Время проведения: предметная неделя.
Класс: 9-е классы (3 команды) и от каждой команды болельщики.
Форма проведения: соревнование.
Цели проведения:
а) образовательные: закрепление и расширение знаний учащихся по
теме «Системы счисления», приобретение и закрепление умений и навыков
решения задач по теме «Системы счисления».
б) развивающие: развитие познавательного интереса к предмету и логического мышления.
Оборудование: плакаты с изображением цифр различных
систем счисления, карточки с заданиями на каждый раунд каждой команде,
вопросы для болельщиков, интерактивная мультимедийная презентация
«Системы счисления».
Оформление доски: на доске записан эпиграф к
мероприятию, план «Совета мудрецов», закреплены плакаты с изображением
цифр различных систем счисления, записаны некоторые примеры чисел в
различных системах счисления.
Предварительная подготовка: учащимся дается задание подготовить доклады и презентацию по системам счисления.
Эпиграф к мероприятию: Информатика – это наука,
которая занимается вопросами представления и обработки информации.
Манфред Брой, профессор, лауреат премии Лейбница в области информатики.
План мероприятия:
1) Вводный этап
2) Исторический этап
3) Задачный этап (включает в себя 4 раунда)
4) Заключение
Ход мероприятия
1. ВВОДНЫЙ ЭТАП
УЧИТЕЛЬ: «Здравствуйте! Я очень рада приветствовать в вашем лице
самых мудрейших учеников девятых классов. Сегодня мы с вами будем
говорить о системах счисления. Работать наш «Совет мудрецов» будет по
следующему плану, записанному на доске. Начинаем первый этап.
Понятие информации является центральным в информатике. Информация
вместе с веществом и энергией есть важнейшая сущность нашего мира.
Очень важным является способ представления той или иной информации.
Только представив информацию в каком-либо виде, её можно передавать.
Сегодня мы будем рассматривать способы представления в основном
числовой информации, познакомимся с правилами перевода одного
представления числа в другое, а также попытаемся понять, почему одно и
тоже число в различных ситуациях необходимо представлять по-разному.
Таким образом, целью нашего изучения будут системы счисления.
Системы счисления – это системы, созданные человеком.»
2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭТАП
УЧИТЕЛЬ: «Перейдем ко второму этапу – историческому.
Современный человек в повседневной жизни постоянно сталкивается с
числами: мы запоминаем номера автобусов и телефонов, в магазине
подсчитываем стоимость покупок, ведём свой семейный бюджет и т.д.
числа, цифры… они с нами везде. А что знал человек о числах несколько
тысяч лет назад? Вопрос непростой, но очень интересный. Историки
доказали, что и пять тысяч лет назад люди могли записывать числа и
производить над ними арифметические действия. Конечно, принципы записи
были совсем не такими как сейчас. Но в любом случае число изображалось с
помощью одного или нескольких символов.
Эти символы, участвующие в записи числа, в математике и информатике принято называть цифрами.
Сегодня, в самом начале двадцать первого века, для записи чисел
человечество использует в основном десятичную систему счисления. А что
такое система счисления?
Система счисления – это способ записи (изображения чисел).
Различные системы счисления, которые существовали раньше и которые
используются в настоящее время, делятся на две группы: позиционные и
непозиционные.
Наиболее совершенными являются позиционные системы счисления, то
есть системы записи чисел, в которых вклад каждой цифры в величину
числа зависит от ее положения (позиции) в последовательности цифр,
изображающей число.
Системы счисления, в которых каждой цифре соответствует величина, не
зависящая от ее места в записи числа, называются непозиционными.
Позиционные системы счисления – результат длительного исторического развития непозиционных систем счисления.
Во время демонстрации интерактивной мультимедийной презентации учащиеся делают доклады о непозиционных системах счисления.
3. ЗАДАЧНЫЙ ЭТАП
На каждое задание даётся определённое количество времени.
СОВЕТ МУДРЕЦОВ – 1 РАУНД (команда)
Ниже выложены спичками несколько неверно решённых примеров. Как
можно получить верные решения, если разрешается переложить с одного
места на другое только одну спичку?
VII – V = XI
VI – IX = III |
IX – V = VI
VIII – III = X |
СОВЕТ МУДРЕЦОВ – 1 РАУНД (болельщики)
Решите кросснамбер.
