Играть можно с параллельными классами или
разбив один класс на две команды. Игра состоит из
шести туров.
Цель игры – обобщить знания
полученные детьми по окружающему миру в течение
первого полугодия, обращая особое внимание на
главные понятия тем и их логические взаимосвязи +
провести ее в подвижной форме, т.к. дети
маленькие, а игра проводится после уроков. Время
игры 1 час.
Необходимое оборудование
- Набор цветной бумаги (для надписи понятий)
- Маркер или компьютер (с их помощью делаем
надписи на листах цветной бумаги)
- 16 стульев (непосредственно для игры + стулья для
жюри).
- Три стола.
Первый тур
Составь логическую цепочку из данного
набора понятий (какое понятие из какого
вытекает).
Необходимое оборудование
- Карточки с написанными понятиями: природа, тело,
смесь, вещество, молекула, атом, электрон, протон
(для разных команд можно выбрать разные цвета
карточек).
- Расставленные в определенном порядке стулья.
Инструкция детям
- На столе для каждой команды лежат карточки с
понятиями в перевернутом виде, из которых нужно
будет составить логическую цепочку.
- Рядом со столом выстроены стулья по числу
звеньев цепочки, т.е. по числу понятий.
- Команда подошла к столу.
- По команде жюри члены детской команды
перевернули карточки и составили на столе
логическую цепочку.
- Раздали звенья логической цепочки (карточки)
восьмерым членам команды.
- Ребята с карточками должны сесть на стулья как
можно быстрее, сохраняя логическую
последовательность в понятиях.
- Встать со стула нельзя для того, чтобы исправить
ошибку.
- Выигрывает тот, кто быстрей и правильней все
выполнит.
Ключ Второй тур
Построить модель солнечной системы.
Необходимое оборудование
- Карточки с написанными понятиями: Солнце,
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн,
Уран, Нептун, Плутон, астероиды, кометы,
метеориты, естественные спутники, вселенная,
искусственные спутники, луноходы, маленькие
планеты, ядро, хвост.
Инструкция детям
- На столах в перевернутом виде лежат карточки, на
которых написаны понятия, относящиеся к строению
солнечной системы, и другие (лишние) понятия.
- Подойти к столу и по команде жюри перевернуть
карточки.
- Выбрать карточки с названиями частей солнечной
системы.
- Раздать карточки членам команды.
- Из ребят построить модель солнечной системы,
расположив детей в определенном порядке,
соответствующем порядку действительного
расположения частей солнечной системы (лучше,
если в детской группе будет один руководитель,
который будет всех расставлять на определенные
места).
- Время для подготовки 5 минут.
Ключ Третий тур
Оболочки Земли.
Необходимое оборудование
- 6 стульев расставленных зигзагообразно.
- Карточки с написанными понятиями
Литосфера
2 штуки |
Атмосфера
2 штуки |
Гидросфера
2 штуки |
Биосфера
2 штуки |
1. Каменная оболочка
2 штуки |
1. Воздух
2 штуки |
1. Вода
2 штуки |
1. Жизнь
2 штуки |
2. Литосферные плиты
2 штуки |
2. Озоновая дыра
2 штуки |
2. Озеро
2 штуки |
2. Береза
2 штуки |
3. Материковая кора
2 штуки |
3. Лучи солнца
2 штуки |
3. Река
2 штуки |
3. Человек
2 штуки |
4. Океаническая кора
2 штуки |
4. Безвоздушное пространство
2 штуки |
4. Подземные воды
2 штуки |
4. Комар
2 штуки |
5. Горные породы
2 штуки |
5. Кислород
2 штуки |
5. Океан
2 штуки |
5. Бактерия
2 штуки |
6. Полезные ископаемые
2 штуки |
Облака
2 штуки |
6. Ледник
2 штуки |
6. Водоросль
2 штуки |
Выбрать по 4 человека из каждой команды, которые
будут играть роль оболочек, держа в руках
соответствующие карточки с названиями оболочек.
На каждом стуле лежат 4 карточки (одно понятие
из литосферы, одно из атмосферы, одно из
гидросферы, одно из биосферы), в перевернутом
виде.
Схема расположения детей и стульев приведена
для одной команды (для второй команды такая же
схема). Инструкция детям
- Существуют 4 оболочки Земли. Поэтому от каждой
команды выбираем по 4 человека, которые будут
играть роль оболочек. Оболочки выстраиваются в
линеечку по обе стороны от стола жюри.
- На стульях стопками лежат карточки с понятиями,
относящимися к оболочкам Земли.
- 1 человек из команды подбегает по очереди к
каждому стулу, начиная с самого дальнего, и
снимает сверху с каждого стула 1 лист.
- Подбегает к оболочкам и отдает им
соответствующие понятия.
- Оболочка может дать одну подсказку ребенку,
который распределяет понятия.
- Выигрывает та команда, которая быстрее и
правильнее выполнит задание.
Четвертый тур
Демонстрация явлений природы.
Необходимое оборудование
- Карточки двух цветов (количество карточек
соответствует числу игроков команды, для
половины команды карточки одного цвета, а для
другой половины команды другого цвета).
- Карточки со знаками + и – (количество карточек
соответствует числу игроков команды, для
половины команды карточки со знаком плюс, а для
другой половины команды карточки со знаком
минус).
Инструкция детям
(Задание на тур объясняется заранее, т.к. этот
тур является домашним заданием, время на его
подготовку 10 минут.)
- Каждой команде дается заранее явление природы,
которое они должны продемонстрировать, а друга
команда должна это явление угадать.
- 1 команда – диффузия. Половине команды
вручаются карточки одного цвета, а другой
половине другого. Две группы детей в зависимости
от цвета карточек становятся друг напротив
друга, а затем по команде начинают смешиваться. 1
команда, перед тем как показывать явление,
комментирует его: "Мы показываем одно из
свойств жидкостей или газов".
- 2 команда – силы притяжения. Половине команды
вручаются карточки со знаком плюс, а другой
половине со знаком минус. Две группы детей в
зависимости от цвета карточек становятся друг
напротив друга, а затем по команде начинают
смешиваться. 2 команда, перед тем как показывать
явление комментирует его: "Мы показываем
простейшее электрическое явление".
- Выигрывает та команда, которая нагляднее
выполнит задание.
Пятый тур
Из данного набора предметов выбрать те,
которые объясняют свойства твердых тел и
свойства жидкостей и газов.
Необходимое оборудование
- Стол, на котором вперемешку лежит оборудование
для двух команд.
- Два пустых стола для каждой команды.
Первая команда |
Вторая команда |
Оборудование |
Свойства твердых тел |
Оборудование |
Свойства жидкостей и газов |
Два одинаковых бруска по форме и объему |
Сохранение формы и объема твердых тел |
3 колбы разной формы и графин с водой,
мерный стакан |
Жидкости сохраняют объем |
Резиновая лента и груз |
Деформация |
Графин с водой (пролили), тряпка |
Жидкости не сохраняют форму |
Линейка |
Деформация |
Шарик воздушный, колба с пробкой |
Газы принимают форму того сосуда, в
котором находятся |
Пластилин, воск |
Пластичность |
|
|
Ластик |
Упругость |
|
|
Инструкция детям
- Выбрать из каждой команды по 4 человека.
- По 4 человека из каждой команды подходят к столу,
на котором вперемешку лежит оборудование для
двух команд, и выбирают необходимое для них.
- С необходимым оборудованием каждая команда
подходит к своему столу, и начинают подготовку к
демонстрации опытов.
- Выигрывает та команда, которая быстрее и
правильнее выполнит задание.
Шестой тур
Кто больше назовет понятий по темам:
электричество и воздух?
Необходимое оборудование
Инструкция детям
- Каждая команда выстраивается в одну колонку в
затылок друг за другом.
- Первый человек из команды берет прыгалки и
называет известное ему понятие и тему, к которой
оно относится (берутся две темы: электричество и
воздух) и делает один прыжок в прыгалку.
- Такое же действие повторяет следующий игрок и
т.д.
- Выигрывает та команда, которая больше назовет
понятий и тем и выполнит это без ошибок.
Ключ
Тема: Электричество |
Понятия |
Тема: Воздух |
Понятия |
Наэлектризованные тела,
ненаэлектрилизованные тела |
Воздух |
Положительный заряд
(отрицательный) |
Кислород |
Отталкивание |
Азот |
Притяжение |
Углекислый газ |
Электрическая сила |
Свойства воздуха:
занимает все пространство, сжимаемость,
упругость |
Изолятор |
Вес воздуха |
Проводник |
Давление воздуха |
Электрический заряд |
Магдебургские полушария |
Молния |
Плотность и разряженность
воздуха |
Гром |
Торричелли |
Молнеотвод |
Единица измерения давления |
Электрическая цепь |
Величина атмосферного давления |
|