Пятница, 22.11.2024, 04:28                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА [1]
ИСТОРИЯ РОССИИ [48]
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ [16]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [44]

Статистика

Онлайн всего: 50
Гостей: 50
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ИСТОРИЯ » ИСТОРИЯ РОССИИ

Русская культура и быт XVI—XVII вв.
08.06.2012, 20:09
Цели. Познакомить учащихся с видами одежды, обуви, головных уборов в России XVI–XVII в.; проследить историю развития предметов старины до наших дней; развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, память, интерес к быту людей.

Оборудование. Толковый словарь русского языка, иллюстрации одежды, головных уборов; иллюстрации из книг с русскими народными сказками; видеомагнитофон, мультфильм «Аленький цветочек»; карточки с названиями; рабочие тетради учащихся, таблица; книги: Н.Кончаловская «Наша древняя столица», З.В.Левицкая «История Отечества для детей»; материалы экскурсии «Палаты в Зарядье».

Учитель. Мы с вами уже знаем, в каких домах жили наши предки в XVI—XVII вв., что находилось в этих домах, как велось хозяйство. Продолжаем знакомиться с жизнью людей того времени.

Сегодня мы будем говорить о том, как они одевались, обувались. Прочитайте тему урока, написанную на доске: «Что носили наши предки».

По мере нашего разговора будет заполняться таблица, изображенная на доске. Начертите заготовку таблицы у себя в тетрадях.

Ученики выполняют задание.

Какую одежду вы любите носить? Какую расцветку предпочитаете?

Ответы учеников.

Одежда людей XVI—XVII в. не поразила бы вас сказочной красотой и обилием красок. Основным цветом был белый.

Из чего же делали ткань? Какое из растений одевало людей в то время? (Лён.)

Люди выращивали лён, обрабатывали его и дома ткали полотно. Поэтому одежда называлась домотканой. Прясть пряжу из шерсти животных или растительных волокон, ткать из этих нитей (пряжи) ткани и шить из них одежду умели на Руси все женщины из простого сословия. Они украшали, раскрашивали свои одежды. И княгини, и боярыни любили вышивать и рукодельничать. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев, различных растений, настоями из растёртого в порошок камня.

Как одевались в XVI—XVII вв.? Ясно, что по погоде: была одежда зимняя и летняя. Вот что можно прочитать об одежде у Натальи Кончаловской.

Учитель раздаёт ученикам карточки со стихотворением.

Ой, вы, гости-молодцы,
длиннополые купцы!
И бояре, и дворяне,
горожане и крестьяне,
Кто в сорочках и штанах,
кто в коротких зипунах.
И такие франты были:
длинный охабень носили,
Рукавами до земли
пыль по улице мели.
А зимой в мороз в Москве
надевали шубы две.
А боярыня, бывало,
по три шубы надевала.
Любят в праздники рядиться
наши русские девицы:
Ожерелья, серьги, бусы,
ленты в косах до земли...

Возьмите в руки карандаши. Прочитайте ещё раз это стихотворение и отметьте все слова, обозначающие одежду. А сейчас мы познакомимся с мужской одеждой.

Понятия, которые выделены, заносятся учителем и детьми по ходу урока в таблицу. Учитель показывает изображения одежд классу.

Мужская одежда состояла из широкой, доходившей до колен рубахи из простого холста или шёлка и портов. Ворот рубахи вырезался по шее и имел спереди прямой разрез, который завязывался на шнурки или застёгивался на пуговицу. Рубахи не заправляли в штаны, а носили навыпуск. Нарядные рубахи, обычно красного цвета, вышивали золотом и шёлком.

Таблица

Как обувались — одевались наши предки

Одежда Обувь Головные уборы Украшения
мужская женская мужские женские
рубашка рубашка лапти шапка шапка перстни
пояс пояс (онучи) колпак венец кольца
безрукавка безрукавка поршни столбунец волосник бусы
шуба шуба сапоги кика каптур гривны
рукавицы рукавицы с сорока браслеты с
ремень ремень с кичка пуговицы с
порты сорочка с сборник ленты с
кафтан сарафан с повязка «косник» с
зипун душегрея с кокошник с с
однорядка телогрея с с с с
охабень летник с с с с
ферязь муфта с с с с
опашень с с с с с
азям с с с с с
сермяга с с с с с

Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. Орнаментный узор «клали» на ворот, рукава и подол. Некоторые верили, что вышивка-оберег предохраняла, оберегала от злых сил.


Князю полагалось ходить в длинной до пят одежде алого цвета, непременно богато расшитой. Особенностями княжеского наряда являлись нашивки на кафтане из дорогой материи (непременно другого цвета), кружева и драгоценные пуговицы. Бояре носили одежду покороче и других цветов. Кафтан с длинными рукавами был верхним платьем.

