воспитательные – патриотизм, настойчивость и упорство в
достижении поставленной задачи на примере деятельности Петра Первого,
развитие навыков самостоятельной работы при выполнении различных заданий
на уроке, повышение ответственности не только за собственные знания, но
и за успехи своего коллектива.
Технологии обучения: личностно – ориентированная, проблемно-исследовательская, информационно – коммуникационная.
Продолжительность: 45 минут
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
интерактивная доска, компьютер, презентация в программе PowerPoint,
интерактивные задания в программе Notebook, раздаточный материал.
Этот урок - урок с применением разнообразных форм работы: фронтальной, парной, индивидуальной. В начале урока ставится вопрос, на который учащиеся должны ответить, используя знания, приобретенные на уроке.
В целях развития познавательного интереса, логического мышления
использую игровой материал и задания на смекалку. Использование ИКТ на
данном уроке способствует:
решению всех задач урока: обучающих, развивающих, воспитательных;
повышению познавательной активности учащихся: развивается интерес к теме;
увеличению объёма выполненной работы.
ИКТ выполняет важные функции и в деятельности учителя на уроке,
увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора,
оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения.
Использование ИКТ считаю целесообразным, та как это позволит сделать
урок более интересным.
На уроке продолжается работа над формированием умений ребят самостоятельно работать с книгой, анализировать текст и самостоятельно формулировать выводы.
Урок проводится согласно тематическому планированию. Несколько учащихся предварительно получили опережающее дополнительное задание: подготовить сообщения о царе Иване V, царевне Софьи, царице Натальи Нарышкиной, П.Гордон, Ф.Лефорт.
Организация учебной деятельности на уроке строится с учётом личностно-ориентированной технологии обучения:
создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;
стимулирование учащихся к высказываниям;
создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу и самостоятельность
создание ситуации выбора и успеха;
создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Ход урока
Учитель объявляет о начале урока, предлагает учащимся занять свои
места. Важно задать высокий темп урока, чётко формулируя требования
учащимся. Проводится вводная беседа с учащимися примерно следующего
содержания: "На прошлом уроке мы закончили изучение большого раздела
отечественной истории – Россия в XVII веке. Вспомните, к какому выводу
мы пришли?"
Предполагаемые ответы:
"Весь ход развития России в 17 веке показал необходимость серьезных
реформ во всех сферах жизни". "Правители страны видели необходимость
преобразований, но были не способны провести их".
"Действительно так, и человеком, который смог осуществить те
преобразования, о которых его предшественники могли только мечтать, стал
Петр Первый. Сегодня мы с вами узнаем о важнейших событиях последних
десятилетий 17 века, о первых самостоятельных шагах царя Петра –
правителя России". Слова учителя сопровождаются презентацией. Слайды
И в конце урока ответим на вопрос: "Какие проблемы придётся решать Петру в ходе правления"?
Записывается на доске: "Какие проблемы придётся решать Петру в ходе правления?"
1682 год – смерть царя Фёдора III. Не оставил наследника. Вопрос о
престолонаследнике: Иван или Пётр. Борьба двух группировок Милославских и
Нарышкиных. Установление
"триумвирата". На доске термин: "триумвират". Слайд
Несколько учащихся предварительно получили опережающее домашнее задание подготовить сообщения об Иване и Софьи. Слайды.
Царь Пётр в управлении страной участия не принимал, ему было всего 10
лет. В годы регенства Софьи он большую часть времени проводил вне Москвы
в селе Преображенское. Он получил начальное образование на уроках дьяка
Никиты Зотова. Слайд.
Там же он приохотился к хождению под парусом и к военным играм.
Реальная власть принадлежала царевне Софье и ее фавориту Василию
Голицину.
В 1689 г. Положение Петра изменилось - он вступил в брак с Евдокией
Лопухиной. Это означало наступление совершеннолетия. Слайд.
Пётр не стал заниматься государственными делами, фактической
правительницей России стала его мать – Наталья Нарышкина. Она
неодобрительно относилась к увлечениям сына и его частым поездкам в
Немецкую слободу. Слайд.
