Цель:
- Проверить знания, умения и навыки учащихся по
пройденным разделам и темам программы;
- Проверка общего уровня эрудиции;
- Формирование устойчивого интереса к предмету
информатика;
- Активизация мыслительной деятельности
учащихся;
- Воспитание чувства сплоченности и
коллективизма.
Подготовительная работа:
- Подготовить информационные листы с маршрутом
и заданиями;
- Задания для станций;
- Чистые листы командам.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Организационный момент (2 мин.)
Добрый день! Сегодня мы собрались на игре
"Информационный марафон”.
Мы уже с вами достаточно много узнали на уроках
информатики и в этом мы убедимся на игре,
насколько крепки ваши знания по определенным
темам, вам необходимо применить их на
сегодняшней игре.
Игра состоит из нескольких этапов-заданий,
каждая команда получит свой маршрутный лист и
будет выполнять задания строго по алгоритму,
указанному в листах. Это еще и необходимо для
того, чтобы вы нигде не сталкивались с
командой-соперницей. Задания у всех одинаковые,
но содержание разное. Сейчас я познакомлю
вкратце со всеми заданиями, а подробнее вы их
прочитаете на своих станциях, указанных в
маршрутных листах.
II. Объяснение заданий "Информационного
марафона” (3 мин.)
Как я уже сказала, все задания выполняются
строго по порядку.
Внимательно читать задание, а затем его
выполнять, задать вопрос преподавателю можно
только по тексту задания.
Номера кабинетов указаны сразу в алгоритме.
Задание "Найди информацию” (5 мин.)
Вам необходимо найти ответ на поставленный
вопрос из источников, которые будут вам выданы.
Небольшая подсказка: указана будет только
страница источника, но не его название. Ваша
задача: Найти полный ответ на поставленный
вопрос и ответить преподавателю. После
выполненного задания в вашем листке будет
выставлен определенный балл.
Задание "Викторины понятий” (7 мин.)
Здесь не запутайтесь. Сначала читаете загадку,
отгадываете ее и с первых букв слов-ответов,
складываете слово, относящее к информатике, а
конкретнее к информационным процессам,
компонентам компьютера, терминам алгоритма.
Задание "Найди ошибки” (5-7 мин.)
Даны рассказы о том как работать с компьютером.
Внимательно прочитать эти рассказы и определить
сколько и в чем они заключаются. Ответы
аргументировать.
Задание "Веселые алгоритмы” (5мин.)
В этом задании 2 небольших задания, но
оцениваться будет все в целом. а) используя
определенные действия, составьте алгоритм
приготовления пельменей. б) даны схемы передачи
следования электронного письма от адресата А к
адресату Б и наоборот. Найти самый короткий путь.
Задание "Пользователь” (5 мин.)
Задание на компьютере в известном графическом
редакторе Paint.
(Дополнительное задание "Реши кроссворд” если
у команд есть время, то можно предложить им
решить кроссворд за дополнительные баллы).
III. Игра по станциям (35 мин.)
IV. Подведение итогов (1-2 мин.)
Как только учащиеся закончили, им выставляются
баллы по каждому заданию, баллы выставляются в
соответствии закодированной букве, если
учащиеся все задания выполнили правильно, то
выставляются баллы:
№ 1 – 17 (П)
№ 2 – 16 (О)
№ 3 – 2 (Б)
№ 4 – а) – 6 (Е), б) – 5 (Д)
№ 5 – 1 (А)
Необходимо из полученных баллов (по алфавиту)
получить закодированное слово.
Практическая часть игры
"Информационный марафон”.
"Найди информацию” (Учитель самостоятельно
подбирает источники и вопросы)
1. Внимательно прочитайте вопрос.
2. Из данных вам источников найдите ответ на
поставленный вопрос.