Исподней одеждой считался зипун — узкий, до колен, почти в обтяжку кафтан, как правило, с узкими рукавами. Надевали зипун поверх сорочки. В одном зипуне появлялись только дома, в кругу домочадцев. Гостей же принимали в кафтанах из парчи, атласа и бархата, что было заведено и в домах бояр, и в царских хоромах.

Широкий кафтан с откидным большим воротником и прорехами для рук под рукавами назывался охабень.

Верхней парадной одеждой являлся опашень. Его носили внакидку. Опашень мог застёгиваться на пуговицы, серебряные или золотые. Опашень на меху становился шубой.

В холодное время на исподние (нижние) рубашки надевали шерстяные меховые одежды: различные меховые безрукавки и шубы. Кто победнее, носил шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха.

Богатые и знатные шили шубы из песца, бобра, лисицы, белки и куницы. Были шубы длинные и короткие, но всегда широкие. Их надевали не только выходя на мороз, но и дома во время приёма гостей. Бояре сидели в шубах и шапках в Боярской думе, на царских пирах, даже в жаркие дни.

Вот откуда появилась строчка: «А боярыня, бывало, по три шубы надевала». Шубы в те времена шились мехом внутрь, простые шубы подбивались овчиной или заячьим мехом, а парадные – собольим, лисьим, бобровым. Вообще считалось, что чем больше надето, тем человек богаче. Шубы крыли тканью или они были нагольные (снизу — мех, снаружи — не обработанная кожа).

Рукава у некоторых видов одежды были очень длинными. Зимой, при отсутствии рукавиц, в них грели руки. Рукава завязывали сзади или собирали в складках на запястье. Когда рукава были спущены, работать было невозможно. Отсюда и поговорка: «Работать спустя рукава».

А теперь перейдём к женской одежде.

Основой женской одежды была длинная сорочка из прямых полотнищ.

«Бабьи рубашки – те же мешки: рукава завяжи, да что хошь положи».

Рукава сорочек были в 6, 8, 10 локтей (локоть – 0,5 м). На талии завязывался пояс. Состоятельные женщины имели ещё нижние рубахи, которые назывались сорочица. Верхняя рубаха была сшита из более нарядного материала и отделана. Украшали её вышивкой.

Вечерами зажигала женщина лучину, брала иголку, разноцветные клубки ниток, которые сама напряла и покрасила, и начинала вышивать. Узором покрывался ворот, разрезы, манжеты и подол рубахи. Рубаха обязательно подпоясывалась. В верхней рубахе женщина не могла появиться на людях. Поверх сорочки надевали сарафан – длинную одежду без рукавов, с пуговицами сверху донизу.

Богатые шили сарафан из дорогих заморских материй, простые – из домотканого холста.

Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии и очень широкая сборчатая одежда на лямках. В холодные дни согревала она не только «душу», но и тело.

Также носили телогрею из плотной материи, её длинные рукава застегивали или завязывали. Руки продевали в прорехи, а рукава висели.

Самой нарядной женской одеждой был летник. Делали его из яркой материи, надевали через голову, не подпоясывали, рукава сшивали только до локтя. Рукава были очень широкими, из-за чего приходилось держать руки согнутыми, прижатыми к груди. Концы рукавов и ворот украшались более дорогими тканями, иногда обшивались мехом.

Женская шуба по пошиву отличалась от мужской, часто она была, как летник, без разреза с длинными висячими рукавами.

Знатные люди носили платья из роскошных тканей – тонких сукон, шелков, бархата.Ткани эти проделывали долгий путь, пока попадали в русские города из далёких стран Персии, Китая, Италии и Англии. Простые горожане одевались в основном в материю, вытканную у себя дома или купленную на торге у крестьян.

Переходим к головным уборам и причёскам.


МУЖСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Головные уборы носили и мужчины, и женщины. Показаться на людях с непокрытой головой, то есть простоволосым, считалось неприличным. Зимой мужчины носили меховые остроконечные шапки-колпаки. В остальное время, выходя из дома, они надевали кожаный, войлочный или тканый колпак. Обязательным головным убором бояр была высокая, похожая на трубу меховая шапка-столбунец.

А какая была мода на причёски? Мужчины простого звания стригли волосы «под горшок». (На голову надевался горшок, и по его краю обрезали волосы.) Бояре и богатые купцы носили более короткие волосы. Усы и бороду никто не стриг. Их носили и старые и молодые.

Женские головные уборы и причёски были разными для девушек и замужних женщин.

Девушки могли оставлять волосы распущенными или заплетать их в косу. Косы украшали лентами, к концам кос подвешивался «косник» — плотный треугольник из кожи или бересты. Вокруг головы повязывали ленту, иногда венец. Венец расшивали бусами, речным жемчугом, каменьями.

Замужние женщины заплетали волосы в две косы и обязательно должны были все волосы закрывать. Снять головной убор с замужней женщины – означало нанести ей большое оскорбление, «опростоволосить».

У женщин головные уборы скрывали волосы, у девушек оставляли голову открытой. Женщины носили на голове кокошники, жемчужные и бисерные подвески, украшенные драгоценными камнями.