Но именно там Пётр познакомился с двумя людьми, ставшими его близкими
соратниками, советниками, друзьями. Это Патрик Гордон и Франц Лефорт.
Слайды № 9, 10.
Только после ее смерти началось самостоятельное правление Петра.
Валеологическая пауза. Для улучшения мозгового кровообращения проводится валеологическая пауза. Учащиеся выполняют упражнения по команде учителя.
Исходное положение – сидя на стуле, руки на пояс.
Упражнение №1.Голову наклонить вправо. И. п. Голову наклонить влево. И. п. (упражнение повторяется 6 раз).
Упражнение №2. Голову повернуть направо. И.п. Голову повернуть налево. И. п. (упражнение повторяется 6 раз).
Упражнение №3. Правая рука – вперёд, левая – вверх. И. п. Левая рука –
вперёд, правая – вверх. И. п. (упражнение повторяется 6 раз).
Азовские походы. Первым мероприятием юного царя стали Азовские походы.
Сейчас возьмите розданные вам бланки № 1. По ходу моего рассказа
выполните указанные задания». Работа учащихся с раздаточным материалом.
Приложение № 1.
В 1695 г. тремя самостоятельными отрядами, подошли к Азову в разное
время, нет флота – подвоз турецких подкреплений, неумелое использование
артиллерии, ее малочисленность; низкая боеспособность стрелецких полков –
несколько неудачных штурмов. Первый поход закончился неудачей.
Подготовка второго похода: строительство флота на верфях в г.Воронеж. В
качестве образца из Голландии была доставлена 32-х весельная галера.
Пётр – капитан галеры "Принципиум".
Вся армия под единым командованием боярина Шеина. Победа. Итоги.
Давайте проверим, как вы справились с первым заданием.
Учащиеся называют причины поражения в первом Азовском походе – это утверждения: № 1,2,3,5,7,9.
Учащиеся под руководством учителя подводят итоги Азовских походов
Вы, конечно, обратили внимание на необычное название галеры Петра I.
Сейчас, работая в парах, решите кроссворд и узнайте, что означает слово
"Принципиум". Приступайте к работе».
Учащиеся решают кроссворд. Ключевое слово - "Начало".
"Вы правильно определили ключевое слово. Позже мы увидим, что Пётр
большое значение придавал символам. Какое символическое значение, по
вашему мнению, вложил царь в название этого корабля?"
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос:
"Это первый корабль, начало флота".
"Только теперь начнется настоящая война за Азов". Слайды.
Великое посольство. Неудача первого азовского похода вскрыла многие
недостатки. Победное завершение второго похода не решило всех стоявших
перед Россией задач. И уже на следующий год Пётр готовит Великое
посольство.
Почему "Великое"? – более 200 участников, через множество стран.
Участие Петра инкогнито. Впервые русский царь покидает пределы Родины.
Вопрос: "Какие цели ставились перед Великим посольством?"
Самостоятельная работа учащихся с учебником. Проверка ответов учащихся.
Пётр за границей. Работа и посещение верфей Голландии и Англии. В Вене
Петр узнает о заговоре противников преобразований и спешит в Москву, где
жестоко расправляется с заговорщиками. Слайды.
Задание для учащихся интерактивной доске (программа "Notebook”).
Итак, мы подходим к завершению урока. Давайте еще раз посмотрим на
важнейшие события, имевшие место в последние десятилетия 17 века.
Попробуйте расставить их в правильном порядке.
Вернемся к началу урока и ответим на вопрос: "Какие проблемы придётся
решать Петру в ходе правления?" Учащиеся отвечают на вопрос,
поставленный в начале урока.
Итог урока. Учитель подводит итог урока, оценивает деятельность
класса в целом и каждого учащегося в отдельности, выделяя удавшиеся
моменты. Учащиеся выслушивают комментарии учителя, высказывают свою
оценку деятельности на уроке, определяют свой уровень усвоения
материала. Слайд.