Возраст учащихся (класс): 7.
Ожидаемые результаты. После учебного занятия учащиеся смогут.
Знания:
- дать определение что такое "Земские соборы”;
- знать, какие сословия принимали участие в выборах;
- иметь представления о выборах.
Умения и навыки:
- работа с документами;
- работать в группе;
- выступать публично;
- уметь отстаивать свое мнение.
Отношения, ценности, внутренние установки.
- Понятие роль выборов в 17 в;
- высказывать свое мнение о значении выборов.
- Оценивать выборы 17 в. и их эффективность в разрешении актуальных
проблем.
Ресурсы:
- Плакат, на котором написано "Земский собор 1613г”.
- Документ Русский историк В.О.Ключевский о Земском соборе 1613г.
- Инсценирование избирательного процесса в 17 в.
План занятия – 40 мин.
I. Мотивация – 5 мин.
Инсценирование избирательного процесса.
В 17 веке
Так было на Руси,
Казаки и поляки
Нас били во степи.
Мы ж без царя, как раки
Краснеем не за грош.
Известно, что без власти
Далеко не уйдешь.
Чтоб трон поправить царский
И вновь царя избирать,
Земский собор решился,
И стал он заседать.
Инсценировка: Ученик выносит плакат, на котором написано "Земский собор в
1613 г.”, выходят "бояре” и садятся.
1-ый боярин. Бояре, народ наш не успел нарадоваться победе над
поляками, как Окаянный Густав Адольф рвется посадить на трон в нашем Отечестве
брата своего.
2-ый боярин. Не уж тоновая буря собралась над нашей головой.
1-ый боярин. Что же предпринять, нету у нас царя защитника нашего.
Бориска да Василий лишь беду накликали, а Дмитрий, царство ему небесное…
Дмитрий Пожарский. Нужен царь – надежда государства.
2-ый боярин. А не тебе ли, князюшка Дмитрий, как спасителю Отечества, главе
ополчения стать царем?
Дмитрий Пожарский. Нет, не достоин я. А есть близкий родственник царей
наших Филарет – умный и добрый, да только не принадлежит оп свету, служитель он
Божий, да и в Польше он. Но у него есть 16 летний сын – Михаил. Вот кто должен
быть царем и по праву рождения и по праву заслуг его предков. Все – Да
здравствует царь – наш Михаил!
Бояре уходят со сцены.
Какова была обстановка в этом период!
Ответ: Освобождение Москвы 22 октября 1612 г. вызвало мощный подъем
всенародной борьбы против оставшихся на территории России захватчиков.
Героический подвиг совершил костромской крестьянин Иван Сусанин. Он завел
польский отрад в непроходимые болота. Сам Сусанин погиб, но и поляки не смогли
выбраться и выполнить важное задание короля – погубить вероятного кандидата на
русский престол Михаила Романова. Убийство Романова помогло бы сохранить русский
трон для польского короля или для его сына.
С освобождением столицы предстояло восстановить в России государственную
власть, избрать нового царя. В ноябре 1612 года Минин и Пожарский разослали
извещение о созыве Земского собора.
II. Объяснение новой темы учебных результатов и хода занятия, 1
минута.
Класс делится на 4 группы, чтобы заинтересовать их в результатах своей
деятельности.
III. Новый материал, 10 минут. Запись в тетради ключевого слова
"выборы”.
- Какую ассоциацию вызывает слово "выборы”?
- Изобразите графически смысл данного понятия.
- Что такое выборы?
История выборов связана с историей нашего народа.
IV. Интерактивная часть. Сегодня мы узнаем: какой вопрос рассматривал
Земский собор 1613года и с какой целью был созван?
Документ. Русский историк В.О.Ключевский о Земском соборе 1613года.
В самом начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные со всех концов
Русской земли. Это был первый бесспорно всесословной собор с участием посадских
даже сельских обывателей.
На соборе первым делом решили среди иноземцев нового царя не искать. Но
выбрать своего царя оказалось непросто. Одни предлагали одного, другие другого,
перебирали великие роды, но не могли ни на ком согласиться и так потеряли немало
дней. Многие кандидаты пытались подкупать избирателей, засылали к ним с
подарками и обещаниями.
Наиболее вероятными кандидатами на избрание были князья Галицкий,
Мстиславский, Воротынский, Трубецкой. М.Ф.Романов.
Неоднозначной при обсуждении была и кандидатура Михаила Романова, отец
которого Филарет был ставленником обоих самозванцев, получил сан митрополита от
первого и провозглашен патриархом в подмосковном лагере второго.
Сам по себе Михаил. 16 летний мальчик, имел мало видов на престол, однако на
нем сошлись такие враждебные силы, как дворянство и казачество.
Окончательное решение было представлено всей земле. Тайно разослали по
городам верных людей, чтобы выведать мнение народа, кого хотят на Московское
государство царем. Посланные возвратились с донесением: быть государем
М.Ф.Романову.
21 февраля 1613 года прошли окончательные выборы. Каждый участник собора
подавал письменное мнение, и во всех мнениях значилось одно имя – Михаила
Федоровича.
Задания.
- На каких условиях и зачем собирался Земский собор? (Земский собор
был созван для избрания нового царя. Он был составлен из представителей
разных сословий.)
- Представители, каких сословий вошли в его состав? (Всех сословий, кроме
закрепощенных крестьян и холопов.)
- Был ли этот собор более представительным, чем предыдущие? Почему, как вы
думаете? (Да. Различные слои общества были заинтересованы в
разрешении кризиса: дворяне и бояре, духовенство, казаки и стрельцы,
посланцы 50 городов. Всего в работе Земского собора приняло участие примерно
700 человек.)
- Кто преобладал на соборе? (Представители дворянства, боярства,
духовенства.)
- Какие кандидатуры выдвигались на соборе?
- Почему выбор пал именно на молодого Романова? (Он устроил в конечном
свете всех. "Миша-де Романов молод, разумом еще не дошел и нам будет поваден,”
– якобы писал Ф.Шереметьев. М.Романов был относительно "нейтрален”: не успев
ничем проявить себя, он позволял связывать с собой все мечты и чаяния о
преодолении Смуты. Своей родственной связью с прежней династией М.Романов
воплощал идею возврата к старине. Он принадлежал к известной фамилии и был
очень молод, так что боярство могло не бояться его своеволия. Одни источники
говорят, что в условиях недоверия крестьян-горожан и мелкого дворянства,
резко выросла роль церковного авторитета, воодушевлявшего верующих на борьбу
с католическими захватчиками и участвующего в ней. Поэтому избрание Михаила
Романова было неслучайным.
- Можно ли назвать выборы демократическими? (Нет, не все слои общества
принимали участие.)
- Было ли применение силы при выборе? (Давление вольного казачества,
которое преобладало во время выборов.)
V. Подведение итогов.
- Что нового вы узнали о выборах?
- Какие выборы являются тайными, демократическими, состязательными?
- Можно ли считать выборы XVII века альтернативными?
Вывод: Избрание Михаила Романова положило конец династическому и
политическому кризису в России. Несмотря на развитие народного представительства
в этот период, люди той эпохи по-прежнему не мыслили существование государства
без сильной монархической власти.
Истинные герои освобождения России от иноземных захватчиков и борьбы со
Смутой Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский были оттеснены на задний план и вскоре
забыты. Минин стал думным дворянином, а Пожарский был пожалован в бояре. Править
страной стали родственники и приближенные царя.
VI. Оценивание деятельности учащихся.
VII. Домашнее задание. Написать сочинение на тему: "Мое отношение к
Земскому собору”.
|