Четверг, 02.05.2024, 08:41                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА [1]
ИСТОРИЯ РОССИИ [48]
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ [16]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [44]

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ИСТОРИЯ » ИСТОРИЯ РОССИИ

Государственные реформы Петра I
09.06.2012, 11:10

Цели: охарактеризовать модернизацию государственной системы России; показать изменения, происходившие в положении церкви, её взаимоотношения с государством; рассмотреть перемены в положении дворянства.

Задачи:

1. Подвести учеников к выводу, что развитие экономики, введение военных изменений, ведение Северной войны требовали изменений устаревшего государственного аппарата. Государственные реформы проводились по личной инициативе Петра I. При нём окончательно оформляется абсолютизм, который начал формироваться в XVII в. при Алексее Михайловиче.

2. Продолжать формирование умения сравнивать государственное устройство России в XVII и XVIII вв., а также соотносить его с государственными системами стран Западной Европы. Развивать образное мышление с помощью показа картин, например, изображений Сената и Боярской Думы, чтения отрывков произведений Толстого, Чехова.

3. Показать, что Пётр I способствовал выдвижению людей не по знатности, а по способностям, добился упорядоченности в работе государственного аппарата, ввёл необходимую дисциплину. Царь Пётр видел в служении Отечеству высший долг гражданина, и этот призыв актуален во все времена.

Основные понятия: абсолютизм, Сенат, генерал-прокурор, коллегия, Синод, губерния (губернатор), магистрат, фискалы, регламент, бюрократия, «Табель о рангах».

Оборудование: схема «Политическое устройство Российской империи в XVII в.», схема «Управление Россией в Петровское время»; портреты Петра I, П.И.Ягужинского, г.И.Головкина, А.Д.Меншикова, иллюстрация «Сенат Петровского времени» художника Д.Н.Кардовского; таблица «Табель о рангах», таблички с новыми терминами и датами; отрывки из литературных произведений — романа А.Толстого «Пётр I», рассказа А.П.Чехова «Тонкий и толстый».

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

1. Соотнесите даты и события:

а) сражение у о.Гренгам;

б) создание Петром I «Устава воинского»;

в) Полтавская битва;

г) основание Кронштадта;

д) взятие русскими войсками крепости Орешек.

1) 1703; 2) 1716; 3) 1703; 4) 1720; 5) 1709.

2. Сражение под Нарвой было проиграно по причине:

а) затянулась осада города, и упал боевой дух русских войск;

б) плохое снабжение и слабое вооружение русской армии;

в) в рядах русской армии преобладало дворянское ополчение;

г) для русской армии была характерна плохая организация и слабая дисциплина;

д) шведы нанесли внезапный удар;

е) русское командование не сумело организовать эффективное управление войсками.

Обозначьте указанные причины порядковыми номерами в зависимости от степени их значимости.

3. Пётр I создавал новую армию на основе:

а) набора солдат с определённого числа крестьянских и посадских дворов на пожизненную службу;

б) усиления дворянского ополчения;

в) увеличения числа стрелецких полков;

г) свободного набора на военную службу по найму.

Укажите ответ(ы).

4. Предательство Мазепы накануне Полтавской битвы:

а) резко ухудшило положение русских войск;

б) никак не отразилось на положении русских войск;

в) усилило позицию Карла XII;

г) внесло раскол в братский союз украинского и русского народов;

д) внесло смятение в ряды союзников России.

Укажите ответ(ы).

5. Когда произошла Полтавская битва:

а) 27.07.1709 г.;

б) 27.06.1709 г.;

в) 27.08.1709 г.;

г) 27.09.1709 г.

6. В результате Северной войны Россия:

а) завоевала выход в Балтийское море;

б) лишилась части своей северной территории;

в) укрепила своё международное положение;

г) потеряла свою независимость.

Укажите ответ(ы).

7. Соотнесите имена полководцев и сражения, в которых они одержали победы:

а) Б.П.Шереметев; б) Пётр I и Ф.М.Апраксин;

в) М.М.Головин; г) Пётр I.

1) Полтава; 2) Ниеншанц и Нотебург;

3) Гангут; 4) Гренгам.

II. Изучение нового материала

Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответа дать не должен», — так определялась власть царя в предисловии к Воинскому уставу. Сам же Пётр I говорил: «Знаю, что меня считают тираном… Это неправда…»

Так какой же была власть Петра I?

План раздела

1. Преобразование центральных органов власти.

