Этапы урока: |
Деятельность учителя: |
Деятельность ученика: |
1. Орг. момент |
Здравствуйте. Садитесь. |
|
|
Проверьте, чтобы у вас на партах лежала
рабочая тетрадь, ручка. |
|
2. Изучение нового материала. |
Сегодня ребята у нас с вами необычный
урок. Мы будем сегодня путешествовать с великим
сыщиком Шерлоком Холмсом. |
|
|
Вы когда-нибудь читали книжки об этом
великом сыщике или смотрели фильм? |
Ответ: да |
|
Кто автор этой книги? |
Ответ: Конан Дойл |
|
Шерлок Холмс мог разгадать любое
запутанное дело. И он очень хочет посмотреть, а
сможем ли мы разгадать задачи, которые он
придумал для нас. |
|
|
Тема нашего урока: "В мире кодов.
Кодирование и декодирование информации”. |
Ученики записывают тему. |
|
Информация может поступать от
источника к приемнику через информационный
канал. |
|
|
Давайте вспомним: кто такой источник
информации? |
Ответ: тот, кто передает информацию. |
|
кто такой приемник информации? |
Ответ: тот, кто получает информации. |
|
Что такое информационный канал связи –
это биологический или технологический канал. |
|
|
Зарисуйте в тетрадь схему. |
Переносят схему со слайда в
тетрадь |
|
Для того чтобы произошла
передача информации, приемник информации должен
не только получить сигнал, но и расшифровать его. |
Дети слушают. |
|
- Услышав звонок будильника, ученик понимает, что
пришло время просыпаться и собираться в школу.
- Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с
вами поговорить.
- Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришёл.
- Школьный звонок собирает ребят на урок или
оповещает их о долгожданной перемене.
|
|
|
Нам (людям) необходимо
заранее договариваться, как понимать те или иные
сигналы, другими словами, требуется разработка
кода. |
|
|
Давайте дадим определение,
что такое код? |
|
|
Код – это набор символов
(условных обозначений) для представления
информации. |
Запишем определение в
тетрадь. |
|
В процессе обмена
информацией мы совершаем две операции. |
|
|
Кодирование – это
процесс представления информации в виде кода. |
Запишем определение в
тетрадь. |
|
Декодирование – это
процесс обратный кодированию. |
Запишем определение в
тетрадь. |
|
Множество кодов очень прочно
вошло в нашу жизнь. Рассмотрим несколько
примеров: |
|
|
1. Так для общения в нашей
стране используется код – русский язык. Код
используется для оценки знаний в школе (число
"5” – код отличных знаний, "4” – код хороших
знаний, "3” – удовлетворительных, "2” – плохих). |
|
|
2. С помощью нотных знаков записывается
(кодируется) любое музыкальное произведение. |
|
|
3. По номерному знаку можно
узнать сведения об автомобиле и его владельце. |
|
|
4. Правила дорожного движения
кодируются с помощью наглядных символических
рисунков. Всем хорошо известны дорожные знаки. |
|
|
Что обозначают эти знаки? |
Ответ: разворот, пешеходный
переход, ремонтные работы, главная дорога. |
|
5. Свой код из шести цифр
(почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт.
Его следует писать на конверте в специально
отведённом для этого месте. По коду можно узнать,
куда отправлять письмо. Например, код города
Москвы и коды всех населённых пунктов Московской
области начинаются с цифры 1. |
|
|
6. Азбука Брайля – это тоже
еще один из способов кодировки. Давайте
прослушаем рассказ об азбуке Брайля. |
Дети слушают запись. |
|
Запишите несколько примеров,
в свои тетради о которые вы только что услышали. |
Записывают самостоятельно. |
|
Вся информация, которую
обрабатывает компьютер, должна быть
представлена двоичным кодом с помощью двух цифр
– 0 или 1 (в этой цепочке должно быть только 8 цифр,
их называют битами). |
Запись под диктовку. |
|
Способы кодирования
информации:
- Числовой – с помощью чисел.
- Символьный – с помощью символов того же
алфавита, что и исходный текст.