Зимой женщины ходили в меховых шапках-каптурах (он же капор). Каптур закрывал голову и шею. Женщины любили шапки с меховой опушкой. В холод прятали руки в «рукавицы перщатые» (перчатки), от слова «перст» – палец. Богатые шили рукавицы из дорогого меха, кто победнее – носил кожаные, подбитые бараньим мехом. Боярыни зимой носили «рукава-муфты» на меху.

Как раньше обувались?

Распространённой обувью были плетённые из берёсты, лыка или верёвки лапти. Надевали их на онучи (подобие портянок).

Носили люди и кожаную обувь. Это были сапоги, сначала на мягкой, а затем на жёсткой подошве. Шили их сапожники на заказ, по ноге заказчика.

Поршни – обувь из кожи, подобие тапочек. Поршни были с одним швом на носке или пятке. К ноге их привязывали ремнями или веревками.

Сапоги на Руси известны с Х в., но в те времена их носили только князья. В XVI—XVII вв. сапоги с каблуками были высотой до колен, внутри они подкладывались холстиной, каблуки надбивались подковками.

У царей и знатных лиц подковы прибивались к подошве серебряными гвоздями.

Кожаные сапоги были мечтой для людей простых сословий.

Все перечисленные виды обуви носили как мужчины, так и женщины.

Так же как и сейчас, в древние времена люди старались себя как-то украсить.

Первоначально разделения украшений на мужские и женские не существовало. Браслеты, перстни, кольца, бусы и гривны (украшения в виде обруча на шее), серьги были предметами убранства как мужчин, так и женщин.

Украшения делались из меди, бронзы, серебра и золота. Бусы были из горного хрусталя, янтаря, стекла.

Форма и орнамент украшений были разнообразными. Руки в запястьях перехватывали браслетами, на пальцы надевали кольца. На груди или поясе носили различные амулеты.

Кто-нибудь из вас знает, что такое амулет?

Ученик. Предмет, который по языческим верованиям оберегает его владельца от разных бедствий.

Учитель. Как вы думаете, какие амулеты могли быть у людей в древние времена?

Ответы учеников.

Славянскими амулетами являлись, например, конь, ключ, ложка. Конь был символом добра, счастья. Ложка – сытости и благополучия. Ключ – символ богатства. Зубы и когти хищников служили для ограждения от зла, гребни оберегали от болезней.

Давайте закончим заполнять нашу таблицу. Рассмотрите иллюстрации, прочитайте названия одежды, обуви, головных уборов. Что-то нами не упоминалось. Просто впишите эти названия в таблицу, в нужную графу. Отметьте, какие предметы гардероба были одинаковыми у мужчин и женщин.

А теперь предлагаю вам посмотреть фрагменты из мультфильма «Аленький цветочек». Я буду останавливать некоторые кадры. Ваша задача – назвать те виды одежды, обуви, головных уборов, с которыми мы познакомились.

Практическая работа

На партах лежат рисунки с изображениями одежды, обуви, головных уборов.

Учитель. Посмотрите на рисунки. Назовите изображённые предметы. Прочитайте названия современных видов одежды и обуви. Соотнесите предметы, которые были раньше, и те, которые мы носим теперь.

На доске в 2 столбика прикреплены карточки. Учащиеся составляют пары.

рубаха
порты
кафтан
шуба
телогрейка
летник
колпак
лапти
рубашка
брюки
пальто
шуба
кофта
плащ
шапка
ботинки

Итог урока

Учитель. Прошли столетия, многое изменилось, но слова, называвшие предметы одежды, дошли до нашего времени. Иногда мы употребляем их в речи, не понимая значения. Не обязательно выучивать наизусть все эти старинные названия. Но каждый человек должен знать не только историю своей страны, но и то, как одевались его предки.

Кроссворд

По горизонтали: 3. Головной убор, под который прятали волосы замужние женщины. 4. Женская одежда, которая грела не только «душу». 7. Зимняя верхняя одежда, которую носили не только мужчины, но и женщины. 8. Длинная женская одежда без рукавов с пуговицами по всей длине. 9. Украшение, которое могло быть величиной с яйцо. 10. Обувь, плетённая из лыка.

По вертикали: 1. Чем подвязывали одежду на талии? 2. Как раньше назывались брюки? 5. Верхняя мужская одежда. В холодную погоду одевалось несколько штук, одна на другую. 6. Что носили зимой на руках? 8. Кожаная обувь.

ОТВЕТЫ.

По горизонтали: 3. Волосник. 4. Телогрея.
7.
Шуба. 8. Сарафан. 9. Пуговица. 10. Лапти.

По вертикали: 1. Пояс. 2. Порты. 5. Рубаха. 6. Рукавицы. 8. Сапоги.

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ | Добавил: admin | Теги: открытый урок истории, учителю истории, урок истории, педсовет, поурочные планы уроков истории, история в школе, конспект урока истории
Просмотров: 2127 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru