Цели урока:
- Раскрыть значение реформ 1550-х гг и вхождение в состав России народов Поволжья, Приуралья и Западной Сибири;
- Показать, что Ливонская война велась Российским государством за
земли западной Руси, за выход на морское побережье, дать представление
об опричнине и ее отрицательных последствиях.
- Продолжить работу над формированием навыков и умений работы с атласом, составлением таблиц, умением реферировать.
- Воспитывать потребность для страны, в духовном освоении истории своей страны.
(На данную тему отводится по программе и КТП – 2 часа; история изучается в группах СПО – 1 год).
Оборудование урока:
- электронная презентация (слайды, картины, тестовые задания);
- учебник;
- атлас по истории;
- сообщения учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием инновационных технологий.
Основные понятия: опричнина, террор, царская опала.
Основные даты: 1547 г., 1549 г., 1550 г., 1552 г., 1556 г., 1558-1583 г., 1565-1572 г., 1581 г., 1584 г.
Изучение нового материала.
План:
- Иван IV. Венчание на престол.
- Реформы государственного управления.
- Расширение территории России в период правления Ивана IV.
- Ливонская война.
- Опричнина и её последствия для развития России. Отмена Юрьева дня.
Ход урока
Перед объяснением нового материала ставлю перед учащимися проблемное
задание: Иван Грозный – реформатор России или тиран?
Иван IV. Венчание на престол.
- Рассказ учителя о приходе к власти Ивана IV.
Реформы государственного управления.
- Рассказ учителя о реформах государственного управления. (в ходе объяснения учащихся составляют таблицу.).
Беседа с учащимися по вопросам:
- Что было создано для укрепления государственной власти в стране в середине 50-х г.г.?
- Что заставило феодалов стремиться к укреплению государственной власти?
- Какого значение реформ 50-х г.г?
Расширение территории России в период царствования Ивана IV.
1) Рассказ учителя о расширении территории России при Иване IV.
(учащиеся составляют таблицу).
Даты |
Земли, вошедшие в состав Российского государства. |
1552 г.
1556 г.
1581 г. |
Казанское ханство
Астраханское ханство
Сибирское ханство. |
- Сообщение учащегося о походе Ермака Тимофеевича,
- Работа с картиной В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».
Беседа с учащимися по вопросам:
- Какими средствами художник показал единство Ермака со своей дружиной?
- Что хотел показать художник, помещая Кучума вдали от основной части войска?
- Какими средствами живописи художнику удалось показать героические характеры русских казаков?
- Почему Ермак стал национальным героем?
Работа с картой (атласом)
(проследить путь дружины Ермака).
Ливонская война
Работа с учебником и картой (атласом, самостоятельно изучают и отвечают на вопросы)
- Когда началась Ливонская война?
- Цель России в войне?
- Определить по карте (атласу), какие города были взяты русской армией на первом этапе?
- Какие изменения произошли в ходе Ливонской войны?
- Какие города захватил Стефан Баторий? Определите по карте (атласу).
- Что вы знаете об обороне Пскова?
- Какие территории утратила Россия в ходе Ливонской войны (Проследите по карте).
- Когда закончилась Ливонская война?
Опричнина и её последствия. Отмена Юрьева дня.
- Рассказ учителя о том, что Иван IV покинул Москву, об опричнине, терроре, казнях, походе Дивлет-Гирея на Москву, об отмене опричнины.
- Сообщение учащегося. Клин при Иване IV(использование краеведческого материала).
- Определяем с учащимися последствия опричнины (работа с тетрадью).
- Продолжаем заполнение таблицы «Этапы закрепощения крестьян в 15-17 вв.».
Период |
Документ |
Содержание документа |
Значение документа |
|
|
|
|
- Словарная работа
- Работа с хронологией
- Закрепление материала
- Электронные задания.
- А знаете ли, вы…
- Хронологический диктант
- Обучающий тест
Подведение итогов урока (выполнение проблемного задания поставленного в начале урока).
Домашнее задание.
|