СОВЕТ МУДРЕЦОВ – 2 РАУНД (команда)
Упорядочите следующие числа по убыванию:
1436; |
509; |
12223; |
10114; |
1100112; |
1238. |
СОВЕТ МУДРЕЦОВ – 2 РАУНД (болельщики)
Разложите домино.
СОВЕТ МУДРЕЦОВ – 3 РАУНД (команда)
Отметьте и последовательно соедините на координатной плоскости
точки, координаты которых записаны в двоичной системе счисления.
1(101,101); 2(1000,1000); 3(1001,1000); 4(1011,110);
5(1100,110); 6(1100,111); 7(1011,111); 8(1011,10); 9(1001,10);
10(1001,11); 11(1010,11); 12(1010,100); 13(111,100); 14(111,10);
15(101,10); 16(101,11); 17(110,11); 18(110,1001); 19(111,1001);
20(111,1000); 21(10,1000); 22(10,1001); 23(11,1001); 24(11,110);
25(100,101)
СОВЕТ МУДРЕЦОВ – 3 РАУНД (болельщики)
Дайте «серьёзные» ответы на «несерьёзные» вопросы:
- Когда 2 * 2 = 100?
- Когда 2 * 2 = 11?
- Когда 10 – число нечётное?
- Когда 2 * 3 = 11?
- Когда 3 * 3 = 13?
- Когда 21 + 24 = 100?
- Когда 22 + 24 = 110?
- Когда 3 + 4 = 7, а 3 * 4 = 13?
- Когда 6 * 6 = 44?
- Когда 4 * 4 = 20?
СОВЕТ МУДРЕЦОВ – 4 РАУНД (команда)
В бумагах одного математика найдена была его биография. Она начиналась следующими удивительными словами: «Я
окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним
молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная
разница в возрасте – всего 11 лет – способствовала тому, что мы жили
общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была уже и
маленькая семья из 10 детей. Жалованья я получал в месяц всего 200
рублей. Из которых 1 / 10 приходилось отдавать сестре, так что мы с
детьми жили на 130 рублей в месяц»; и так далее.
Чем объяснить странные противоречия в числах?
СОВЕТ МУДРЕЦОВ – 4 РАУНД (болельщики)
Ответьте на следующие вопросы:
1) Какая марка компьютеров является полудрагоценной?
2) Программист попал в армию. Какой вопрос он задаст офицеру, давшему команду «По порядку номеров рассчитайся!»?
3) Почему на компьютерном жаргоне процессор называется камнем?
4) Когда появился манипулятор типа «мышь», то для него в русском
языке некоторое время использовалось название по имени персонажа
известной русской сказки. Назовите имя этого персонажа.
ОТВЕТЫ
1 РАУНД
VI + V = XI
VI = IX - III |
XI – V = VI
VIII + II = X |
2 РАУНД
1238, 10114, 1436, 12223, 1100112, 509.
1436 = 6310, 10114 = 6910, 509 = 4510, 1100112 = 5110, 12223 = 5310, 1238 = 8310.
3 РАУНД
1) двоичная система счисления;
2) троичная система счисления;
3) в любой системе счисления с нечетным основанием;
4) в пятеричной системе счисления;
5) шестеричная система счисления;
6) пятеричная система счисления;
7) шестеричная система счисления;
8) девятеричная система счисления;
9) восьмеричная система счисления;
10) восьмеричная система счисления.
4 РАУНД
Числа в пятеричной системе счисления.
Ответы на вопросы:
1) Агат;
2) В какой системе счисления?
4) Колобок.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводятся итоги соревнования. Называется лучшая команда. Вручаются грамоты.
Учитель знакомит всех во время работы жюри с историческими сведениями по применению систем счисления.
«1. История подтверждает такой факт: шведский король Карл XII
увлекался математикой и, в частности, считал восьмеричную систему
счисления более удобной, чем десятичную. Он намеревался королевским
указом ввести восьмеричную систему счисления как общегосударственную, и
только его неожиданная смерть помешала осуществлению этого необычного
намерения.
2. В современной ЭВМ используется двоичная система счисления.
3. Часы, минуты, секунды пришли к нам из шестидесятеричной системы счисления.
4. До 1971 года в Англии В денежной системе использовались следующие денежные единицы:
1 фунт стерлингов = 20 шиллингам
1 шиллинг = 12 пенсам
В настоящее время 1 фунт стерлингов = 100 пенсам.
5. В основу конструирования вычислительной машины «Сетунь» легла
троичная система счисления. Особенности этой машины до сих пор
привлекают к себе внимание». |