Основная цель: формирование
алгоритмического стиля мышления школьников.
Задачи:
- Обобщить и систематизировать знания по
предмету информатика.
- Закрепить основные понятия, связанные с
алгоритмом: определение, свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов.
- Показать роль алгоритмов в решении задач самого
широкого круга: математических, задач
прикладного характера; а также в решении бытовых
вопросов и жизненных ситуаций.
- Убедить школьников в важности точного
построения алгоритма и точного его исполнения
для достижения планируемого результата.
- Создать условия для повышения познавательного
интереса к учебным предметам.
- Способствовать развитию логического мышления.
- Воспитание чувства сплоченности,
ответственности, коллективизма.
Оборудование: ящики с карточками для
распределения по командам (10-синие ромбы, 10-
красные круги, 10- зеленые трапеции, 10- желтые
треугольники), компьютер, видеопроектор,
конверты с заданиями.
Игра сопровождается презентацией.
1 кадр на экране "Алгоритмика в действии”.
Ведущие встречают учащихся – 6-х классов и
предлагают занять один из столов.
Организатор игры подносит конверты с
эмблемами: в результате формируются команды 6-х
классов.
- Красных;
- Жёлтых;
- Зелёных;
- Синих.
II. Вступление.
Вступительное слово и предоставление слова
ведущим.
- Итак, все готовы. В нашей игре 4 команды:
красные, жёлтые, зелёные и синие.
- Вас ждут конкурсы, все они связаны с понятием
алгоритм.
- Представляем жюри –
Слово о судействе –
Ведущий 1:
Вначале – выберите в своей команде капитана и
помощника капитана. Представьтесь командам и
жюри (1-2 минуты)
Ведущий 2: Мы живём е 21-м веке, и
каждый из нас знает, что такое – алгоритм? И все
же хорошо бы обсудить, что означает это слово.
Кто из вас может объяснить, что такое алгоритм?
Если объяснение будет верным, ваша команда
заработает 1 балл. (возможна пауза). Хорошо, а кто
может назвать синоним слову "алгоритм”? Жюри,
будьте внимательны!
(совместно или с подсказками выяснили - это
инструкция, правило, программа, указания, план
действий и т.д.)
Ведущий 3: А ещё говорят, что алгоритмы как-то
связаны с компьютерами и что естъ даже такая
наука - алгоритмика. Верно ли это? Кто из вас хотел
бы высказаться по этом поводу?
Хорошо. Сегодня мы узнаем ответы на все эти
вопросы.
Ведущий 2: Верно, что алгоритмы
связаны с компьютерами, а компьютеры создали
люди. Они придумали для них специальные языки,
.заложили в них программы, т.е. алгоритмы, и
компьютеры стали самыми умными
машинами-роботами: они в точности выполняют
инструкции людей никогда не ошибаются, лишь бы
указания им давали точно и грамотно. А то бывают
порой казусы, ругает кто-нибудь компьютер: "Ах,
он такой - сякой!”, а виноват-то сам человек.
Ведущий 1: По традиции мы начинаем
соревнование с разминки.
Каждой команде я задам по 1-му вопросу. Отвечать
должен игрок, назначенный капитаном, 30 секунд на
размышление. В случае верного ответа команда
заработает 1 балл.
(Вопросы на экране).
Разминка.
Ведущий 1: Теперь 2-е задание разминки: вам
нужно назвать пословицу или поговорку, в которых
звучат числа.
Называем по очереди, не выкрикивая, каждая
команда только одну пословицу. Начинаем красных,
затем жёлтые, зелёные, синие. Помните, что жюри
имеет право штрафовать вас за плохое поведение.
Каждый ответ – 1 балл. Будьте внимательны!
Повторяться нельзя! Итак, начали:
III. Основная часть праздника:
1 кадр "Алгоритмика в действии”.
Ведущий 2: Откуда же пришло к нам
слово "алгоритм”, который мы так часто
произносим на уроках информатики и математики?
Обратимся к истории.
Кадр "история возникновения этого слова”.
Ведущий 2: Само слово возникло в XIII веке и
происходит от имени средневекового ученого
Мухаммеда ибн аль - Хорезми, так как его имя было
созвучно со словом "Алгоритм”. Но, конечно, люди
изобрели алгоритмы и до Мухаммеда. Ведь для того,
чтобы хорошо выполнить какую-нибудь работу,
например, построить дом, вырастить цветок или
сварить суп, они пользовались какими-т правилами,
инструкциями.
Ведущий 3: А задумывались ли вы о том, что
всюду вокруг нас - алгоритмы!! С утра до вечера
Утром нужно проснуться, помыться, почистить зубы,
съест завтрак, одеться и отправиться школу.
Обратите внимание - всё это нужно делать в
определённом порядке, т.е. по алгоритму.
Ведущий 2 А если строго подходит к
понятию алгоритма, то нужно сказать так: алгоритм
– это конечная последовательность действий,
выполнение которых приводит к решению задач и
получению результата.
А каждое отдельное действие алгоритма принято
называть шагом алгоритма. Алгоритмы можно задать
словесно, с помощью схемы или специальным
алгоритмических языков, главное, он должен быть
правильно составлен и понятен..
Кадр "определение алгоритма”.
Ведущий 1: Когда вам предлагают решить пример
на все действия, то, прежде чем приступить к
вычислениям, вы составляете алгоритм его
решения, т.е. определяете порядок действий.
А вот вам и первое задание: в конверте, которые
вы сейчас получите, записан пример. Решать его не
нужно, нужно только определить порядок действий.
Жюри оценит вашу работу и прокомментирует, а вам
на это всего 2 минуты, и нужно успеть. Как только
выполните задание, помощник капитана передаёт
листок жюри.
За это задание команда может получить
максимально 11 баллов, а времени на это 2 минуты.
1 задание: (восстановить порядок действия) (конверты с заданиями)
2-е задание.
"Молодцы! А теперь 2-е задание. Вы попытаетесь
составить алгоритм для следующей задачки.
Представьте себе житейскую ситуацию. Есть
водопроводный кран и две банки: 3-х литровая и
5-литровая. С помощью них нужно отмерить ровно 1
литр воды.
4 кадр "5 и 3 литровые банки с водой”.
Больше никакие сосуды использовать нельзя.
Каждая команда записывает алгоритм на листочках
в произвольном виде, обозначив только шаги
алгоритма:
1 шаг – сделать то-то, 2-й шаг и т.д.
Как только алгоритм записан, помощник капитана
передаёт алгоритм в жюри.
Жюри строго судит о правильности алгоритма и
первому, верно создавшему алгоритм, добавляет 1
балл.
Максимально за эту задачу можно получить 3
балла. А времени на это – 4 минуты. ( конверты с
заданиями).
Ведущий 3: "Молодцы! Слово членам
жюри. Спасибо.
3-е задание (конверты раздаёт организатор
игры)
А теперь для вас новое задание - вы попытаетесь
исправить "сломанный” алгоритм.
Вам нужно будет прочитать задание и определить,
верно, ли составлен алгоритм действий, т. е. в
верной последовательности перечислены шаги
алгоритма? Если нет, то составьте свою
последовательность шагов алгоритма и запишите в
таблицу.
За это задание каждая команда получает 6
баллов, время выполнения – 5 минут.
3 задание: создание многогранника.
(конверты с
заданиями).
5 кадр "многогранники”.
Ведущий 1: "Молодцы! Спасибо. А теперь
давайте поработаем совместно со всеми командами.
В жизни бывают и сложные ситуации, в которых
возможен даже трагический исход. Слово
предоставляется ответственному за это задание.
Учитель: Да, ребята, это так. Кто полагается на
авось и игнорирует алгоритмы, может попасть в
серьёзнейший переплёт. Кто из нас не знает задачу
о перевозке волка, козы и капусты?! Возможно, вы с
ней уже знакомы и знаете решение. Но мы бы хотели,
чтобы вы поняли, что решение этой задачи так же
связано с алгоритмом.
6 кадр "волк, коза, капуста, лодочник”.
Проведём конкурс – театрализованную паузу,
который будет оцениваться в 3 балла , при этом
жюри будет оценивать ваше участие – игру
участника каждой команды и дисциплинированность
всех членов команды.
Ведущий 1: "Поможем крестьянину перевезти
волка, козу и капусту. Чтобы решить эту задачу
надо создать алгоритм действия. Давайте
попробует. Но за плохое поведение команд, мы
будем снимать баллы.
(Совместное решение зала).
Решение:
- Перевезти козу.
- Перевезти волка, но забрав козу.
- Перевести капусту.
- Перевести козу.
Ведущий 2: Для подведения промежуточных
результатов по заданиям мы предоставим слово
жюри.
Молодцы! А теперь новое задание.
4-е задание:
Мы предлагаем вам создать алгоритм. Командам:
синих, красных, предлагается тема: "Заварить
чай”, а командам: зеленых и желтых предлагается
тема: "Пришивание пуговицы”. Вы должны будете
создать алгоритм выполнения этой работы.
Подсказкой для записи шагов алгоритма будут
представленные здесь предметы. (Чайник, пакетик
чая, кувшин с водой, иголка, ножницы, нитки,
пуговица, материал). На листке бумаги вы должны
прописать все шаги по порядку: 1 шаг – ..., 2 шаг ... и
т.д. А как будет оцениваться конкурс, вам скажет
уважаемое жюри.
Время на выполнение – 7 минут.
Передают слово жюри.
7 кадр "заваривание чая и пришивание
пуговицы”.
Ведущий 3: Проверим, какие алгоритмы у
вас получились.
Сейчас жюри выберет 2 алгоритма, передаст их
командам, и они исполнят свой алгоритм на сцене.
Все команды внимательно смотрят и оценивают:
приведёт ли описанный алгоритм к цели, которая
была поставлена перед командой? Итак, капитаны
назначьте тех, кто будет исполнять алгоритм
вашей команды. А те, кто будет выполнять шаги
алгоритма, - помните, что вы только исполнители,
т.е. роботы, которые должны делать только то, что
вам скажут.
На сцену приглашаются участники 2-х команд по
очереди, капитан зачитывает шаги алгоритма.
Ведущий 1: Слово жюри – оценки за 4-конкурс
А теперь последнее, 5-е задание.
Кадр "поиск клада”.
5-е задание (конверты
раздаёт организатор игры)
5 задание: исполнение алгоритма для
решения задачи.
Мы вам предлагаем воспользоваться алгоритмом и
найти зарытый клад. На сцену приглашаются по два
члена от команды. Им выдается маршрутный
лист-алгоритм и рулетка. С помощью этих предметов
они должны будут найти клад.
За выполнение этого конкурса команды получат
5 баллов.
Удачи вам!
Ведущий 2: А пока ребята работают,
оставшиеся члены команды выполняют следующие
задания..
За выполнение этого конкурса команды получат
4 балла.
Ведущие: "Молодцы! Слово членам
жюри”.
IV. Подведение итогов.
Протокол.
Заключительное слово:
Жюри: подведение итогов конкурсов.
Награждение
- Грамота победителю-команде.
- Номинация команде "За организованность и
сплочённость”
- Номинация "Лучшему капитану”
- Номинация "Лучшему игроку команды” - 4 штуки +
приз книга
Приз победившей команде – конфеты. |