стал князем
Киевским, а сын его Владимир — Черниговским. В
военных и хозяйственных походах, делах правления
прошло детство Мономаха. Сама жизнь обучала его
княжескому ремеслу. В Чернигове Владимир правил
около 15 лет.
13 апреля 1093 г. Владимир и его брат Ростислав
оплакивали умирающего отца, последнего из
Ярославичей — Всеволода. К концу его жизни все
дела за него решал Владимир Мономах.
Критик
В 1073 г. младшие братья — Святослав и Всеволод
— изгнали Изяслава из Киева. Тот бежал в Польшу.
Святослав, став князем Киевским, передал
Всеволоду Чернигов. Когда Святослав умер, то
Всеволод занял стол в Киеве. В это время вернулся
Изяслав. Всеволод договорился со старшим братом,
уступив ему Киевское княжение. Дети Святослава
были вынуждены бежать, а одного из них — Глеба
— убили при странных обстоятельствах. Затем двое
изгоев — Олег Святославич и Борис Вячеславич
вместе с половцами напали на Всеволода, разбили
его дружину и выгнали из Чернигова.
Вячеслав был изгоем, но Святославичи себя такими
не считали, ведь их отец княжил в Киеве. Всеволод,
действовавший ранее на стороне Святослава, был
для его детей предателем, лишившим их законных
прав.
Изяслав имел моральное право преследовать
племянников, а Всеволод — нет. Поэтому
черниговцы не изменяли отцу Мономаха, но
действовали законно.
А первым князем, который выступил в союзе с
половцами, источники называют именно Владимира
Всеволодовича. Еще до прихода Олега и Вячеслава
он напал вместе с кочевниками на город Одреск.
Учитель
Мы видим, что сама система наследования среди
русских князей обуславливала возникновение
конфликтов между ними. Каждый, получив верховную
власть, старался обеспечить своим детям лучшие
владения, а племянников — отодвинуть. Права
Святославичей были сомнительны, но и
игнорировать их притязания становилось чревато
тяжелыми последствиями.
В битве с Олегом и Вячеславом пал князь Киевский
Изяслав. Наследовавший ему Всеволод пытался
централизовать управление, используя в борьбе с
детьми Святослава все доступные средства. Так
погибли Роман и Глеб, а Олега удалось при помощи
греков заточить на острове Родос. Были изгнаны
Давыд Игоревич и Володарь Ростиславич.
Но политика Всеволода не нашла поддержки в Киеве.
Апологет
Мономах мог провозгласить себя великим князем
Киевским, но он пребывал в сомнениях: выдержит ли
вдвоем с братом войну за передел земель, которую
непременно начнут многочисленные родичи?
Поддержат ли их города и особенно Киев, знатные
люди которого были возмущены тем, что почивший
Всеволод окружил себя людьми неродовитыми?
Боярская группировка, опираясь на порядок
престолонаследия, отдала стол старшему сыну
старшего сына Ярослава Мудрого — Святополку.
Да и сам Владимир, избегая усобиц, отказался от
киевского престола в пользу Святополка, хотя к
концу 1090-х гг., Владимир Мономах был самым сильным
и влиятельным князем на Руси, удачливым
полководцем, не знающим поражений.
Критик
Поражений Владимир Всеволодович не знал, так
как ему приходилось иметь дело со слабыми
противниками, располагая силами почти всей
Киевской Руси. В числе его побед — разгром
исконных союзников Руси, торков, которые
прикрывали юг страны от половцев.
За время княжения Всеволода Мономах не боролся с
основными врагами — половцами, а заключал с ними
союзы. Всё его могущество основывалось на
законном авторитете отца, которого киевляне
терпели. В это время был предательски убит
старший законный наследник великого княжения —
Ярополк Изяславич. Выгоды от этого получал в
первую очередь Мономах, о чем умалчивают
редакторы летописей. Как только умер его отец,
стала ясна непопулярность Владимира.
Учитель
Не нужно забывать, что в это время Владимир
Мономах княжил в Чернигове, в меньшей степени
подверженном нападениям половцев, и его действия
в первую очередь связывались с интересами этой
области.
Кого бы ни убивали из князей, это обязательно
оказывалось выгодно целой группе других
потомков Ярослава, так что нет смысла
прямолинейно обвинять именно Мономаха.
Усиление отдельных земель было объективным
следствием их экономического развития. Оно
вступало в противоречие с центральной властью
Киева: стал выгоден не самый сильный великий
князь, который не стремился бы активно
вмешиваться в дела регионов.
Апологет
Сразу после смерти Всеволода Ярославича
половцы напали на Русь. Святополк, вопреки
советам Мономаха, принял бой и потерпел
поражение.
Критик
Вместе с ним был разбит и бежал сам Мономах,
потерявший в этой битве родного брата. После
разгрома Святополк еще пытался, хотя и неудачно,
оказать помощь осажденному городу Торческу, но
Владимир ему в этом не содействовал. А ведь в
такой же ситуации отец Святополка — Изяслав —
поспешил на подмогу отцу Мономаха и погиб, как
говорит летопись, «сражаясь за брата».
Учитель
К этому времени внешняя политика перестала
быть общим делом, и каждый старался вести ее
самостоятельно. Ни Владимир Мономах, ни
Святополк, который на следующий год заключил с
половцами династический союз, не были
исключениями.
Апологет
Сразу после этих событий на Чернигов, где
княжил Мономах, напал Олег Святославич с
половцами. Не желая разорения русской земли от
военных действий, Владимир добровольно покинул
город, совершив самопожертвование.
Критик
Если бы это было самопожертвованием, то он не
оказывал бы столь длительного сопротивления
справедливо требовавшему (Мономах сам это
признал) свое наследство Олегу. Просто, исчерпав
все возможности для обороны, он был вынужден
капитулировать. При этом Олег не стал ни убивать
врага, ни брать его в плен, проявив
действительное великодушие. Об этом летописцы,
которыми затем руководил Мономах, умалчивают.
Учитель
Людей и их поступки следует судить как по
законам их времени, так и по законам психологии.
Думается, что и Олег, и Владимир искренне считали
себя правыми. Позднейшая летописная традиция
симпатизирует Владимиру не только потому, что
была от него зависима. Его деятельность служила
достаточным основанием для восхваления. Не стоит
изображать летописцев того времени продажными
журналистами: они были религиозными людьми и
почли бы грехом отстаивать явную ложь. (Хотя
умолчание встречаем в летописях сплошь и рядом.)
Апологет
Когда великий князь Святополк потерпел
поражение от половцев, Владимир Мономах был
вынужден перебраться в пограничный Переяславль,
где прожил 20 лет. В 1095 г. Владимиру удалось
вместе со Святополком разгромить половцев.
Но всё же Владимир Мономах искренне печалился,
что между братьями нет единства.
По словам летописца, Мономах отчаялся до слез:
«Воистину отцы наши и деды собирали землю
русскую, а мы хотим погубить!»
На первом Любечском съезде князей Владимир
Мономах пытался отстоять идею единства и
осуждения князей, типа Олега Черниговского,
прозванного «Гориславичем», которые
использовали для решения своих проблем половцев
и других кочевников. Именно после этой неудачи
Владимир Мономах пишет свое знаменитое
«Поучение», в котором призывает к единству.
В 1111 г. именно Мономах призвал русичей добить
половцев в их гнездовье на Дону, и церковь
поддержала князя: «Ангел вложил в Мономаха мысль
поднять братию свою, русских князей на
иноплеменников. И была великая победа. Половцы
бежали за Волгу и на Кавказ. Слава о победе над
неприятелем разлетелась не только по русской
земле. Узнали об этом в Греции и Венгрии, Польше и
Чехии, и до самого Рима славные вести дошли».
Критик
Мы уже видели, что Мономаха заставили уйти из
незаконно удерживаемого Чернигова. В
Переяславле он больше других князей страдал от
половецких набегов, потому и ратовал за борьбу с
кочевниками.
При этом он не уставал подкапываться под Олега,
желая захватить его княжество — Чернигов. Сам он
предательски убил прибывших для мирных
переговоров половецких ханов, а когда Олег
Святославич отказался сделать то же самое,
обвинил его в пособничестве степнякам.
Что касается «отцов и дедов», которые «собирали
землю русскую», то это — обычный
демагогический прием. Все знали, что Ярослав
Мудрый и его братья воевали до полного
истребления, а его дети так и не смогли жить в
мире между собой.
Учитель
Чем бы ни руководствовался Владимир Мономах в
своих действиях, как бы вероломно они ни
выглядели, следует признать, что он пытался найти
некоторый компромисс между единой внешней и
самостоятельной внутренней политикой русских
княжеств.
Впоследствии это ему на какое-то время удалось.
Мы никогда не узнаем, как бы действовали другие,
так что остается констатировать: Владимиру
удалось затормозить процессы раздробления
Киевской Руси. Это был его личный успех, о пользе
которого для будущего страны можно (но не нужно)
лишь гадать.
