Суббота, 20.07.2024, 22:43                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА [1]
ИСТОРИЯ РОССИИ [48]
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ [16]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [44]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ИСТОРИЯ » ИСТОРИЯ РОССИИ

НИКОЛАЕВСКАЯ РЕАКЦИЯ И НЕОПРАВДАННОЕ СТРЕМЛЕНИЕ К ГОСПОДСТВУ РОССИИ В ЕВРОПЕ
19.07.2013, 18:07

Главная задача урока - показать, что дальнейшее движение в сторону имперского самосознания в годы правления Николая I привело к окончательному отказу от политики либеральных реформ, переходу к попечительной политике, расширению поля деятельности «государственного феодализма». Однако в условиях развивающейся модернизации европейских стран сами основы имперской политики России в Европе не могли быть прочными, и это привело к изоляции страны на мировой арене и позорному военному поражению.

Для того чтобы ввести учащихся в круг этих проблем, необходимо вспомнить о том, какие империи существовали в это время в Европе, вновь вернуться к теме колониальных империй (подобной Британской) и континентальных (подобной Австрии) и различиям между ними.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Идеалы и политика консерватизма.

«Государственный феодализм» в сельском хозяйстве и промышленности.

Внешнеполитическое противостояние России и Европы. Крымская война.

При освещении первого вопроса надо установить связь между новым и уже изученным материалом, показать, что политика Николая I была продолжением и развитием имперских элементов политики Александра I, который первым стал опираться на идеи романтиков, централизовал государственное управление, создав Собственную Его императорского величества канцелярию, и опирался на А. А. Аракчеева так же, как Николай I опирался на А. X. Бенкендорфа. Однако лишь новый император придал политике идеологическую завершенность, полностью отказавшись от принципов либерализма во имя сохранения империи.

Описывая реформы Николая I, полезно вспомнить о разнице идеала либерализма - разделении властей и идеала самодержавия (а в данном случае и консерватизма) - разделение функций. Бюрократизация была попыткой рационализировать и систематизировать государственную деятельность и законодательство в империи, не делясь властью с обществом. Однако последнее обстоятельство фактически делало ее бесконтрольной, а значит, и неэффективной.

Можно также углубить изучение консерватизма и традиционализма. Современный консерватизм не противостоит либеральным идеалам, скорее, он акцентирует некоторые из них («рейганомика»). Не так было в XIX в., когда процесс модернизации не был завершен. Консерватизм резко выступал против идеалов эпохи Просвещения, связанных с либерализмом: рационализма, секуляризации общественной жизни и образования, бессословности (идеи буржуазной нации), демократии, индивидуализма, свободного обмена идеями и т. п. Николаевский консерватизм, опиравшийся на традиционализм и попечительную политику, был крайним проявлением этой тенденции, открытым антилиберализмом. Он отрицал либеральные реформы, ограничение самодержавия и власти Церкви, европеизацию культуры. Национализм, с которым он был связан, был этническим и имперским (в такой форме он был изобретен в Германии в начале XIX в.) - проявлением гордости за державу и ее «титульную нацию» - русских. Он не имел ничего общего с «французским» - гражданским, буржуазным национализмом. Это была идеология, открыто направленная против культуры, интересов и прав других народов империи и русских других конфессий.

При изложении второго вопроса надо подчеркнуть, что в своем стремлении действовать традиционными методами Николай I отличался от всех предшествовавших ему правителей России XVIII-XIX вв. Упадок общинных институтов шел все это время, и попытка их реанимации была резким поворотом в политике. Тем самым император пытался укрепить авторитет власти в народе, лишить поддержки революционеров и одновременно возродить традиционные общественные институты, не дать возникнуть пролетариату, в котором он, как и романтики, видел основную угрозу государству.

Можно углубить изучение этой попечительной тенденции в политике и подчеркнуть ее связь с всевластием государства, его распределительной функцией, тенденцией осуществлять не только правовой контроль, но и восстановление моральных норм в обществе. При этом все социальные силы, кроме дворянства, считались «незрелыми» и неспособными позаботиться о себе. Государство же рассматривалось не как аппарат управления и насилия, а как орган священной власти Бога, некоторые функции которого в повседневной жизни берет на себя царь. В этой системе взглядов государство творит общество и придает каждому из своих подданных человеческий облик.

3. При изложении третьего вопроса надо показать, как шаг за шагом претензии России на власть в Европе и ее реальные экономические возможности входили в противоречие между собой. Николай I считал кризис, порожденный революционным движением на Западе, до конца неразрешимым и ожидал все большего ослабления европейских государств и возрастания мощи России и ее роли в европейской политике. Получалось, что действия европейских и российских политиков строились совершенно на разных основаниях, на несовместимых друг с другом мировоззрениях. Николай и его дипломаты хорошо видели опасности модернизации, но не понимали ее пользы.

Надо подчеркнуть, что к 50-м гг. XIX в. Россия растеряла большую часть своего европейского престижа и объединила против себя все западное общество, начиная от правительств и кончая демократами и социалистами. В это время было модно отказывать России в принадлежности к цивилизации. К. Маркс прямо заявлял об опасности российской экспансии и желал поражения русских, а великий французский историк Ж. Мишле в 1851 г. писал, что Россия приписывает себе все духовное богатство мира. «Вчера она говорила: Мы – христианство», - продолжал Мишле. - Завтра она скажет: Я – социализм». Он предвидел появление в России «социалистических тиранов», опасных для Европы, и (в 1871 г.!) призывал Европейский конгресс объединиться против них.

В результате Крымская война оказалась важным рубежом в отношениях России и Европы. Она послужила единению европейцев перед лицом новой опасности с Востока. Если раньше в качестве такой опасности рассматривалась Турция, то теперь ее место заняла осознавшая свой незападный статус Россия. Турция же все больше оценивается как (потенциально) западная держава. Европейский статус России остался с тех пор поколебленным, ибо в оценках Крымской войны мы всегда будем отличаться от Запада.

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ | Добавил: admin | Теги: урок истории, учителю истории, открытый урок истории, поурочные планы уроков истории, педсовет, конспект урока истории, история в школе
Просмотров: 1993 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru