Цели мероприятия
- проверка знаний, умений и навыков по основам курса информатики начальной школы;
- проверка общего уровня эрудиции;
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- воспитание чувства ответственности за себя и других членов команды;
- формирование устойчивого интереса к предмету информатики.
Оборудование
Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация к ходу мероприятия,
«путь робота» выполненный на 2-х листах ватмана (любой формы),
прикладная программа «Пожар» из серии «Несерьезные уроки. Развиваем
реакцию».
Подготовительный этап
При подготовке к турниру учащиеся трех классов должны были составить
команды в составе 6 человек. Каждая команда должна была придумать себе
название, эмблему и девиз, а также подготовить приветствие другим
командам. Другие учащиеся (болельщики) должны были подготовить рисунки
на компьютерную тему, отобрать по 1 лучшей работе от класса для
представления в ходе турнира. Также болельщики должны были выбрать по 3
устройства компьютера и подготовить показ этих устройств с помощью
мимики и жестов.
В качестве жюри приглашаются учащиеся старших классов (9-11).
План проведения турнира
1. Вступительное слово учителя. Приветствие. Представление команд, приветствие соперников.
2. Разминка. Эстафета «Слова, связанные с компьютером».
3. «Остров задач». Решение командами 3 задач разного типа.
4. «Пожар». Практическая часть, соревнование по игре «Пожар» на компьютере.
5. «Рисунок». Представление домашнего задания болельщиков «Рисунок на компьютерную тему».
6. «Кроссворд». Отгадывание кроссворда командами и болельщиками.
7. Конкурс капитанов. Капитаны команд решают ребусы и шарады.
8. «Хороший ли из тебя робот?». Проведение участника по «дорожке» с закрытыми глазами, используя команды.
9. «Узнай меня». Болельщики изображают компьютерные устройства с помощью мимики и жестов.
10. Подведение итогов турнира.
Ход турнира
Вступительное слово учителя
Здравствуйте уважаемые команды и болельщики. Сегодня мы собрались в
этом зале, чтобы определить сильнейших информашек нашей школы среди 4
классов. Команды находятся на своих местах, болельщики тоже, потому
позвольте представить наше уважаемое жюри. Сегодня в составе жюри
присутствуют … Поприветствуем их.
Прослушайте несколько положений нашего турнира.
В ходе турнира будут проводится конкурсы, участниками которых будут
не только члены команд, но и болельщики. За каждый конкурс будут
начисляться баллы. Если команда не может ответить на задание, то слово
будет предоставлено болельщикам данной команды, в случае правильного
ответа которых команда получит полагающиеся баллы. За оригинальные
решения, оригинальные представления домашнего задания командам будут
начисляться дополнительные баллы (бонусы). За несоблюдение правил,
выкрики с места баллы будут сниматься. После каждого конкурса будут
подводиться предварительные итоги.
Победителем будет объявлена команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Итак, турнир «Информашка» среди 4 классов объявляю открытым.
Приветствие
Наверно вы задаетесь вопросом: «Кто такой ИНФОРМАШКА?». Это звание присваивается тем, кто: аккуратно, шустро и качественно решает задачи по информатике.
В борьбу за звание информашек вступают сегодня три команды и наш
первый конкурс называется «Приветствие». Команды могут набрать по 5
баллов + 2 балла бонуса.
Для представления своей команды вызываются учащиеся 4 А … 4 Б …4 В класса.
Жюри объявляет оценки за первый конкурс.
Разминка
Мы проведем этот конкурс в виде эстафеты. За 3 минуты команды должны
вспомнить и записать как можно больше слов, связанных с компьютером, НЕ
с предметом информатика вообще, а ТОЛЬКО с компьютером. По истечении 3
минут команды по очереди будут называть по 1 слову, связанному с
компьютером, но без повторений, то есть совпадающие слова вычеркиваем.
Первая вычеркнувшая все слова группа получает 1 балл, вторая – 2 балла,
третья – 3 балла. За повторением слов будет следить наше уважаемое
жюри. Болельщики смогут продолжить список слов своей команды только
тогда, когда у команды список закончится. Итак, время пошло.
Подведем итоги (За конкурс разминка команда … получает … баллов. По сумме двух конкурсов … команда … баллов …).
«Остров задач»
На этом острове каждая команда получит по три задачи. За решение
каждой задачи будет начислено определенное количество баллов.
Болельщики могут представить свое решение в письменном виде, которое
будет разобрано наравне с решением команды.
Задача 1. «На сковороде помещается 2 куска
хлеба. На обжаривание куска с одной стороны уходит 1 минута. Как за 3
минуты поджарить 3 куска хлеба?»
Алгоритм решения записать в клетках, используя следующие обозначения:
0 – не обжариваем кусок;
1 – обжариваем кусок с одной стороны;
2 – обжариваем кусок со второй стороны.
Решение:
№ шага |
1 кусок |
2 кусок |
3 кусок |
Баллы |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
2 |
2 |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
2 |
2 |
3 |
Задача 2. Имеются 3 сосуда: первый сосуд А – 8 литров, второй Б – 5 литров, третий В – 3 литра. Первый сосуд доверху наполнен водой.
Необходимо используя только эти три сосуда разделить воду пополам.
Алгоритм решения записать в таблицу. Всего должно быть 7 ходов.
Решение. Первоначально вода распределена так: 8-0-0.
№ шага |
Откуда |
Куда |
Решение (кол-во литров)
|
Баллы |
1 |
А |
Б |
3-5-0 |
|
2 |
Б |
В |
3-2-3 |
|
3 |
В |
А |
6-2-0 |
2 |
4 |
Б |
В |
6-0-2 |
|
5 |
А |
Б |
1-5-2 |
4 |
6 |
Б |
В |
1-4-3 |
|
7 |
В |
А |
4-4-0 |
6 |
Задача 3. Расшифруйте строки, используя кодировочную таблицу, а затем найдите в строках слова.
Кодировочная таблица:
- П М Р О И Н Н И Т Т Е О Р (2 балла)
- ПРИНТЕР И МОНИТОР (4 балла)
- П Б Р А О Т Ц А Е Р С Е С Й О К Р А (2 балла)
- ПРОЦЕССОР И БАТАРЕЙКА (4 балла)
Подведение итогов конкурса «Остров задач». Общий счет за 3 конкурса.
«Пожар»
Сейчас мы проверим, насколько наши участники внимательно и быстро
умеют выполнять задания на компьютере. От каждой команды вызывается 1
участник и 1 болельщик. Игра, в которую мы будем играть, называется
«Пожар». В этой игре за 2 минуты участники должны набрать как можно
больше очков. Количество очков будет приравнено к баллам. Задание
начинает выполнять один из участников, через 1 минуту он меняется со
своим напарником. Задача игры потушить пожар. Пожар возникает в разных
окнах дома, чтобы его потушить, нужно выбрать краску для огнетушителя
того цвета, каким раскрашено окно, в котором возник пожар. Подведение
итогов конкурса «Пожар» и общий счет игры.
«Рисунок»
Пусть наши команды немного передохнут, а слово мы предоставим
болельщикам. Приглашаем на сцену тех, кто будет демонстрировать
рисунки на компьютерную тему. Вы должны были выбрать по 1 лучшему
рисунку от класса с ними выходите на сцену, остальные рисунки с
подписанными фамилиями и названиями рисунков сдать жюри. Рисунки
которые вы сдадите, будут позже проанализированы и за них вы получите
дополнительные оценки в журнал. За рисунок с хорошим пояснением – 5
баллов + бонус до 3 баллов.
«Конкурс капитанов» + «Кроссворд»
А сейчас будут проходить сразу два конкурса: конкурс капитанов и
конкурс «Кроссворд». Прошу капитанов выйти на сцену. Капитаны получают
по 2 задачи. В первой задаче нужно разгадать ребусы, во второй шарады (ребусы и шарады на слайдах презентации.
Решение ребусов: монитор, системный блок. Решение шарад: сумма, угол.
Остальные участники команд и болельщики будут разгадывать кроссворд.
- Как называются одним словом сведения, новости, факты, знания об окружающем нас мире.
- Устройство вывода информации на бумажный носитель.
- Список из всех букв, расположенных в определенном порядке.
- Устройство, похожее на телевизор.
- Описание последовательности действий, строгое исполнение
которого приводит к решению поставленной задачи за конечное число
шагов.
- Алгоритм, написанный на понятном исполнителю языке.
- Основная единица измерения информации.
- Наименьшая единица измерения информации.
- Тот, кто выполняет алгоритм.
- Устройство ввода информации.
- Второе название вспомогательного алгоритма.
За каждое правильно угаданное слово команда получает 1 балл.
«Хороший ли ты робот?»
Наш следующий конкурс называется «Хороший ли из тебя робот». Для
этого конкурса требуется два участника. Один из которых будет роботом, а
другой будет управлять им. В подобную игру мы играли на уроках.
На сцене я расстилаю дорожку-путь, по которому должен будет пройти робот.
Чтобы наш робот мог выполнить задание – пройти по дорожке – нужно договориться какие команды он будет выполнять (понимать).
- Вперед на … шагов, назад на … шагов, повернуться на месте на … градусов. (Роботу завязываются глаза.)
Баллы начисляются за правильность подачи команд и правильность их выполнения «роботом». Максимальный балл – 8.
«Узнай меня»
Ну и напоследок, конкурс «Домашнее задание», который называется «Узнай меня».
Болельщики должны были выбрать 3 устройства компьютера и изобразить
эти устройства с помощью мимики и жестов, без звуков. Задача остальных
команд догадаться, что изображается. Тот, кто первый дает правильный
ответ приносит своей команде 1 балл.
На сцену приглашаются болельщики … класса.
Подведение итогов турнира
Нам осталось только подвести итоги последнего конкурса и всего турнира.
За участие в турнире все классы получают сладкие призы.
Команда-победитель – конфеты в золотистой упаковке; команда, занявшая
второе место – конфеты в серебристой упаковке; команда, занявшая третье
место – конфеты в красной упаковке. |