Апологет
После смерти Святополка, граждане Киева
определили на торжественном совете, что
достойнейший из князей российских должен быть
великим князем. К шестидесятилетнему Владимиру
отправились послы: «Пойди, князь на престол
отцовский и дедовский». Владимир колебался не
меньше, чем много лет назад.
И вновь Мономах побоялся, в данном случае,
оскорбить Святославичей, которые, будучи детьми
старшего сына Ярослава, по тогдашнему обычаю
должны были наследовать престол великого князя.
Дело в том, что в то время действовал «лествичный
порядок», по которому править должны были Олег
или Давыд Святославичи. Это лишний раз
подчеркивает порядочность Владимира. Вот как об
этом говорит документ летопись под 1113 г.:
«Владимир много
плакал и не пошёл (в Киев), горюя по
брате».
Кроме того, на стороне Святославичей были и
бояре, которые боялись, что Владимир заменит их
на своих — переяславских.
Этот отказ имел несчастные последствия: киевляне
не хотели и слышать о другом государе.
Первым делом они разнесли по бревнышку дом
богатейшего киевского боярина, тысяцкого Путяты,
затем принялись за его помощников — сотских.
Бросились также грабить дворы проклинаемых
Церковью евреев — ненавистных ростовщиков,
подозреваемых к тому же в изобретении «соляного
налога», уже приведшего к волнениям в Западной
Европе.
«Повесть временных лет» так описывает эти
события:
«Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого,
напали на иудеев, разграбили их имущество. И
послали киевляне к Владимиру, говоря:
— Пойди, князь в Киев; если же не пойдешь, то знай,
что много зла произойдет, это не только Путятин
двор или сотских, или иудеев пограбят, а ещё
нападут на невестку твою и на бояр, и на
монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, или
разграбят и монастыри».
Надо сказать, что после отказа Владимира
спокойные граждане, приведенные в ужас
беспорядком, вторично звали Мономаха: «Спаси нас,
— говорили послы, — от неистовой черни, спаси от
грабителей дом печальной супруги Святополковой,
собственные наши дома и святыню монастырей».
«Услышав всё это, Владимир отправился в Киев…»
Критик
Причиной восстания 1113 г. в Киеве был не отказ
Мономаха от княжения и не то, что «киевляне не
хотели и слышать о другом государе». Они просто
воспользовались случаем для расправы с
ненавистными им притеснителями и ростовщиками.
Мономах же расчетливо выжидал, пока утихнет
народный гнев, чтобы явиться в город спасителем.
Почему-то никто не отмечает благородную позицию
Олега и Давыда, которые не пожелали использовать
военную силу в борьбе за Киев, но спокойно
уступили его Владимиру. Они не стремились к
верховной власти, а обустраивали свои волости.
Учитель
Критиковать Мономаха можно: он отказывался
признать распад Руси на отдельные княжества, что
было неизбежным процессом, однако вряд ли
следует возвеличивать Олега и Давыда. Те, хотя и
сохранили покой своих владений, тоже не смогли
предотвратить усобиц, которые возникли среди их
детей в Чернигове.
Апологет
Приходу Мономаха к великокняжеской власти
предшествовали кровавые междоусобицы с
привлечением половецких войск, а также
внутренние мятежи. С момента его вокняжения в
Киеве всё это прекратилось. Владимир объединил
Русь, сделав ее могучей и безопасной от
кочевников.
Критик
Такое положение создалось еще при Святополке в
результате внутреннего равновесия сил в стране.
Как только Мономах отказался от своих притязаний
на чужие земли, обстановка стабилизировалась и
появились условия для борьбы с половцами.
Учитель
Не забудьте еще, что изменились и сами половцы.
Когда они пришли на Русь, то были относительно
едины, борясь за сочные пастбища в
причерноморских степях с печенегами. Затем их
тоже захватили усобицы, силы раздробились.
Апологет
Владимиру Мономаху досталось в Киеве тяжелое
наследство. Дело в том, что как утверждают
современные историки, Святославичи не были
хорошими князьями, а еще более нерадивым князем
был предшественник Владимира Святополк. Так, еще
при жизни Святополка «свободолюбивый Новгород»
не пустил на престол его сына, отдавая
предпочтение сыну Владимира Мстиславу.
Новгородцы, выслушав посла, отвечали Святополку:
«Аще две головы имеет твой сын, то пошли (его к
нам)».
Имя Святополка словно проклято в русской
истории. Как когда-то Святополк Окаянный,
Киевский князь, решился на преступление клятвы и
крестного целования, ослепив князя Василька
Ростиславича. Владимир же, наоборот, не был
способен на такое и даже оказался готов простить
Олегу убийство своего сына, дабы сохранить
мирные отношения родственников.
