Участники: учащиеся 10-х классов
Предметная область: Информатика и ИКТ
№ занятия |
Тема занятия |
Всего часов |
Из них |
Теория |
Практика |
1 |
Введение в тему проекта. |
1 |
1 |
0 |
2 |
Решение задач проекта. |
1 |
0,5 |
0,5 |
3-5 |
Выполнение продукта проекта -
проектирование. |
3 |
1 |
2 |
6 |
Оформление продукта проекта. |
1 |
0 |
1 |
7 |
Защита проекта. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Итого: |
7 |
3 |
4 |
Проект "Влияние научно-технического прогресса
на представление информации в XXI веке"
разработан для учащихся 10-х классов с профильным
предметом "информатика" в общеобразовательных
школах.
УМП может быть использован при изучении темы
"Информация. Кодирование информации", а также
на элективных курсах, факультативных занятиях и
кружковой работе.
В этом проекте объектом изучения является
"информация", а также обучение работе в
творческих группах.
В ходе проекта учащиеся самостоятельно
проводят групповые исследования, используя
различные источники информации (учебники,
Интернет, научная литература, электронные
учебники и другие мультимедийные пособия) и
оформляют результаты своих исследований в виде
презентации, сайтов, газет ,буклетов,
кроссвордов, тестирующих приложений и т.д.
В процессе обучения у учащихся формируется
умение работать с большим потоком получаемой
информации, они учатся ставить проблемы,
выдвигать гипотезы, экспериментировать
представляя информацию в нужной форме, принимать
авторскую позицию по исследуемой проблеме.
Основные этапы проекта:
I. Формулирование основополагающего
вопроса
Какое влияние оказывает научно-технический
прогресс на представление информации в XXI веке?
II. Формулирование вопроса (-ов) учебной темы
- Почему понятие "информация" до сих пор
является базовым?
- Что происходит с носителями информации?
- Какие формы представления информации сегодня
используются?
- Какими свойствами обладает информация XXI века?
- Каким образом можно получать информацию?
- Без чего человек не сумеет получить информацию?
III. Формулирование содержательного (-ых)
вопроса (-ов) для исследований учащихся
Информация не существует сама по себе. Почему
она проявляется в информационных процессах?
IV. Формулирование дидактических целей
проекта
- формировать компетентности в сфере
самостоятельной познавательной деятельности;
- формировать навыки самостоятельной работы с
большими объёмами информации;
- формировать умения видеть проблему и наметить
пути ее решения;
- формировать и развивать навыки
иформационно-исследовательской деятельности;
- формирование критического мышления, навыков
работы в команде.
V. Формулирование методических задач
- освоить представление о базовом понятии
"информация", рассмотреть различные подходы к
определению количества информации в различных
областях человеческой деятельности;
- формировать умение увидеть проблему и наметить
пути её решения;
- формировать умение делать выводы и обобщения;
- развивать коммуникативные навыки, умения
работать в группе;
- изучить виды носителей информации, освоить
понятие "информационные процессы";
- научить учащихся решать задачи по определению
форм представления, восприятия и общественному
значению информацию;
- использовать мультимедийные презентации для
оформления результатов;
- научить кратко излагать свои мысли устно и
письменно.
VI. Формулирование проблемы (выбор
темы индивидуальных исследований учащихся)
- Почему информацию стали кодировать и
декодировать?
- Какие информационные процессы необходимы
информационному обществу?
- Как развиваются методы поиска информации?
- Как происходит кодирование различных видов
информации?
VII. Выдвижение гипотез решения проблем
- Потому что без информации невозможно жить
независимо от того в каком времени мы живём.
- Так как существуют различные подходы к
определению понятия информации.
- Носители информации шагают в ногу со временем.
- Потому что человек любые сведения получает с
помощью органов чувств.
VIII. Определение творческого названия
проекта
- Носители информации шагают в ногу со временем.
- Влияние научно-технического прогресса на
представление информации в XXI веке.
IX. Формирование групп для проведения
исследований и определение формы представления
результатов
Для выполнения проекта класс делится на 4
группы, в каждой из которых есть консультант и
эксперт (формирую сама),
Формы представления:
- 1 гр. веб-сайт - Бутов А., Куницын И., Щербинин Н.,
Полянский К.
- 2 гр. презентация - Мирошниченко А., Медведева М.,
Коневская А.
- 3 гр. буклет - Черкашина Я., Саматоева Е.,
Кошелева Ю., Даниелян Д.
- 4 гр. газета - Пушкин Е., Лагунова С., Даниелян Д.,
Семёнов К.
X. Обсуждение плана работы учащихся
индивидуально или в группе
(Ученики продумывают пути проведения своих
исследований: о проведении анкетирования,
опытов, создании видеозаписей, сборе
статистических данных, образцов, об обработке
собранных сведений, о том, как будут оформлены
результаты исследования.)
