Цели урока:
• охарактеризовать Павла I как
государственного деятеля, у которого мечты и
реальные преобразования не соответствовали друг
другу;
• показать трагизм судьбы Павла I,
императора и человека;
• продолжить
формирование навыков анализа исторических
событий и личностей на основе исторических
источников.
Оборудование:
• карта «Российская
империя во 2-й половине XVIII века»;
• стенд
«Император Павел I». I. Проверка знаний
Вводное слово учителя к теме опроса:
Учитель. В ноябре 1796 г. умерла Екатерина
II, завершилась целая эпоха в истории нашей
страны. Принцесса из немецкого захолустья нашла
в России вторую родину, смогла полюбить её и
остаться в памяти потомков Екатериной Великой.
Давайте вспомним «золотой век» её царствования.
Задание 1. Письменный тест: С чьим
царствованием в большей степени соотносятся
перечисленные ниже факты, имена, термины,
географические названия? Проставьте в
соответствующей графе таблицы 1 порядковый
номер.
Таблица 1
1. «Великое посольство». 2. «Жалованная
грамота дворянству» 3. Прутский поход. 4. Полтавская
битва. 5. Крестьянская война под
руководством Е. Пугачёва. 6. Мыс Гангут. 7. А.Д.Меншиков.
8. Отходники. 9. Капиталистые
крестьяне. 10. Приписные крестьяне. 11. Просвещённый
абсолютизм. 12. Меркантилизм. 13. Рекрут.
14. «Табель о рангах». 15. Коллегии. 16. Г.А.Потёмкин.
17. А.Нартов. 18. А.В.Суворов.
Один ученик работает у доски, остальные за
партами. У каждого — отдельный контрольный
лист к заданию 1.
Фронтальная беседа
Учитель. За более чем трёхсотлетнюю историю
Дома Романовых лишь двое удостоились чести
называться Великими: это Пётр I и Екатерина II. О
петровском времени мы говорили на предыдущих
уроках, а какие преобразования были осуществлены
при Екатерине II?
Круг вопросов беседы может охватывать
следующие темы:
• промышленность;
• торговля;
• внешняя политика;
• положение дворянства.
По окончании беседы подводятся итоги, учащиеся
сдают выполненные письменные работы, ученик
у доски проводит самопроверку по ключу с
ответами.
II. Изучение нового материала
Учитель. На излете ХVIII в. российский трон
унаследовал Павел Петрович, сын Екатерины II и
Петра III, ставший императором Павлом I. Генерал
Я.И.Санглен писал о нём так: «Павел навсегда
останется психологической задачей. С сердцем
добрым, чувствительным, душою возвышенною, умом
просвещённым, пламенной любовью к
справедливости, духом рыцаря времён прошедших,
он был предметом ужаса для подданных своих». О
Павле I, его времени наш сегодняшний разговор.
О детских годах импепратора, о Павле как
наследнике престола учитель может рассказывать,
используя следующую литературу:
1. Ю.А.Сорокин «Павел I». «Вопросы истории» №
11, 1989 г.
2. Б.Г.Пашков «Русь—Россия—Российская
империя. Хроника правлений и событий
862—1917 гг.» М., Центрком, 1997 г. Статья
«Император Павел I».
Самостоятельная работа
по анализу источников
В тетрадях оформляется таблица, форма которой
заранее написана на доске. (Таблица 2)
Таблица 2
Источники |
Важнейшие преобразования
в царствование Павла I |
Качества личности
Павла I |
Выводы |
Современники о Павле
I |
|
|
|
А.О.Ишимова «История
России для детей» |
|
|
|
В. Крестовский
«Деды…» |
|
|
|
В.О. Ключевский
«Русская история» |
|
|
|
Учебник истории,
который используется в данной школе |
|
|
|
Четверо учащихся выступают с сообщениями на
основе источников, давая о каждом авторе очень
краткую справку.
1. «Мемуары князя Адама Чарторыйского» / в кн.:
А.И.Назарец, Т.Я.Папенкова «История СССР в
художественно-исторических образах» М., 1969 г.
Стр. 3—4.
2. А.О.Ишимова «История России в рассказах
для детей» т. 2, Красноярск, «Офсет», 1995 г. Стр.
181—183.
3. В.В.Крестовский «Деды. Историческая
повесть из времён императора Павла I» / в кн.:
«Русская историческая повесть» т. 2. М., 1988 г.
Стр. 91—95.
4. В.О.Ключевский «Русская история. Полный
курс лекций». Книга третья. М., 1993 г. Стр. 363—367.
Учащиеся по материалам сообщений делают записи
в таблице. По окончании работы с тетрадями
учитель проводит беседу, которая должна привести
к следующим выводам:
• многое было задумано, но мало реализовано.
Но даже то, что было сделано — имеет большое
значение;
• начатые Павлом I преобразования были
продолжены Александром I и Николаем I, а акт о
престолонаследии, изданный Павлом I,
обеспечивал стабильность власти до 1917 г.;
• Павел I — личность многогранная,
противоречивая, не укладывающаяся в какие-либо
рамки;
• оценки Павла I и его царствования в течение
десятилетий неоднократно менялись от
отрицательных к положительным и обратно;
• были попытки дать объективную
характеристику императора Павла I.
Заговор 12 марта 1801 г.
Материал
излагается учителем кратко.
Трагедия императора Павла.
Учитель и ученики дают оценку событиям личной
жизни Павла I и приходят к выводу:
Трагедия Павла I в том, что судьба обделила его
любовью подданных, он так и остался непонятым ни
современниками, ни потомками.
