Разнообразить учебный процесс внеклассными
мероприятиями необходимо и очень важно,
поскольку развитие познавательной
самостоятельности и активности, творческой
самореализации студентов колледжа не менее
важно, чем обучение общеобразовательным и
общепрофессиональным дисциплинам. К тому же,
немаловажным качеством внеклассного
мероприятия является применение полученных
студентами знаний в нестандартных условиях.
Теоретическую основу мероприятия составляют
такие дисциплины, как "Архитектура ЭВМ и
вычислительных систем” и "Операционные системы
и среды”.
Цели мероприятия:
- закрепление и контроль знаний, полученных
студентами на теоретических и практических
занятиях по вышеуказанным дисциплинам;
- развитие познавательного интереса учащихся
колледжа при изучении общепрофессиональных
дисциплин, а также интереса к выбранной
специальности;
- развитие интереса к самостоятельной
мыслительной и творческой деятельности
студентов;
- воспитание навыков работы в группе для
достижения общих целей и результатов;
- определение наиболее талантливых и творческих
учащихся с целью их дальнейшей педагогической
поддержки;
- выработка алгоритма дальнейшей
профессиональной подготовки студентов;
- повышение эффективности преподавания
дисциплин, непосредственно связанных с
выбранной специальностью.
Оборудование:
- Персональный компьютер с ППП "MS Office”
- Мультимедиапроектор
- Раздаточный материал
- Карточки-задания
Подготовительный этап:
- В игре принимает участие одна учебная группа
2-го курса специальности 230105.
- Игра основана на соревновании двух подгрупп. В
каждой подгруппе выбирается команда по 10
человек, которые непосредственно принимают
участие в игре.
- Остальные учащиеся обеих учебных подгрупп
составляют группы поддержки своих команд.
- В игре задействованы 2 человека из каждой
подгруппы студентов для ведения учета очков
команд по каждому конкурсу.
- Студентам необходимо придумать название своей
команды. Название команды должно быть связано с
вычислительной техникой. Для каждого члена
команды необходимо изготовить эмблему команды, а
также подготовить список участников команды для
возможного поощрения.
- Ведущие мероприятия – преподаватели
вышеуказанных дисциплин.
- Для проведения игры организаторам необходимо
подготовить задания по различным дисциплинам,
изучаемым учащимися-игроками на данном этапе
обучения (1 семестр второго курса). В данной игре
представлены вопросы и задания по дисциплинам
"Архитектура ЭВМ и ВС” и "Операционные системы
и среды”.
- Для проведения игры организаторам необходимо
подготовить оформление мероприятия и
раздаточный материал, призванные дополнить
наглядностью игру.
Структура мероприятия:
1 Организация начала мероприятия
2 Представление команд
3 Старт. Преодоление эстафет:
эстафета 1 "Веселый кроссворд”
эстафета 2 "Волшебные ребусы”
эстафета 3 "Дядюшка Нортон”
эстафета 4 "Пошифруем”
эстафета 5 "Соотнеси понятия”
эстафета 6 "Составь слово”
4 Подведение итогов игры. Рефлексия
1 ведущий: Здравствуйте, уважаемые студенты!
2 ведущий: Сегодня у нас с вами своеобразный
День здоровья и поэтому мы проведем игру
"Веселые старты”, но не простую, а посвященную
выбранной вами специальности.
1 ведущий: Как и всякие "Веселые старты” наши
"Веселые старты” будут состоять из эстафет.
Всего их 6. Они разнообразные и мы надеемся, что
они вам очень понравятся.
2 ведущий: Итак, для начала нам необходимо
представить команды – участников наших
"Стартов”.
Первая команда выбрала название – (…) и в ее
состав входят следующие спортсмены:
(перечисление участников команды 1)
Вторая команда выбрала название – (…) и в ее
состав входят следующие спортсмены:
(перечисление участников команды 2)
1 ведущий: Все заработанные вами сегодня очки
будут занесены в единую электронную таблицу, по
итоговым результатам которой будет даже
построена диаграмма очеов обеих команд. Все
готовы к старту?
Сводная таблица и сводная диаграмма очков
команд.
2 ведущий: Тогда приступим к преодолению
эстафет! Для разминочки ваших мышц вам
предлагается эстафета №1, которая называется
"Веселый кроссворд”.
Эстафета 1 "Веселый кроссворд”
1 ведущий: Кроссворд одинаков для обеих
команд. На двух столах для каждой команды лежит
сетка кроссворда и перечень загаданных в
кроссворде понятий. Ваша задача, по одному
человеку подбегая к столу отгадать любое
понравившееся вам понятие и вписать его в сетку
кроссворда. Побеждает та команда, которая
справится с "Веселым кроссвордом” быстрее.
2 ведущий: Команда получает по одному баллу за
каждое правильно отгаданное слово.
Дополнительный балл получает команда, которая
справится с заданием быстрее. На старт, внимание,
марш! (свисток)
Ответы и вопросы к кроссворду
(Студенты разгадывают кроссворд, по окончании
эстафеты подводится итог)
1 ведущий: Ну вот мы и размялись. Теперь
эстафета на выносливость. Называется она
"Волшебные ребусы”. Вашему вниманию
предлагается разгадать пять ребусов. В их основе
лежат некоторые понятия изучаемых дисциплин.
Эстафета 2 "Волшебные ребусы”
2 ведущий: Ребусы для обеих команд одинаковы.
На столах для каждой команды лежат картинки с
ребусами и таблица – сетка, в которую необходимо
занести разгаданные понятия. Стартуют в данной
эстафете по двое человек – 1 ребус на пару.
1 ведущий: Команда получает по одному баллу за
каждый правильно отгаданный ребус.
Дополнительный балл получает команда, которая
справится с заданием быстрее. На старт, внимание,
марш! (свисток)
ребус 1
ребус 2
ребус 3
ребус 4
ребус 5
Таблица с ответами к ребусам
(Студенты разгадывают ребусы, по окончании
эстафеты подводится итог)
2 ведущий: А теперь переходим к тяжелой
атлетике. Следующая эстафета посвящена великому
тяжелоатлету, мастеру спорта международного
класса и называется она "Дядюшка Нортон”.
Эстафета 3 "Дядюшка Нортон”
1 ведущий: Эта эстафета проверит ваши навыки
работы в операционной оболочке Нортон Коммандер.
В эстафете участвует вся команда. Около
компьютера лежат задания. По очереди каждый из
участников команды подходит к компьютеру и
выполняет только одно задание из представленных
на листе. Всего заданий 8. Побеждает та команда,
которая справится с эстафетой быстрее и
правильнее.
2 ведущий: Команда получает по одному баллу за
каждое правильно выполненное задание.
Дополнительный балл получает команда, которая
справится со всеми заданиями быстрее. На старт,
внимание, марш! (свисток)
Задания к эстафете.
Запустите программу NC
Перейдите на диск А:
На диске А: создайте каталоги K1 и K2
На диске А: в каталоге К1 создайте подкаталоги M1
и М2
На диске А: в каталоге К2 создайте подкаталог N1
На диске А: в подкаталог N1 каталога К2
скопируйте текстовые файлы S1.TXT и S2.TXT из каталога
PROBA, находящегося на диске С:
Переименуйте файл S2.TXT из подкаталога N1
каталога К2 в файл с расширением *.DOC
Изобразите дерево каталогов, получившееся на
диске А:
(Студенты выполняют задания в операционной
оболочке Norton Commander, по окончании эстафеты
подводится итог)
- получившееся дерево каталогов в эстафете 3
<Рисунок 6>
1 ведущий: А теперь эстафета на ловкость.
Называется она "Пошифруем”.
2 ведущий: Эта эстафета проверит вашу
ловкость в переводе чисел из одной системы
счисления в другую. На столах для каждой команды
лежат задания, представленные в виде таблицы с
заданиями. всего заданий 5. Стартуют в данной
эстафете по двое человек – по одному заданию на
пару.
1 ведущий: Команда получает по одному баллу за
каждое правильно выполненное задание.
Дополнительный балл получает команда, которая
справится со всеми заданиями быстрее. На старт,
внимание, марш! (свисток)
Таблица 1 - Задания эстафеты 4
№ зад |
Формулировка задания |
Отметка о выполнении |
1 |
Каждой букве слова "драйвер”
поставьте порядковый номер в русском алфавите.
При определении порядкового номера буквы можно
воспользоваться таблицей с алфавитом. Вычислите
сумму получившихся чисел. Заполните таблицу
"Подсчет суммы” и впишите ответ в Блок 1 на Схеме
переводов. |
|
2 |
Получившееся число переведите в
двоичную систему счисления. Алгоритм перевода
должен быть представлен. Впишите ответ в Блок 2
Схемы переводов. |
|
3 |
Получившееся число из двоичной СС
переведите в восьмеричную систему счисления.
Алгоритм перевода должен быть представлен.
Впишите ответ в Блок 3 Схемы переводов. |
|
4 |
Получившееся число из восьмеричной СС
переведите в шестнадцатеричную систему
счисления. Алгоритм перевода должен быть
представлен. Впишите ответ в Блок 4 Схемы
переводов. |
|
5 |
Получившееся число переведите из
шестнадцатеричной СС в десятичную систему
счисления. Алгоритм перевода должен быть
представлен. Впишите ответ в Блок 5 Схемы
переводов. |
|
Таблица с алфавитом русского языка, таблица
ответов подсчета суммы и схема переводов с
ответами
(Студенты выполняют задания, по окончании
эстафеты подводится итог)
2 ведущий: Теперь мы знаем кто из вас самый
ловкий. Следующая эстафета на меткость.
Называется она "Соотнеси понятия”.
Эстафета 5 "Соотнеси понятия”
1 ведущий: Эта эстафета покажет самую меткую
команду. Ваша задача метко соединить понятие и
его определение (расшифровку). На столах команд
лежат задания, представленные в виде таблицы.
Необходимо ячейки с понятиями в левой части
таблицы метко соединить с их расшифровкой в
правой части таблицы. Ваша задача по одному
человеку подбегая к столу, соединить любое
понравившееся вам понятие с его определением.
Побеждает та команда, которая справится с
эстафетой быстрее и правильнее.
2 ведущий: Команда получает по одному баллу за
каждое правильно соотнесенное понятие.
Дополнительный балл получает команда, которая
справится со всеми заданиями быстрее. На старт,
внимание, марш! (свисток)
Таблица 2 - Задание на эстафету 5.
1 |
Обратный код отрицательного числа |
А |
способ изображения чисел с помощью
ограниченного набора символов, имеющих
определенные количественные значения |
2 |
Основная функция ОС |
Б |
предназначены для решения широкого
круга задач |
3 |
Дополнительный код положительного
числа |
В |
хранится в оперативной памяти
постоянно после загрузки операционной системы. |
4 |
Пропускная способность |
Г |
точка на экране, образующая символьной
матрицы |
5 |
Числа с плавающей запятой |
Д |
динамический объект, который возникает
в ОС после того, как пользователь и сама ОС решает
"запустить” программу на выполнение |
6 |
Универсальные ОС |
Е |
равен прямому коду этого числа |
7 |
Система счисления |
Ж |
управление ресурсами и их
распределение |
8 |
Процесс |
З |
представляются в виде мантиссы и
порядка |
9 |
Пиксель |
И |
образуется путем инверсии всех
двоичных разрядов, кроме знакового разряда,
прямого кода этого числа |
10 |
Резидентный модуль командного
процессора ОС MS DOS |
К |
количество задач, выполняемых ВС в
единицу времени |
Таблица 3 - Ответы к эстафете 5
1 |
и |
2 |
ж |
3 |
е |
4 |
к |
5 |
з |
6 |
б |
7 |
а |
8 |
д |
9 |
г |
10 |
в |
(Студенты выполняют задания, по окончании
эстафеты подводится итог)
1 ведущий: Теперь мы знаем, какая из наших
команд самая меткая. Видите, уважаемые студенты,
что там впереди? А впереди у нас ФИНИШ, т.е.
финишная прямая. И у нас с вами на этой финишной
прямой последнее задание под названием "Составь
слово”.
Эстафета 6 "Составь слово”
2 ведущий: Помните, вы соревновались на
выносливость, разгадывая "Волшебные ребусы”? В
этой эстафете вы заполняли таблицу с
разгаданными понятиями, помните? А в этой таблице
некоторые ячейки были выделены, заметили? После
эстафеты выделенные ячейки заполнились буквами.
Теперь на этой самой финишной прямой необходимо
всем вместе (всей командой) их выделенных букв
составить слово.
1 ведущий: Выиграет финишную прямую та
команда, которая быстрее разгадает это
загадочное слово. На старт, внимание, марш!
(свисток)
Таблица с ответами к ребусам
(Студенты составляют слово из выделенных букв,
по окончании эстафеты подводится итог эстафеты,
а также общий итог игры)
2 ведущий: Наше мероприятие закончилось
победой команды (…). Давайте поздравим их – самых
умных, самых ловких, самых смелых и спортивных!
Сводная таблица и сводная диаграмма очков команд
1 ведущий: Уважаемые студенты, в качестве
итогового задания для всех вас, нам бы хотелось
попросить заполнить вас в индивидуальном
порядке следующую таблицу – таблицу рефлексии
деятельности студентов на мероприятии.
Таблица 4 - Рефлексивная таблица для студентов
№ |
Ответьте на вопросы |
Сюда впишите ответ или
поставьте галочку в предложенные варианты |
1 |
Какое из заданий вам показалось
наиболее сложным? |
|
2 |
По какой дисциплине для вас были
наиболее сложные задания? |
Архитектура ЭВМ |
ОСИС |
|
|
3 |
По какому предмету для вас были
наиболее легкие задания? |
Архитектура ЭВМ |
ОСИС |
|
|
4 |
Над чем вам следовало бы поработать в
дальнейшем? |
|
5 |
Отрицательными эпизодами мероприятия
были: |
|
6 |
Нужны ли вам внеклассные
мероприятия? Какая роль вам нравится больше
всего? |
да |
|
Роль участника |
Роль зрителя |
нет |
|
7 |
Выразите ваше эмоциональное состояние
после мероприятия. |
|
|
|
|