2. Изменение в положении Церкви, её отношений с государством.

3. Реформа территориального деления России и органов власти на местах.

4. Изменения в положении дворянства. Табель о рангах.

Учитель. Мы знаем, что были реформы и в экономической, и в военной сфере, но они проводились без какого-либо плана, считаясь с нуждами войны.

Вспомните, какие органы государственного управления существовали в XVII—XVIII вв., мешали ли они ведению войны? (Боярская Дума, Земский собор, приказы.)

За ответы на уроке детей можно поощрить «медалями петровской эпохи».

Схема 1

Политическое устройство Российской империи
в XVII в.


Боярская Дума — законосовещательный орган при царе. Состав — около 100 человек бояр и окольничих из знатных фамилий. Дума решала вопросы войны и мира, утверждала законопроекты — введение новых налогов, решение спорных вопросов.

Земский собор — сословно-представительное учреждение, последний собор был созван в 1653 г.

Приказы ведали порой решением одних и тех же вопросов или довольно близких по характеру задач. Например, военными делами ведали: Стрелецкий, Пушкарский, Иноземный, Рейтарский, Разрядный приказы. Нужно было реформировать приказную систему, качественно упростить её.

Литературное описание работы приказа

В сводчатых палатах дворцового приказа — жара, духота, — топор вешай. За длинными столами писцы, свернув головы, свесив волосы на глаза, скрипят перьями. В чернилах — мухи. На губы, на мокрые волосы липнут мухи. Дьяк наелся пирогов, сидит на лавке, в дремоте. Дьяка тоже одолели мухи. Вынув шёлковый платок, помахал он вокруг себя, вытер лицо и козлиную бороду.

— Эй, спите! — лениво крикнул он. — Разве вы писцы, разве вы подьячие? Всё бы вам даром жрать казённые деньги. Страху нет на вас, Бога забыли, шпыни ненадобные… Вот выдеру весь приказ батогом — будете знать как работать с бережением… И чернил на вас не напасёшься, и бумаги прорва… Гром вас порази!

Вяло махнув платком, дьяк опять задремал. Скучное настало время — ни челобитчиков, ни даров».

(Отрывок из романа А.Толстого «Пётр I».)

Учитель. Пётр I всё реже обращался к Боярской Думе. В 1699 г. она была заменена Ближней канцелярией, а с 1708 г. «консилией министров». Пётр хотел создать временный орган власти, который бы управлял страной во время его разъездов и военных походов. Так в 1711 г. появляется Сенат.

Обратимся к картине Д.Кардовского «Сенат Петровского времени». Сенат включал 9 персон — назначенных Петром особо доверенных лиц. Сенат контролировал правосудие, сбор налогов, государственные расходы, работу большого государственного аппарата в центре и на местах.

Прослушайте правило, предписанное сенаторам: «Если кто станет говорить речи, другому не перебивать, но дать окончить и потом другому говорить, как честным людям надлежит, а не как бабкам торговкам». Запрещалось в Сенате говорить и на посторонние темы, произносить непотребляемые и праздные слова. При обсуждении вопроса первыми высказывали мнение низшие чины — асессоры, за ними — советники, затем — вице-президент и президент.

Схема 2

Управление Россией в Петровское время


В 1722 г. была учреждена должность генерал-прокурора. Его главная задача — быть «оком государевым» в Сенате, то есть надзирать за работой сенаторов и обо всём доносить императору. На эту должность за свои личные качества — честность, прямодушие, неподкупность — был назначен П.И.Ягужинский, начинавший с должности царского денщика.

На каких принципах была построена работа в Сенате? (Выслушиваются ответы учеников.)

Учитель. В 1712 г. Пётр I отправляет за границу специальные экспедиции для изучения опыта по организации коллегий по разным отраслям управления. За 1718—1720 гг. появилось 12 коллегий.

Каждую коллегию возглавлял президент, ему подчинялись вице-президент и советники, действовал принцип коллегиального обсуждения.

Пётр I целенаправленно стремился к чёткой деятельности государственных органов. Государственный регламент представлял собой документ, регулировавший работу коллегий, а также были изданы регламенты каждой коллегии.

Обратимся к схеме и тексту учебника. Ответьте, чем ведала каждая из коллегий.