III Закрепление
Для закрепления материала ученики проходят
тестирование.
1. Укажите даты правления Павла I:
А) 1741—1761 гг.
Б) 1775—1796 гг.
В) 1762—1796 гг.
Г) 1796—1801 гг.
2. Кому передавался престол по закону о
престолонаследии, изданному Павлом I?
А) старшему сыну;
Б) жене императора;
В) брату императора по старшинству;
Г) император избирался Сенатом.
3. Кто был учителем и наставником Павла I в
годы, когда он был наследником российского
престола?
А) Н.И.Панин;
Б) П.А.Зубов;
В) Екатерина II;
Г) Г.А.Потёмкин.
4. Павел I пресекал всякое упоминание о
Французской революции, поэтому он:
А) запретил французские жилеты;
Б) запретил французскую оперу;
В) запретил разговаривать на французском
языке.
5. Павел I отменил Указ о вольности
дворянства, так как полагал, что:
А) на дворянстве лежит вина за смерть его
отца Петра III, оно способно на дворцовый
переворот;
Б) на смену дворянству должна прийти
буржуазия;
В) необходимо привлечь на свою сторону
крестьянство.
6. Кто был идеалом правителя для Павла I?
А) государь-рыцарь;
Б) диктатор;
В) конституционный монарх.
7. Кто был фаворитом Павла I?
А) А.А.Аракчеев;
Б) А.В.Суворов;
В) Н.И.Панин;
Г) А.А.Безбородко.
8. Кто стоял во главе заговора против Павла I?
А) Н.И.Панин;
Б) граф П.А.Пален;
В) великий князь Александр Павлович;
Г) П.А.Зубов.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
В конце урока может быть проведена игра «Угадай
исторического деятеля». На доску вывешивается
ватманный лист с именами исторических деятелей
ХVIII в. Их характеристики написаны на
карточках, которые находятся в руках ведущего.
Участвуют два человека. Ведущий предлагает
угадать, о ком идёт речь, по подсказке (от одной до
пяти). Побеждает тот ученик, который первым
назовёт имя исторического лица.
Карточка 1
1. Активнейший участник дворцового
переворота 1762 г. и убийства Петра III.
2. Обладал огромной физической силой.
3. Фаворит Екатерины II, граф.
4. Близкие звали его Алехан.
5. Вывел знаменитую породу скаковых
лошадей.
(Граф А.Г.Орлов)
Карточка 2
1. На его гербе был начертан девиз «Без лести
предан».
2. Обладал обширными познаниями в
математике и военных науках.
3. Современники отмечали такие черты его
характера, как безупречную честность;
высокомерие по отношению к тем, кто стоял ниже на
властной лестнице.
4. На протяжении четверти века фактически
управлял Россией.
5. Любимец императоров Павла I и Александра I.
(А.А.Аракчеев)
Карточка 3
1. Родился в Холмогорах.
2. Автор мозаики «Полтавская баталия».
3. Первый русский академик.
4. Основатель московского университета.
5. О нём А.С.Пушкин сказал: «…он сам был
нашим первым университетом».
(М.В.Ломоносов)
Карточка 4
1. Елизавета Петровна называла его
«голштинским чёртушкой».
2. Ярый поклонник прусского короля Фридриха
II.
3. Муж Софьи-Августы-Фредерики, принцессы
Ангальт-Цербтской.
4. «Случайный гость русского престола»,
по определению В.О.Ключевского.
5. Внук Петра I.
(Пётр III)
Карточка 5
1. Ближайшая сподвижница Екатерины II.
2. Графиня по отцу, княгиня по мужу.
3. Писала стихи, сочиняла музыку, знаток
искусств, переводчица, педагог, хирург.
4. Президент Академии наук и Российской
академии.
5. Подруга и собеседница Вольтера и Дидро.
(Княгиня Е.Р.Дашкова,
в девичестве Воронцова)
Карточка 6
1. Участник дворцового переворота 28 июня
1762 г.
2. Фаворит Екатерины II.
3. Создатель Черноморского флота.
4. Светлейший князь, генерал-фельдмаршал.
5. Имел почётную приставку к фамилии —
Таврический.
(Г.А.Потёмкин)
Карточка 7
1. Донской казак.
2. Родился в станице Зимовейской.
3. Один из главных героев «Капитанской
дочки» А.С.Пушкина.
4. Принял имя Петра III, осадил Оренбург.
5. Казнён на Болотной площади в Москве в
1775 г.
(Е.И.Пугачёв)
Карточка 8
1. Г.Р.Державин называл её Фелицей,
«царевной Киргиз-Кайсацкой орды».
2. Вела переписку с Вольтером.
3. Сторонница «просвещённого абсолютизма».
4. Автор 12-ти томного собрания сочинений,
переводчица.
5. Современники называли её Великой, а
время её правления — «золотым веком».
(Екатерина II)
Карточка 9
1. Пришла к власти в результате дворцового
переворота.
2. Любила балы и маскарады.
3. Страшная модница, в гардеробе которой
было 15 тысяч платьев.
4. Была тайно обвенчана с сыном украинского
казака.
5. Младшая дочь Петра I.
(Императрица
Елизавета Петровна)
Карточка 10
1. Поклонник Фридриха II.
2. «Российский Гамлет», как его называли в
Европе.
3. Его резиденцией была Гатчина, когда он
был наследником престола.
4. Его любимцами были Аракчеев и Ростопчин.
5. Убит в результате заговора, к
которому был причастен старший сын.
(Павел I)
|