Главная задача урока - заставить учащихся задуматься над
тем, как казаки - постоянные противники царской власти на протяжении первых
веков ее существования - превратились в защитников этой самой власти в XIX -
начале XX в. Это сложная тема, и ее можно трактовать по-разному. Можно, как
марксисты, говорить о переходе казаков от доклассового общества типа «военной
демократии» к классовому и государственному - и тогда этот путь развития будет
отражать общую логику развития общества. А можно - и это будет в центре нашего
внимания - сосредоточиться на характере культурных ценностей казаков и понять,
какое место сумело занять среди них государство.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.Понятие социокультурной инверсии.
2.Формирование казачества и его идеалы.
3.Кризис идеалов казачества и его превращение в опору
самодержавия.
При изложении материала первого вопроса учитель может
опираться на характеристику разных подходов к проблеме инверсий. Вместе с тем,
он может показать на их общие черты. Надо учитывать, что в любом случае
инверсия не органическая форма перехода от одной социокультурной ситуации к
другой, а переход, всегда сохраняющий возможность возвращения в прежнее
положение или даже сохраняющий особенности прошлого положения в рамках нового.
Ведь, строго говоря, казаки, став защитниками государственности, не перестали
быть сторонниками архаических ценностей: уравнительности и локализма (что и
проявилось в начале XX в. в ходе Гражданской войны, когда возникла мысль об
организации отдельного казачьего государства), как и старообрядцы, создавая
духовную основу модернизации в России, не перестали быть традиционалистами.
Движения, происходящие в форме инверсии, - это движения в рамках синкретической
культуры, где тесно переплетены и способны взаимно заменять друг друга архаика,
традиционализм и современность.
При освещении второго вопроса учитель излагает историю
формирования казачества и рассказывает об обычаях казаков. Материал учебника
можно дополнить сведениями по истории запорожского казачества, тесно взаимодействовавшего
с донским. Своими корнями организация первоначальных казаков уходила в традиции
кочевой орды. Атаманом (одаманом) у крымских татар назывался старший из
пастухов, а кошем - укрепленный табор.
При этом в обычаях казаков тесно переплетались черты
древнейшей архаики и развитого традиционализма, что позволяет Р. В. Багдасарову
называть Запорожскую Сечь «рыцарским орденом». Обет безбрачия (часто
нарушавшийся на практике из-за обилия наложниц, захватывавшихся с боя) был
переосмыслен как форма монашеского почитания Девы Марии, считавшейся
покровительницей казаков. Воинская удаль - основная ценность казачества -
переосмысливалась как форма стяжания Святого Духа. Даже ритуальное хулиганство
и пьянство казаков, уходившие корнями в обычаи раздач и уничтожения имущества в
«военных демократиях» древности, могли трактоваться как проявления христианской
аскезы и коллективного юродства.
Характерно, что Багдасаров везде подчеркивает
двойственность натуры казаков, постоянное сочетание в ней противоположных
взаимоисключающих, синкретически соединенных элементов как в их душевном складе
(шутливость и угрюмость), так и в их деятельности (власть без наследования,
война без пощады и желания выжить, разбой без корыстолюбия и т. п.). Сочетание
этих противоположностей, созданное взаимодействием архаических и
традиционалистских элементов культуры, и есть пространство социокультурной
инверсии казачества.
3.
При освещении третьего вопроса можно представить перемену взглядов казаков на
государство как продукт изменения их объективного положения и экономических
интересов (материал для этого имеется в учебнике), а можно рассмотреть, как
Российское государство сумело войти в круг ценностей культуры казаков. Это
поможет сравнить сходные явления в других слоях общества.
Для того чтобы понять, что казаки ценили в государстве,
надо обратиться к документам крестьянских войн. Главным обещанием их
руководителей крестьянам была отмена податей и начало хлебных и других раздач.
Это привлекало крестьян в казаки и ценилось самими казаками. Таким образом
казаки находились в особом положении в российской государственно-феодальной
экономике, которую социолог О. Э. Бессонова характеризует как «раздаточную». В
ней в течение очень долгого времени господствовали не рыночные отношения
буржуазного общества, а отношения государя («господина дарствующего») и его
слуг, которым он, как глава рода, раздает пищу и одежду в ходе пожалований,
дарствований ( «государского данья»).
Пока включение казаков в систему раздач было не
постоянным, пока используемые земли могли рассматриваться как военная добыча,
отношение казаков к государству было таким же, как у любых представителей
архаической культуры: оно представлялось им лишним элементом общественной
системы, помехой свободе. Однако исчерпание ресурсов военной добычи в степи,
превратившейся в часть территории государства, рост роли пахотных земель в
хозяйстве казаков и изменение способов ее приобретения - с захвата на царское
пожалование - привели к тому, что казакам пришлось пересмотреть роль
государства в их жизни.
В рамках архаических представлений раздающий свою
собственность имеет право на многократное возмещение и глубочайшее уважение со
стороны тех, кто ею пользуется. Этот принцип лежит в основе всех «военных
демократий». В рамках «служебно» раздаточной экономики— роль вождя, раздающего
собственность, принадлежала царю, а казаки оказывались в положении младших
соплеменников, которые должны были не только служить царю, но и уважать его как
«главного атамана». Таким образом, благодаря наличию архаических элементов в
политической культуре самодержавия был установлен диалог между ним и
казачеством.
|