3. Страница источника … (у каждой команды
указана своя страница)
Вопросы для команд:
- Перечислите основные элементы рабочего листа
Exsel? (стр.10–11 А. Гончаров "Exsel 7.0”)
- Опишите общий вид окна процессора Word? (стр. 312–313
"Основы компьютерной технологии”)
- Что такое Paintbrush?(стр. 352 "Основы компьютерной
технологии”)
- Для чего предназначен пакет РИНС?(стр.500 "Основы
компьютерной технологии”)
Ответы:
- Элементы рабочего листа Exsel: Заголовок
строки, Заголовок столбца, Имя файла рабочей
книги, Кнопки: Развернуть, свернуть, закрыть;
Полосы: вертикальной прокрутки и горизонтальной
прокрутки, Ярлычок листа, Маркера, Маркера
разделения, К первому листу, к предыдущему листу,
к следующему листу, к последнему листу.
- Общий вид окна: - Панель инструментов
"Стандартная”; панель инструментов
"Форматирование”, панель инструментов
"Обрамление и заполнение”, кнопки выбора режима
отображения, панель инструментов "Рисование”,
строка состояния.
- Paintbrush – это программа, поставляемая в
комплекте с оболочкой Windows и предназначенная для
создания и редактирования на экране изображений.
Эти изображения сохраняются в графических
файлах растрового формата. Каждое изображение –
это мозаика из точек, окрашенных в тот или иной
цвет.
- Пакет РИНС предназначен для создания и
эксплуатации на ПК, совместимых с IBM PC,
персональных баз данных: всевозможных
справочников, картотек, архивов, деловых и
научно-технических комплексов, фактографических
и документальных и документальных поисковых
систем.
Задание "Викторины понятий”
- Прочитайте загадку.
- Отгадайте ее.
- Из первых букв слов-ответов, составьте
зашифрованное слово, обозначающее
информационный процесс, то есть, что можно делать
с информацией, компоненты компьютера, термины,
связанные с алгоритмами.
Загадки
- Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.
- Неизвестно, где живет, налетит – деревья гнет.
- В воде купался, а сухим остался.
- Весной в цветном сарафане лежит, зимой в белой
рубашке спит.
- Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает.
- Мохнатенькая, усатенькая, молочко пьет, песенку
поет.
- Весной веселит, летом прохлаждает, осенью
питает, зимой согревает.
- Сверкает, мигает, огненные стрелы пускает.
- Что, дотронувшись едва, превращает в дым дрова?
- Прижавшись тесно к брату брат, в зеленых
гнездышках сидят. Гнездышки искусные, а братишки
вкусные.
- Цветное коромысло над рекой повисло.
- Стоит ствол, на стволе кол, на колу дворец, во
дворце певец.
- Невелика, рыжевата, хвостик красивый и косматый,
на дереве живет и орешки грызет.
- В лесу под березой крошка – только шапочка и
ножка.
- Между двух светил посередине один.
- Конь стальной, хвост льняной.
- Не зверь, не птица, а нос – как спица.
- Ой, не трогайте меня – обожгу и без огня.
- Зверь мохнатый косолапый, он сосет в берлоге
лапу.
- Шел долговяз – в сыру землю увяз.
- Лежит меж грядок, зелен и сладок.
- Два рога – не бык, шесть ног без копыт. Летит –
воет, сядет землю роет.
- Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.
- Ползет наоборот, задом наперед. Все под водой
хватает клешней.
- И зимой, и летом – одним цветом.
- Пришла черна корова, всех людей поборола.
- Зимой в часы веселья сижу на яркой ели. Стреляю,
точно пушка. Зовут меня…
- Маленький зверек – лапки пополощет и наутек.
- Что за славная конфета: называется "Кис-киска”,
а зовут ее …
- Ползет, ползет, иголки везет.
- Не море, не земля – плавать кораблям нельзя.
- Зимой скрываюсь, весной появляюсь, летом
веселюсь, осенью спать ложусь.
- Зелёный телёночек на привязи толстеет.
- Ветки носят, глину роют, на реке плотину строят.
У плотины там и тут в круглых домиках живут.
- Жевать не жую, а всё пожираю. Всю жизнь только ем,
а с голоду помираю.
- Кланяется, кланяется, придет домой –
растянется.
- Горячим сыплю – не подойдешь. Каток умнет, тогда
пройдешь.
- Рос шар бел. Дунул ветер – улетел.
- Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не
выбежит.
- Он огромный, боевой – берегись его войной.
- Она вкусна и хороша – что красная, что из
кабачка.
- Кругла да гладка, откусишь – сладка.
- Что за всадник: сидит верхом, а ноги за ушами.
- Она кругла, песком покрыта, и рядом с нею
детвора.
- Без рук рисует, без зубов кусает.
- Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами,
да не лошадь.
- В клубке живут, в ушко запрыгивают.
- Бывает круглым, бывает квадратным, бывает с
изюмом, бывает с маслом. Его обожают все дети на
свете.
- В сенокос – горька, а в мороз сладка. Что за
ягодка?
- По морю идет, идет, а до берега дойдет - тут и
пропадет.
- Всем, кто придет, и всем, кто уйдет, она ручку
подает.
- По болоту идет – лягушек клюет.
- Она и пахучая, она и плакучая, ветки наклоняет,
от взоров скрывает.
- С луговины под забор подошла цепочка гор. Кто-то
в сад прошел хитро – под землей провел метро.
- Рыжий Егорка упал на озерко. Сам не утонул и воды
не всколыхнул.
- Держусь я только на ходу. А если встану, упаду.
- Тает снежок, оживает лужок, день прибывает –
когда это бывает?
- Без крыльев летят, без ног спешат, без паруса
плывут.
- И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать.
- Не конь, а бежит. Не лес, а шумит.
- В этом месяце хорошем распускается земля.
Травка зеленеет – все выходят на поля.
- Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет – когда
это бывает?
- Не зверь, а воет.
- Когда разозлился, то распушился. А в народе
говорят – надулся.
- И в лесу мы, и в болоте, нас везде всегда найдете.
На поляне, на опушке – мы зеленые …
- И в тайге, и в океане он отыщет путь любой.
Умещается в кармане и ведет нас за собой.
- Не лимон, не мандарин, что такое?
- Весь день на воде, а водой не насытится.
- Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает –
когда это бывает?
- Весной сюда с лопатами приходят, летом собирать
жуков идем, златою осенью – с корзиной, а зимою -
отдохнем.
- Маленький мальчишка по дворам шныряет, крохи
собирает.
- На карете расписной и в телеге он простой –
погоняет лошадей, чтобы ехали скорей.
- Она как еж, но больше ростом, и нос длиннее у нее.
- Шерстка мягонькая, да коготок остер.
- Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает – когда
это бывает?
- Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко. А за
что беднягу бьют? А за то, что он надут.
- Он стеклянный и большой, живет в нем сомик
водяной.
- На синюю дорожку насыпали горошку.
- Кругла, а не месяц, желта, а не масло, сладка, а не
сахар, с хвостиком, а не мышь.
- Первый парень на деревне – без него никак
нельзя: он ведь знает, что посеять, и уверен, что
собрать.
- Гримаса, за гримасой – попробуй, угадай! Банан
ты ей протянешь – и быстро убегай.
- Посреди двора – золотая голова.
- Он лесничий, он герой – охраняет мир лесной.
- Поднялись ворота – всему миру красота.
- Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес. Накорми
меня бензином, на копытца дай резину.
- Видно глазами, да не взять руками.
- Бывает обычной, бывает крестовой, и мастеру
жизни без них никакой.
- С виду красна, раскусишь – бела.
- Зверь иль птица необычный, у него престранный
нос, а зовется непривычно – австралийский …
- Сидит дед – во сто шуб одет. Кто его раздевает –
слезы проливает.
- Без рук, без топоренка построена избенка.
- Бывает большой, а бывает не очень, но только
водой он всегда окружен.
- Расколешь лед – возьмешь серебро, разрежешь
серебро – возьмешь золото.
- Называют так того, кто решенье принимает: иль на
выборы пойдет, иль свой голос потеряет.
- Разлинована в линейку, я беру ее недельку. В ней
пишу я и решаю и пятерки получаю.
- Схватил за щеки, кончик носа, разрисовал окно
без спроса.
- Когда мы смотрим представленье, то ждем его с
большим терпеньем.
- Ходят весь век, а не человек.
- Всякому мальчику по чуланчику
- Дедушка без топора мост мостит.
- Маленький, удаленький, все поле прошел, красну
шапочку нашел.
- По горам, по долам, ходит шуба да кафтан.
- Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
- Висит груша нельзя скушать.
- Красна ягодка, да на вкус горька.
- В земле – черна, в борще – красна.
- Сто одежек, и все без застежек.
- Одно бросил – целую горсть взял.
- На деревьях меж листами висят птички вверх
ногами.
- Стоит ящик – обо всем в мире расскажет.
- Стоят столбы белены, на них шапки зелены.
- Сам не берет и воробьям не дает.
Для команды № 1:
- 9 – 13 – 8 – 25 – 26;
- 27 – 11 – 1 – 15 – 28 – 26 – 16 – 25;
- 4 – 24 – 29 – 30 – 19;
- 10 – 31 – 32 – 33 – 34 – 35 – 36 – 5 – 37;
- 12 – 38 – 39 – 40 – 41 – 42 – 43 – 2 – 17 – 44;
- 82 – 25 – 49 – 83 – 59 – 33 – 98 -37.
Для команды № 2:
- 45 – 46 – 15 – 41 – 48 – 10 – 49;
- 20 – 16 – 23 – 6 – 35 – 50 – 43 – 51;
- 4 – 84 – 53 – 47 – 36 – 73 – 88;
- 106 – 107 – 1 – 78 – 83 – 11;
- 86 – 39 – 25 – 5 – 115 – 9 – 7;
- 99 – 69 – 21 – 36 – 95 – 83 – 60;
Для команды № 3:
- 33 – 59 – 61 – 82 – 48 – 28 - 24;
- 116 – 38 – 32 – 40;
- 52 – 53 – 54 – 55;
- 56 – 57 – 58 – 59;
- 60 – 61 – 62 – 63 – 64 – 65 – 66 - 67;
- 68 – 23 – 69 – 70 – 71 – 72 – 73.
Для команды № 4:
- 74 – 75 – 76 – 77 - 78 – 79 – 80;
- 81 – 82 – 83 – 84 – 85 – 86 – 87 – 88;
- 80 – 90 – 91 – 92 – 49 – 94 – 95 – 96;
- 71 – 73 – 104 – 53 – 98 – 16 – 15 – 97;
- 99 – 1 – 49 – 85 – 96 – 25 – 36 – 88;
- 84 – 28 – 105 – 68 – 32 – 106 – 94 – 93.
"Викторины понятий” (ответы)
- Огонь, белка, молния, ель, ночь. (Обмен)
- Хлопушка, радуга, арбуз, нос, енот, ночь, игла,
ель. (Хранение)
- Поле, рак, ириска, еж, медведь. (Прием)
- Орехи, болото, река, арбуз, бобры, огонь, топор,
книга, асфальт. (Обработка)
- Скворец, одуванчик, река, танк, икра, репка, очки,
ветер, комар, арена. (Сортировка)
- Подсолнух, ель, рябина, егерь, дождь, арбуз, часы,
асфальт. (Передача)
- Мороз, осел, нос, икра, торт, орехи, рябина.
(Монитор)
- Дождь, игла, сорока, кошка, огонь, волна, очки,
дверь. (Дисковод)
- Поле, радуга, ива, нитки, топор, ехидна, редиска.
(Принтер)
- Свекла, капуста, арбуз, небо, егерь, радуга.
(Сканер)
- Тень, река, ель, книга, березы, огонь, лес.
(Трекбол)
- Перчатки, лето, огурец, топор, тетрадь, егерь,
река. (Плоттер)
- Арбуз, дождь, апрель, подсолнух, торт, енот, рак.
(Адаптер)
- Пугало, одуванчик, река, танк. (Порт)
- Цапля, ива, крот, лист. (Цикл)
- Велосипед, весна, облака, дождь. (ввод)
- Река, апрель, зима, ветер, индюк, лягушка, компас,
апельсин. (Развилка)
- Утка, сорока, лето, огород, воробей, извозчик,
ехидна. (Условие)
- Кот, осень, мяч, аквариум, небо, дыня, агроном.
(Команда)
- Обезьяна, подсолнух, егерь, радуга, автомобиль,
тень, отвертка, редиска. (Оператор)
- Агроном, лук, гнездо, остров, рябина, избиратель,
тетрадь, мороз. (Алгоритм)
- Воробей, ехидна, лампочка, ива, часы, игла, нос,
антракт. (Величина)
- Перчатка, арбуз, рябина, автомобиль, мороз, ель,
топор, редиска. (Параметр)
- Радуга, енот, калина, утка, река, свекла,
избиратель, яйцо. (Рекурсия)
"Найди ошибки”
Перед вами рассказ о том, как работать с
компьютером. Прочитайте его и определите,
сколько ошибок допущено и в чем заключаются эти
ошибки.
Рассказ 1. Для работы с компьютером я
обязательно включаю монитор и сканер, набираю
буквы с помощью мыши, а если мне необходимо
нарисовать картинку, использую сканер. Чтобы
ввести в компьютер текст, не набирая его вручную,
применяю джойстик, а для распечатки текста
вставляю в системный блок бумагу. Музыку
прослушиваю с помощью принтера, а сохраняю
документы на графопостроителе, который иногда
называют колонками.
Рассказ № 1 (ответы)
Допущено 9 существенных ошибок:
- Обязательно нужно включить монитор и системный
блок;
- Буквы набирают с помощью клавиатуры;
- Для построения изображения сканер не
используется (он нужен только для ввода в
компьютер уже существующих изображений на
бумаге);
- для автоматического использования текста
используют сканер;
- Для распечатки используется принтер;
- Бумагу вставляют не в системный блок, а в
принтер;
- Музыку прослушивают с помощью колонок или через
наушники;
- Документы сохраняются на устройствах внешней
памяти;
- Другое название графопостроителя – плоттер.
Рассказ 2. Я люблю рисовать на
компьютере. На мой взгляд, самой лучшей
программой для рисования изображений является
графический редактор Word. С его помощью я умею не
только рисовать картинки, но и выполнять
закраску любой части объектов. Например, недавно
я нарисовал снеговика и закрасил его левую
сторону желтым цветом, а правую зеленым. С
помощью инструмента "карандаш” у меня
потрясающе получается строить прямоугольники и
окружности, они получаются такие ровные, как
будто я использовал транспортир. Кроме того, в
данной программе можно сохранять изображение.
Рассказ № 2
Допущено 4 существенных ошибок:
- Word не является графическим редактором.
- Закраска любой части рисунка в Word
затруднительна.
- С помощью "карандаша” рисовать ровные
прямоугольники и окружности практически
невозможно;
- Транспортир для построения окружностей не
используют;
Задание "Веселые алгоритмы”
а) Используя действия, составьте алгоритм
приготовления пельменей.
Действия:
- Взять х
- Поджарить х
- Смолоть х в мясорубке
- Закатать х в у
- Сварить х
- Нарезать х
- Положить х на у
Вместо х и у подставьте слова : "мясо”,
"тесто”, "сыр”, "что получится”
б) Посмотрите на схемы и определите кратчайший
путь следования электронного письма от адресата
А к адресату Б и наоборот. Стрелки указывают
направление передачи писем с одного почтового
сервера на другой, знаком Х отмечен не работающий
в данный момент сервер.
"Передайте сообщение” (ответы)
А---Б |
Б---А |
1. А 3 6 7 Б |
1. Б 4 3 А |
2. Передача письма невозможна |
2. Б 4 А |
3. А 4 3 6 7 Б |
3. |
4. А 3 6 7 4 1 2 5 Б |
4. Передача письма невозможна |
5. Передача письма невозможна |
5. Б 5 4 2 1 А |
6. Передача письма невозможна |
6. Передача письма невозможна |
7. А 3 6 7 Б |
7. Передача письма невозможна |
8. Передача письма невозможна |
8. Б 5 2 1 А |
Задание "Пользовательский курс”
- Загрузить графический редактор Paint.
- Нарисовать рисунок "Салют победы, в вашу
честь”
- Сохранить рисунок под именем "Рисунок”.
|