Цель урока: образовательная: повторение понятия "объект", формирование первичного представления о модели объекта;
развивающая: развитие познавательного интереса, коммуникативных умений,
внимания, памяти, воображения, логического мышления; воспитательная:
воспитание самостоятельности, аккуратности, толерантности, бережного
отношения к технике.
Оборудование и материалы: игрушки (кукла, корабль, карлсон, слон,
дом), карточки с рисунками и текстовым описанием используемых объектов,
ПО "Мир информатики".
План урока:
1. Организационный момент – 2 минуты
2. Актуализация знаний – 5 минут
3. Изучение нового материала – 14 минут
4. Физкультминутка – 1 минута
5. Закрепление – 5 минут
6. Компьютерный практикум – 10 минут
7. Подведение итогов – 3 минут
Ход урока
1. Приветствие обучающихся. Проверка присутствующих на уроке и
готовности обучающихся к уроку. Эмоциональный настрой школьников.
2. Мы на уроке информатики. На каждом уроке, на русском языке, на
математике, на музыке.., вы изучает что-то особенное. Вспомните, что же
изучает информатика? (информацию). Как человек получает информацию? (с
помощью органов чувств). Итак, человек с помощью органов чувств получает
информацию об окружающем мире. А что нас окружает? (дети перечисляют
различные объекты). Мы их называем объектами. (с данным термином
обучающиеся знакомились в I четверти). Вспомните определение объекта
(всё то, на что направлено наше внимание). Давайте вспомним, чем
характеризуется объект? (имя, свойства). Обучающимся демонстрируется
игрушка корабль. Является ли данная игрушка объектом, назовите имя,
свойства этого объекта.Этот корабль настоящий? Почему вы решили, что он
не настоящий? (обучающиеся подводятся к понятию модель).
3. Заменитель настоящего объекта называется моделью. Как вы думаете,
все ли свойства объекта присутствуют в нашей модели? Назовите, какие
присутствуют свойства, а какие отсутствуют? Как вы думаете, для чего был
создан этот корабль, если на нём плавать нельзя? Таким образом, модель –
это упрощённое подобие реального объекта. Все игрушки являются
моделями, с помощью них дети знакомятся с настоящими объектами (на доске
фиксируется слово модель).
Упражнения № 8, 7 на странице 7 с комментарием (по цепочке), № 4, 5, 6
на странице 6 (работа в парах). Приведите примеры других моделей
объектов (подвести детей к причинам создания моделей, например,
глобуса). Реальный объект, с которого делается модель, называется
объектом - оригиналом.Упражнение 13 на странице 10 с комментарием.
Создание модели называется моделированием.Модель, которую можно
воспроизвести, называется материальной. (от слова модель на доске
чертятся две стрелки, под одной из них записывается "материальные").
Приведите примеры материальных моделей. Объект можно описать: словесное
описание, рисунок, фотография, чертёж и т.д. Такая модель называется
информационной. (под второй стрелкой записывается «информационные»,
которые разделяются на текстовые, графические, математические).
Обучающиеся составляют текстовую модель корабля (на доску прикрепляется
соответствующая карточка – текстовая модель), далее демонстрируются
картинки и фотографии кораблей (на доску прикрепляются картинки кораблей
– графическая модель).
Далее в качестве математической модели записывается решение задачи: в
порту было 3 корабли, приплыли ещё 5 кораблей. Сколько кораблей стало в
порту.
Разбор различных моделей Карлсона: игрушка, картинка, словесное
описание героя. Какие новые слова у нас сегодня встретились? Словарная
работа: упражнение № 1 на странице 3.Что обозначают эти термины?
Упражнение № 2 на странице 3.
4. Физкультминутка
5.Обучающиеся из коробки достают по одному предмету, определяют вид
модели, прикрепляют на доску в соответствующий раздел схемы. Схема,
которая получается в результате изучения материала МОДЕЛЬ материальная
информационная текстовая графическая математическая
Упражнения № 9, 10, 11, 12 на странице 8 – 9 с комментарием по цепочке
6. Компьютерный практикум: ПО "Мир информатики" – задания по
моделированию машины, корабля, дома (по предложенному образцу),
произвольный объект. (обратить внимание на используемый вид модели)
7. Домашнее задание: обязательное – № 3 на странице 4, № 14 на странице
10 дополнительное – составить информационную модель любимого животного.
|