Критик
С того момента, как они получили Чернигов,
Святославичи не нарушали договоров — ни с
русскими князьями, ни с половцами. Они занимались
только своими делами.
Если бы Мономах действительно ратовал за
объединение Руси, то он бы отозвал своего сына из
Новгорода. Но он хотел объединения только под
своей властью, интригуя против великого князя.
Святополк согласился на захват Василька только
потому, что тот вместе с Мономахом злоумышлял
против князя Киевского. Наказание Василька без
общего согласия князей было нарушением
соглашений, за что Святославичи и Мономах
осудили Святополка, но не изгнали.
Между тем, сам Владимир Всеволодович тоже
нарушил клятву, когда его сын — Изяслав — напал
на Олега, но проиграл битву и был убит на поле
сражения. Трудно поверить, что малолетний
Изяслав действовал по собственной инициативе.
Летописи признают правоту Олега в этом эпизоде.
Сам Мономах всячески открещивался от погибшего:
«не следовало ему зариться на чужое, ни меня в
позор и в печаль вводить. Подучили ведь его
паробки (слуги), чтобы себе что-нибудь добыть, а
для него добились зла».
Учитель
Скудость источников не позволяет нам точно
установить, как именно складывались запутанные
отношения между князьями, кто был прав, а кто —
виноват. Неправоту Святополка и вину Изяслава
Владимировича признали современники-летописцы,
о некоторых поступках Мономаха они, видимо,
умалчивают. В том случае, когда он предательски
расправился с половецкими ханами, автор
соответствующего текста в «Повести временных
лет» возлагает за это ответственность на дружину
в Переяславле. Но осуждается и Олег Святославич,
который не остановился, разбив дружину сына
Мономаха, а вторгся уже и в чужие владения.
Апологет
И всё же именно Владимир остался в памяти
народной как образец князя-правителя,
организующего отпор врагу, творящего суд и
олицетворяющего могущество Руси. Именно таким он
видится нам по былинам, где он выступает под
именем Владимира Красное Солнце.
Критик
Достаточно почитать былины, чтобы увидеть,
каков был Мономах. Владимир Красное Солнце
регулярно проявляет трусость. Он всегда готов
заплатить дань татарам, и только богатыри
удерживают его от этого. Былинный Владимир
прячется под мехами от свиста пленного
Соловья-разбойника, несправедливо осуждает
богатырей на заточение, чтобы потом выпустить их,
когда приходит беда. Он оскорбляет подлинного
народного героя — Илью Муромца.
А вот былинный Вольга Святославич, в котором мы
узнаем противника Мономаха — рыцарственного
князя Олега, сам побеждает своих врагов, вступая
с ними в бой.
Учитель
Былинные персонажи — не реалистические
портреты реальных исторических деятелей.
Владимир Красное Солнце только по имени
соответствует историческим Владимиру Святому и
Мономаху. Точно так же и Вольга Святославич может
сопоставляться и с знакомым нам Олегом
Черниговским, и со Святославом Игоревичем —
победителем хазар, и даже с сыном последнего —
малоизвестным Олегом Древлянским.
В эпической поэзии вообще верховные правители
редко несут полностью положительную нагрузку.
Без всякой симпатии относится Гомер к образу
Агамемнона в «Илиаде». Совершенно лишен
решительности и могущества своего реального
прототипа — гуннского вождя Аттилы — король
Этцель в «Песни о Нибелунгах». Довольно
бесцветен легендарный король Артур английских
сказаний.
Но со всеми этими персонажами, как и былинным
князем Владимиром, связаны представления о
временах расцвета. Именно эпохой процветания
виделся для поздних творцов былин период
Киевской Руси: без татар, без гнета местных
феодалов, без церковников, без многочисленных
ограничений свободы. Мы знаем, что это —
искаженное представление, некий идеал, который
на практике выглядел совсем иначе.
Таким же идеалом стал для историков
средневековья и Владимир Мономах. Жестокий и
вероломный, что позволило ему достичь верховной
власти и подчинить себе остальных князей, он
обладал и другими качествами, позволившими
остаться в памяти потомства светлой личностью.
Вплоть до Ивана Грозного ни один из правителей
Руси не брался за перо, чтобы отстаивать свою
правоту и утверждать свою положительность в
глазах современников и грядущих поколений. Сын
своего времени, он часто опережал его, добиваясь
при этом политических и военных успехов. Держава
Мономаха распалась вскоре после его смерти, но
достижения этого князя вызывают почтение и по
сей день.
Затем преподаватель еще раз обращает внимание
участников семинара на различие критериев и
подходов при составлении исторического
портрета, а затем оценивает работу выступавших.
|