XI. Обсуждение со школьниками возможных
источников информации, вопросов защиты
авторских прав
- 1 гр.- подобрать материал, касающийся
представления информации в ЭВМ, подобрать
иллюстративный материал, продумать оформление в
виде веб-сайта.
- 2 гр. - подобрать материал, касающийся
информации и информационных процессов,
подобрать иллюстративный материал, продумать
оформление на слайдах( презентация).
- 3-4 гр. - подобрать материал, касающийся носителей
информации, подобрать иллюстративный материал,
продумать оформление информационного бюллетеня.
Адреса поиска информации:
- Библиотека; печатные издания Угринович Н.Д.
"Информатика и информационные технологии";
- Мультимедиаиздания; Интернет.
- Обращается внимание на соблюдение
достоверности источников информации.
XII. Самостоятельная работа учащихся в
группах, обсуждение задания каждого в группе
Наметив план поисково-исследовательской
деятельности, в группах обязанности
распределяются самостоятельно учащимися
определив сроки выполнения поставленных задач.
XIII. Самостоятельная работа групп
Самостоятельный поиск и обработка необходимой
информации, а также представление её в нужной
форме.
XIV. Подготовка учащимися презентации по
отчету о проделанной работе
Мотивирование и консультирование учащихся,
помощь в систематизации полученных данных. Выбор
формы презентации. (оформление печатных изданий
с иллюстрациями, веб-сайт, презентация)
XV. Защита полученных результатов и выводов
На основе заранее подготовленных оценочных
листов.
XVI. Оценивание результатов проекта
школьниками и учителем
На основе заранее подготовленных оценочных
листов с помощью заранее выбранных экспертов.
Учебные темы программы: "Информация.
Кодирование информации".
Темы самостоятельных исследований
учащихся:
- Виды информации;
- Носители информации;
- Источники и приёмники информации;
- Формы представления информации;
- Способы получения, хранения, записи, обработки и
передачи информации;
- Современные способы кодирования информации;
- Представление информации в ЭВМ.
В процессе работы над проектом ученики
научились:
- планировать свою работу, заранее просчитывать
возможные результаты;
- использовать различные источники информации, а
также самостоятельно отбирать и накапливать
материал;
- анализировать отобранный материал,
сопоставлять факты;
- аргументировать свою точку зрения, отстаивать
её;
- распределять обязанности внутри группы;
- представлять созданный проект перед
аудиторией;
- оценивать себя и других;
- лучше овладеть умениями и навыками работы с
современными информационно-техническими
средствами.
Организация работы учащихся над проектом
Так как проект создавался в группе, то вот такие
обязанности были распределены между собой:
- Проект-менеджер (администратор проекта):
руководство разработкой проекта и деятельностью
группы, связь с научным руководителем (учителем);
- Разработчик идей: генерирование, концепция,
оригинальные предложения, ноу-хау и т.п.;
- Дизайн-менеджер: составление и оформление
дизайн-проекта;
- Технолог: оформление описательной части
проекта;
- Специалисты по решению конкретных задач: и
исполнению заданий (подбор материалов по
определенным разделам, компьютерный набор).
В наполнении проектной папки принимают участие
все участники группы. Записи учащихся
представлены в форме небольших набросков и
аннотаций. В день презентации проекта продукт их
деятельности сдается в жюри.
Грамотно составленная проектная работа
позволила:
- организовать работу каждого участника
проектной группы;
- создать удобный коллектор информации и
справочник для работы над проектом;
- объективно оценить ход работы над завершенным
проектом;
- судить о личных достижениях и развитии каждого
участника проекта;
- сократить время поиска информации при
проведении в дальнейшем других, близких по
теме, проектов.
Паспорт учебного проекта
1. Тема проекта ________________________________________
2. Авторы проекта________________________________________
3. Класс________________________________________
4. Научный руководитель________________________________________
5. Тип проекта (интегративный, предметный)
________________________________________
6. Форма проекта________________________________________
7. Краткое описание проекта (возможности
использования особенности проекта и т.д.)
____________________
____________________ уч. Год
ЛИСТ КОНТРОЛЯ ПРОГРЕССА ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Эффективно ли ты использовал отведенное
время? ________________________________________
2. В чем сильные, в чем слабые стороны твоего
проекта? ________________________________________
3 . Если бы этот проект ты выполнял бы снова, то
какие ты внес бы изменения в свою работу?
________________
4. Легко ли ты решал возникающие проблемы?
________________________________________
5. Уложился ли ты в отведенные сроки?
________________________________________
6. Доволен ли ты своим проектом?
________________________________________
7. Каково твое мнение о других проектах?
________________________________________ |