- Графический – с помощью рисунков или значков.
|
Записывают в тетрадь. |
3.Физкультминутка |
|
Выполняют движения за
учителем сидя за своими рабочими местами. |
4. Практические задания. |
А сейчас мы с вами переходим к
разгадыванию загадок, которые нам будет задавать
великий сыщик Шерлок Холмс.
|
Детям раздаются распечатки с
кодовыми таблицами. |
|
Задание 1: Перед вами
таблица русского алфавита, каждой букве присвоен
порядковый номер. |
К доске выходят 2 ученика и
кодируют слова. Остальные работают в тетрадях. |
|
Давайте закодируем слова:
|
|
|
Задание 1.1. Составим простейшую
кодовую таблицу, поставив в соответствие каждой
букве ее порядковый номер в алфавите. Дана скороговорка: ОТ ТОПОТА КОПЫТ
ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ |
К доске выходит ученик и
кодирует скороговорку. Остальные работают в
тетрадях.
Ответ:
- 16 20
- 20 16 17 16 20 1
- 12 16 17 29 20 17 29
- 13 30
- 17 16 17 16 13 32
- 13 6 20 10 20
|
|
Задание 1.2. Можно
закодировать информацию, заменяя каждую букву
исходного текста, например, следующей после неё
буквой в алфавите. Такой код называют шифром
замены.
Дано сообщение:
АЛ ЦВЕТ МИЛ НА ВЕСЬ СВЕТ |
К доске выходит ученик и
кодирует сообщение. Остальные работают в
тетрадях.
Ответ: БМ ЧГЁУ НКМ ОБ ГЁТЭ ТГЁУ |
|
Задание 2. Вашему вниманию
представлена таблица азбуки Морзе. |
К доске выходят ученики и
кодируют слова. Остальные работают в тетрадях. |
|
Давайте закодируем слово
"Системный блок”. |
|
|
Декодируйте слово "– – / –
• – – / – – – – / – • • -” |
|
|
Задание 3. Как еще можно
закодировать информацию, оказывается с помощью
пляшущих человечков. |
К доске выходят ученики и
кодируют слова. Остальные работают в тетрадях. |
|
Закодируйте слова: "мечта”,
"ребус”. |
|
|
Задание 4. Также
информацию можно закодировать с помощью
флажковой азбуки. |
К доске выходят ученики и
кодируют слова. Остальные работают в тетрадях. |
|
Закодируем слова: "якорь”,
"матрос”. |
|
|
Задание 5. Оказывается,
что с помощью ребусов тоже можно закодировать
информацию |
|
|
Давайте попробуем отгадать
их. |
Дети устно отгадывают ребусы. |
|
Ребята вы молодцы вы
справились со всеми заданиями, которые вам задал
Шерлок Холмс. |
|
|
Давайте теперь немного
отдохнем. |
|
5.Физкультминутка |
Давайте с помощью флажковой
азбуки закодируем фразы: "мышь”, "колонки”. |
Дети встают со своих мест и
выполняют движения за учеником. |
|
Мне бы хотелось бы
познакомить вас с дополнительным материалом,
который нам нужен для расширения кругозора. |
|
|
Давайте узнаем: |
Дети смотрят на слайд и
прослушивают голосовое сопровождение. |
|
1. Кто такой был Самуэль Морзе |
|
|
2. Кто, где и когда создал
первый телефон |
|
|
3. Кто создал первый
беспроводной телеграф. |
|
|
Вот сколько нового и
интересного мы узнали. Но на этом урок еще не
окончен. |
|
6.Закрепление нового материала |
Ребята мы с вами сегодня
изучили новый материал, а теперь давайте
проверим, как вы его усвоили. |
|
|
Проверка будет в виде теста, я
буду задавать вопрос, а вы будите на него
отвечать. С мест не выкрикивать, отвечает тот, кто
поднял первым руку. |
Дети устно отвечают на
вопросы. |
7.Подведение итога урока |
Вот и подошел к концу наш
урок. |
Дети устно отвечают на
вопросы. |
|
Что нового вы узнали? |
|
|
Что понравилось на уроке? |
|
|
Урок окончен. |
|