Цели: охарактеризовать
модернизацию государственной системы России;
показать изменения, происходившие в положении
церкви, её взаимоотношения с государством;
рассмотреть перемены в положении дворянства.
Задачи:
1. Подвести учеников к выводу, что развитие
экономики, введение военных изменений, ведение
Северной войны требовали изменений устаревшего
государственного аппарата. Государственные
реформы проводились по личной инициативе Петра I.
При нём окончательно оформляется абсолютизм,
который начал формироваться в XVII в. при
Алексее Михайловиче.
2. Продолжать формирование умения сравнивать
государственное устройство России в XVII и
XVIII вв., а также соотносить его с
государственными системами стран Западной
Европы. Развивать образное мышление с помощью
показа картин, например, изображений Сената и
Боярской Думы, чтения отрывков произведений
Толстого, Чехова.
3. Показать, что Пётр I способствовал выдвижению
людей не по знатности, а по способностям, добился
упорядоченности в работе государственного
аппарата, ввёл необходимую дисциплину. Царь Пётр
видел в служении Отечеству высший долг
гражданина, и этот призыв актуален во все
времена.
Основные понятия: абсолютизм, Сенат,
генерал-прокурор, коллегия, Синод, губерния
(губернатор), магистрат, фискалы, регламент,
бюрократия, «Табель о рангах».
Оборудование: схема «Политическое
устройство Российской империи в XVII в.», схема
«Управление Россией в Петровское время»;
портреты Петра I,
П.И.Ягужинского, г.И.Головкина, А.Д.Меншикова,
иллюстрация «Сенат Петровского времени»
художника Д.Н.Кардовского; таблица «Табель о
рангах», таблички с новыми терминами и датами;
отрывки из литературных произведений — романа
А.Толстого «Пётр I», рассказа А.П.Чехова «Тонкий и
толстый».
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
1. Соотнесите даты и события:
а) сражение у о.Гренгам;
б) создание Петром I «Устава воинского»;
в) Полтавская битва;
г) основание Кронштадта;
д) взятие русскими войсками крепости
Орешек.
1) 1703; 2) 1716; 3) 1703; 4) 1720; 5) 1709.
2. Сражение под Нарвой было проиграно по
причине:
а) затянулась осада города, и упал боевой
дух русских войск;
б) плохое снабжение и слабое вооружение
русской армии;
в) в рядах русской армии преобладало
дворянское ополчение;
г) для русской армии была характерна плохая
организация и слабая дисциплина;
д) шведы нанесли внезапный удар;
е) русское командование не сумело
организовать эффективное управление войсками.
Обозначьте указанные причины порядковыми
номерами в зависимости от степени их значимости.
3. Пётр I создавал новую армию на основе:
а) набора солдат с определённого числа
крестьянских и посадских дворов на пожизненную
службу;
б) усиления дворянского ополчения;
в) увеличения числа стрелецких полков;
г) свободного набора на военную службу по
найму.
Укажите ответ(ы).
4. Предательство Мазепы накануне Полтавской
битвы:
а) резко ухудшило положение русских войск;
б) никак не отразилось на положении русских
войск;
в) усилило позицию Карла XII;
г) внесло раскол в братский союз
украинского и русского народов;
д) внесло смятение в ряды союзников России.
Укажите ответ(ы).
5. Когда произошла Полтавская битва:
а) 27.07.1709 г.;
б) 27.06.1709 г.;
в) 27.08.1709 г.;
г) 27.09.1709 г.
6. В результате Северной войны Россия:
а) завоевала выход в Балтийское море;
б) лишилась части своей северной
территории;
в) укрепила своё международное положение;
г) потеряла свою независимость.
Укажите ответ(ы).
7. Соотнесите имена полководцев и сражения,
в которых они одержали победы:
а) Б.П.Шереметев; б) Пётр I и Ф.М.Апраксин;
в) М.М.Головин; г) Пётр I.
1) Полтава; 2) Ниеншанц и Нотебург;
3) Гангут; 4) Гренгам.
II. Изучение нового материала
Его величество есть самовластный монарх,
который никому на свете в своих делах ответа дать
не должен», — так определялась власть царя в
предисловии к Воинскому уставу. Сам же Пётр I
говорил: «Знаю, что меня считают тираном… Это
неправда…»
Так какой же была власть Петра I?
План раздела
1. Преобразование центральных органов
власти.
2. Изменение в положении Церкви, её отношений
с государством.
3. Реформа территориального деления России и
органов власти на местах.
4. Изменения в положении дворянства. Табель о
рангах.
Учитель. Мы знаем, что были реформы и в
экономической, и в военной сфере, но они
проводились без какого-либо плана, считаясь с
нуждами войны.
Вспомните, какие органы государственного
управления существовали в XVII—XVIII вв., мешали
ли они ведению войны? (Боярская Дума, Земский
собор, приказы.)
За ответы на уроке детей можно поощрить
«медалями петровской эпохи».
Схема 1
Политическое устройство Российской
империи
в XVII в.
Боярская Дума — законосовещательный орган
при царе. Состав — около 100 человек бояр и
окольничих из знатных фамилий. Дума решала
вопросы войны и мира, утверждала законопроекты —
введение новых налогов, решение спорных
вопросов.
Земский собор — сословно-представительное
учреждение, последний собор был созван в 1653 г.
Приказы ведали порой решением одних и тех
же вопросов или довольно близких по характеру
задач. Например, военными делами ведали:
Стрелецкий, Пушкарский, Иноземный, Рейтарский,
Разрядный приказы. Нужно было реформировать
приказную систему, качественно упростить её.
Литературное описание работы приказа
В сводчатых палатах дворцового приказа — жара,
духота, — топор вешай. За длинными столами
писцы, свернув головы, свесив волосы на глаза,
скрипят перьями. В чернилах — мухи. На губы, на
мокрые волосы липнут мухи. Дьяк наелся пирогов,
сидит на лавке, в дремоте. Дьяка тоже одолели
мухи. Вынув шёлковый платок, помахал он вокруг
себя, вытер лицо и козлиную бороду.
— Эй, спите! — лениво крикнул он. — Разве вы
писцы, разве вы подьячие? Всё бы вам даром жрать
казённые деньги. Страху нет на вас, Бога забыли,
шпыни ненадобные… Вот выдеру весь приказ
батогом — будете знать как работать с
бережением… И чернил на вас не напасёшься, и
бумаги прорва… Гром вас порази!
Вяло махнув платком, дьяк опять задремал.
Скучное настало время — ни челобитчиков, ни
даров».
(Отрывок из романа А.Толстого «Пётр I».)
Учитель. Пётр I всё реже обращался к
Боярской Думе. В 1699 г. она была заменена
Ближней канцелярией, а с 1708 г. «консилией
министров». Пётр хотел создать временный орган
власти, который бы управлял страной во время его
разъездов и военных походов. Так в 1711 г.
появляется Сенат.
Обратимся к картине Д.Кардовского «Сенат
Петровского времени». Сенат включал 9 персон —
назначенных Петром особо доверенных лиц. Сенат
контролировал правосудие, сбор налогов,
государственные расходы, работу большого
государственного аппарата в центре и на местах.
Прослушайте правило, предписанное сенаторам:
«Если кто станет говорить речи, другому не
перебивать, но дать окончить и потом другому
говорить, как честным людям надлежит, а не как
бабкам торговкам». Запрещалось в Сенате говорить
и на посторонние темы, произносить
непотребляемые и праздные слова. При обсуждении
вопроса первыми высказывали мнение низшие чины
— асессоры, за ними — советники, затем —
вице-президент и президент.
Схема 2
Управление Россией в Петровское
время
В 1722 г. была учреждена должность генерал-прокурора.
Его главная задача — быть «оком государевым» в
Сенате, то есть надзирать за работой сенаторов и
обо всём доносить императору. На эту должность за
свои личные качества — честность, прямодушие,
неподкупность — был назначен П.И.Ягужинский,
начинавший с должности царского денщика.
На каких принципах была построена работа
в Сенате? (Выслушиваются ответы учеников.)
Учитель. В 1712 г. Пётр I отправляет за
границу специальные экспедиции для изучения
опыта по организации коллегий по разным отраслям
управления. За 1718—1720 гг. появилось 12
коллегий.
Каждую коллегию возглавлял президент, ему
подчинялись вице-президент и советники,
действовал принцип коллегиального обсуждения.
Пётр I целенаправленно стремился к чёткой
деятельности государственных органов. Государственный
регламент представлял собой документ,
регулировавший работу коллегий, а также были
изданы регламенты каждой коллегии.
Обратимся к схеме и тексту учебника. Ответьте,
чем ведала каждая из коллегий.
Двенадцатой коллегией являлась Духовная
коллегия или Синод, преобразованная из
Монастырского приказа. Каковы были отношения
церкви и государства? Во второй половине XVII века
позиции Русской православной церкви были
прочными, церковь была автономной. После смерти
матери в 1694 году Пётр I практически перестал
участвовать в религиозных церемониях и
регулярно общаться с патриархом. Он стремился
получить от церкви как можно больше средств на
строительство флота. После смерти патриарха
Адриана в 1700 г. новый патриарх избран не был. В
1721 г. Патриаршество в России было упразднено,
а руководство церковью передано светскому
государственному ведомству — Синоду. Церковь
утратила право распоряжаться своей
собственностью. Все её средства пошли на
содержание армии и флота. В указе 1724 г. Пётр I
назвал монахов «тунеядцами, которые не желают
служить императору».
Какая обязанность сохранилась за монахами? (Просвещение
русских крестьян: чтение проповедей; обучение
молитвам; воспитание у детей уважения к царю,
церкви, родителям.)
В ходе реформ был создан огромный чиновничий
аппарат, и далеко не всех чиновников устраивало
жалованье, поэтому многие вымогали взятки у
просителей, присваивали казённые деньги. Чтобы
пресечь это зло, Пётр создал целую армию тайных
доносителей — фискалов.
После восстания Булавина, в Астрахани и в
Башкирии нужно было усилить власть на местах. С
1708 по 1720-е гг. Пётр I несколько раз перекраивал
границы регионов России, и к концу его правления
Российская империя была поделена на 8 огромных губерний.
Найдите в учебниках названия этих губерний. Как
вы думаете, в состав какой губернии входила наша
республика Башкортостан?
Обратимся к схеме: губерния делилась на
провинции, а провинция на уезды.
Весь огромный чиновничий аппарат — от уездного
писаря до президента коллегии — был связан
единой системой чинов — Табелью о рангах 1722 г.
Обращаемся к таблице в учебнике. Все службы
делились на три категории:
• воинскую;
• статскую (гражданскую);
• придворную.
Чины были разделены на 14 классов, из них первые
пять составляли генералитет, элиту всех рядов
службы. Выходцы из низших слоёв, достигнув
восьмого ранга на гражданской или 14-го на военной
службе, получали потомственное дворянство. Таким
образом, на смену принципу родовитости и
знатности пришел принцип личной заслуги.
Сам Пётр I начал службу бомбардиром, и получал
звания за конкретные дела и заслуги. Незадолго до
Гангутского сражения Сенат отказал Петру I в
присвоении ему звания вице-адмирала, так как
посчитал, что у царя недостаточно заслуг.
Вопросы и задания
1. За время правления Петра I несколько
человек «низкого» происхождения стали крупными
чиновниками: Меншиков, Курбатов, Головкин. Чем
это объяснить и можно ли считать это явление
типичным для правления Петра I?
2. Объясните с помощью Табели о рангах
фабулу рассказа А.П.Чехова «Тонкий и толстый»
(Сценка может быть разыграна детьми по ролям):
— Порфирий! — воскликнул толстый, увидев
тонкого. — Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим,
сколько лет!
— Батюшки! — изумился тонкий. — Миша! Друг
детства! Откуда ты взялся?
— Ну, как живёшь, друг? — спросил толстый,
восторженно глядя на друга. — Служишь где?
Дослужился?
— Служу, милый мой! Коллежским асессором уже
второй год и Станислава имею… Ну а ты как? Небось
уже статский? А?
— Нет, милый мой, поднимайся повыше, — сказал
толстый. — Я уже до тайного дослужился…
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро его
лицо искривилось во все стороны широчайшей
улыбкой…
— Я, ваше превосходительство… Очень приятнос!
Друг, можно сказать детства и вдруг вышли в такие
вельможис! Хихис!
— Ну, полно! — поморщился толстый. — Для чего
этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут
это чинопочитание!
— Помилуйте…Что выс… — захихикал тонкий,
ещё более съёживаясь…
Каждому ученику раздается задание «Проверь
себя», нужно соотнести петровские реформы и их
последствия (3—4 мин.). Учитель. Вернёмся к вопросу, поставленному
в начале урока: какой была власть Петра? (Абсолютной,
неограниченной.) Так что же такое абсолютизм?
(Это форма монархии, для которой характерны
следующие признаки: • власть монарха
неограниченна; • монарх олицетворяет высшую
судебную, законодательную и исполнительную
власть.)
III. Закрепление изученного материала
Каждому ученику раздается грамота с
высказыванием Петра I, которые нужно прочитать и
уметь комментировать.
Из указа Петра I отрокам, потомкам и наследникам
Российского государства:
Сеи мои высказывания знать, трактовать и в
жизни применять повелеваю:
1. Аз есть в чину учимых и учащих меня требую.
2. Достойному — достойное.
3. Славу королям создают их министры.
4. Прилежание и верность. Превосходит сильно.
5. Промедление смерти подобно. |