Двенадцатой коллегией являлась Духовная коллегия или Синод, преобразованная из Монастырского приказа. Каковы были отношения церкви и государства? Во второй половине XVII века позиции Русской православной церкви были прочными, церковь была автономной. После смерти матери в 1694 году Пётр I практически перестал участвовать в религиозных церемониях и регулярно общаться с патриархом. Он стремился получить от церкви как можно больше средств на строительство флота. После смерти патриарха Адриана в 1700 г. новый патриарх избран не был. В 1721  г. Патриаршество в России было упразднено, а руководство церковью передано светскому государственному ведомству — Синоду. Церковь утратила право распоряжаться своей собственностью. Все её средства пошли на содержание армии и флота. В указе 1724 г. Пётр I назвал монахов «тунеядцами, которые не желают служить императору».

Какая обязанность сохранилась за монахами? (Просвещение русских крестьян: чтение проповедей; обучение молитвам; воспитание у детей уважения к царю, церкви, родителям.)

В ходе реформ был создан огромный чиновничий аппарат, и далеко не всех чиновников устраивало жалованье, поэтому многие вымогали взятки у просителей, присваивали казённые деньги. Чтобы пресечь это зло, Пётр создал целую армию тайных доносителей — фискалов.

После восстания Булавина, в Астрахани и в Башкирии нужно было усилить власть на местах. С 1708 по 1720-е гг. Пётр I несколько раз перекраивал границы регионов России, и к концу его правления Российская империя была поделена на 8 огромных губерний.

Найдите в учебниках названия этих губерний. Как вы думаете, в состав какой губернии входила наша республика Башкортостан?

Обратимся к схеме: губерния делилась на провинции, а провинция на уезды.

Весь огромный чиновничий аппарат — от уездного писаря до президента коллегии — был связан единой системой чинов — Табелью о рангах 1722 г.

Обращаемся к таблице в учебнике. Все службы делились на три категории:

• воинскую;
• статскую (гражданскую);
• придворную.

Чины были разделены на 14 классов, из них первые пять составляли генералитет, элиту всех рядов службы. Выходцы из низших слоёв, достигнув восьмого ранга на гражданской или 14-го на военной службе, получали потомственное дворянство. Таким образом, на смену принципу родовитости и знатности пришел принцип личной заслуги.

Сам Пётр I начал службу бомбардиром, и получал звания за конкретные дела и заслуги. Незадолго до Гангутского сражения Сенат отказал Петру I в присвоении ему звания вице-адмирала, так как посчитал, что у царя недостаточно заслуг.

Вопросы и задания

1. За время правления Петра I несколько человек «низкого» происхождения стали крупными чиновниками: Меншиков, Курбатов, Головкин. Чем это объяснить и можно ли считать это явление типичным для правления Петра I?

2. Объясните с помощью Табели о рангах фабулу рассказа А.П.Чехова «Тонкий и толстый» (Сценка может быть разыграна детьми по ролям):

— Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого. — Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

— Батюшки! — изумился тонкий. — Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?

— Ну, как живёшь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга. — Служишь где? Дослужился?

— Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею… Ну а ты как? Небось уже статский? А?

— Нет, милый мой, поднимайся повыше, — сказал тол­стый. — Я уже до тайного дослужился…

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро его лицо искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…

— Я, ваше превосходительство… Очень приятно­с! Друг, можно сказать детства и вдруг вышли в такие вельможис! Хи­хис!

— Ну, полно! — поморщился толстый. — Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!

— Помилуйте…Что выс… — захихикал тонкий, ещё более съёживаясь…

Каждому ученику раздается задание «Проверь себя», нужно соотнести петровские реформы и их последствия (3—4 мин.).


Учитель. Вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: какой была власть Петра? (Абсолютной, неограниченной.) Так что же такое абсолютизм? (Это форма монархии, для которой характерны следующие признаки: • власть монарха неограниченна; • монарх олицетворяет высшую судебную, законодательную и исполнительную власть.)

III. Закрепление изученного материала

Каждому ученику раздается грамота с высказыванием Петра I, которые нужно прочитать и уметь комментировать.

Из указа Петра I отрокам, потомкам и наследникам Российского государства:

Сеи мои высказывания знать, трактовать и в жизни применять повелеваю:

1. Аз есть в чину учимых и учащих меня требую.

2. Достойному — достойное.

3. Славу королям создают их министры.

4. Прилежание и верность. Превосходит сильно.

5. Промедление смерти подобно.

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ | Добавил: admin | Теги: открытый урок истории, учителю истории, урок истории, педсовет, поурочные планы уроков истории, история в школе, конспект урока истории
Просмотров: 2321 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru