Человека создает земля. Без неё он
ничто, но и землю создает человек. От человека
зависит её сохранность, мир на земле, умножение
её богатств.
Д. Лихачев
Путешествовать нужно по родной стране
как можно раньше и как можно чаще.
Д. Лихачев
Ведущий: 100 лет назад 28 (15) ноября 1906 года
родился выдающийся ученый и человек, Гражданин
своего Отечества Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Этому юбилею мы посвящаем сегодняшнюю встречу на
игровом поле. Для россиян имя Лихачева значит
многое. Дмитрий Сергеевич не только большой
ученый, мыслитель и общественный деятель. Яркий
незаурядный человек, он сумел, несмотря на все
перипетии судьбы, сохранить и подлинную
интеллигентность, и честь, и беспримерную любовь
к своей Родине. "Географический мир Д. С.
Лихачева” - тема нашего интеллектуального
соревнования "Гимнастика ума”. Нам предстоит
вспомнить географию жизни Дмитрия Сергеевича, и
почувствовать тесную связь произведений
академика с географией России.
1 раунд. Интернет гейм. Командам по очереди
предлагается прослушать аудиозапись, ответить
на вопрос-подсказку к последующему заданию.
После прослушанных 3 записей по 2 человека от
команды, получив задание на карточках,
направляются к компьютерам для поиска ответа на
сайтах Интернет сети. Возвращаются по мере
готовности (максимальное время работы за
компьютером - 30 мин. ) Заслушивание ответов
происходит после 8 раунда.
Группа А
Звучит запись с отрывком из песни "Вьется
дымка золотая” в исполнении Л. Орловой.
В каком кинофильме (с географическим названием)
прозвучала эта песня "Молодежная” в исполнении
Любови Орловой? (к/ф "Волга-Волга)
Карточка с заданием:
Объясните слова (словосочетания)
"Кавказ и Меркурий”
Беляна
Подберите описание Волги в "Воспоминаниях” Д.
С. Лихачева.
Группа В
Звучит запись с отрывком из балета П. И.
Чайковского "Щелкунчик”.
Вы узнали произведение русского композитора?
Карточка с заданием:
Объясните словосочетания: 1910 год в связи со
звучавшим музыкальным отрывком
"прощебесь с дороги”
Подберите отрывок в "Воспоминаниях” Д. С.
Лихачева, описывающий впечатления от выпавшего
первого снега.
Группа С
Звучит запись с отрывком из сказки "Крокодил”
в исполнении К. Чуковского.
Где произошло знакомство Мити с автором и его
произведениями? (На даче в Куоккале)
Карточка с заданием:
Объясните словосочетания:
Маркизова лужа.
"На море все спокойно, но…”.
Подберите отрывок из "Воспоминаний” Д. С.
Лихачева о полученном уроке уважения к другим
нациям.
2 раунд. "География воспоминаний”. Ведущий
командам по очереди задает вопросы, которые
требуют кратких ответов. Вопросы составлены на
основе текста книги Д. С. Лихачева
"Воспоминания”. Время на обдумывание 7 сек . 1
вопрос -1 балл.
Для группы А
- Где родился Дмитрий Сергеевич Лихачев. ( в
Петербурге)
- На территории какой губернии России снимали
дачу родители Мити? (Великого княжества
Финляндского)
- Область, в которой проводил Митя каникулы с
одноклассниками из школы К. И. Мая. (Псковская)
- Религиозные верования семьи по материнской
линии. (Старообрядческие)
- Какому дереву Митя загадывал свои детские
желания? (Петровскому дубу)
- В каком ВУЗе проходило формирование научных
интересов будущего академика? (в Ленинградском
университете)
- Начальный пункт летнего путешествия членов
студенческого кружка "Космическая академия
наук” (Владикавказ)
- На языке какой страны звучало приветствие
членов "Космической академии наук” - "хайре”?
(Греции)
- Какое место в России Д. Лихачев считал лучшим
краем, где происходит сочетание настоящего и
прошлого, современности и истории, человека и
природы. (Русский Север)
- Ударником строительства какого объекта явился
Дмитрий Сергеевич Лихачев в 1931 г. ? (Беломорско –
Балтийского канала)
Для группы В
- Какой город формировал первые впечатления
Дмитрий Сергеевич Лихачева:? (Петербург)
- В каком городе жила семья Лихачевых в
1911-1912годах, переехав туда после назначения отца
на новую должность?. (в Одессе)
- Назовите населенный пункт под Петербургом, где
снимала дачу семья Лихачевых до революции.
(Куоккала – Репино)
- Место двухнедельного путешествия с
одноклассниками Лентовской школы в 1921 г. (Русский
Север, Мурманск, Архангельск)
- К какой стране, помимо России, учитель П. В. Георг
воспитывал любовь на "заместительских уроках”
в "Лентовке”? (Франции).
- Почему в семье Лихачевых до революции никогда
не было собак? (старообрядческая традиция)
- Назовите дорогу, по которой прошли летом 1927 г.
члены "Космической академии наук”.
(Военно-Осетинская)
- Где находилось священное место академиков из
КАНа? (Царское Село, гора Парнас)
- Какой "Архипелаг возникает из моря”?
(Соловецкий)
- Какая городская площадь чаще всего
вспоминалась Д. Лихачеву в ссылке? (Дворцовая)
Для группы С
- В каком районе города находилась первая школа Д.
Лихачева? (на Васильевском острове)
- Какой музей в настоящее время находится в
церкви, куда ходили предки Д. Лихачева? (музей
Арктики и Антарктики)
- Где находился маленький рай Дмитрия Лихачева: (в
Крыму, район Мисхор – Алупка - Ливадия)
- В каком городе Мите довелось встретиться с
ровесником цесаревичем Алексеем в начале 20 века?
(в Ялте)
- Любимое место (населенный пункт) домашней
воспитательницы (няни Мити) Катеринушки? (Усть –
Ижора)
- Конечный пункт путешествия членов
"Космической академии наук” летом 1927 г. (Сухуми)
- Почти официальное название линии четных домов
Невского проспекта. (солнечная сторона).
- Рядом с каким географическим физическим
объектом был Д. С. на участке БелБалтстроя на
Медвежьей горе? (Онежское озеро)
- Что помогло сохранить душевное здоровье на
Соловках? (природа)
- В какую страну по словам Лихачева, следует
отправиться, чтобы испытать целительную силу
европейского юга? ( в Италию)
3 раунд. "Письма о добром”. В качестве
подготовки к игре командам дано задание: из
доброго и мудрого послания человеку Д. С.
Лихачева выберите самое "географическое”
письмо. В ответе кратко сформулируйте мораль
(поучительный вывод) письма и раскройте
географическую составляющую его содержания.
Максимальное количество баллов за задание –6.
Приложение 2.
4 раунд. "Ты мне – я тебе”. Вопросы команды
готовят по теме игры для команды соперников.
Задает первой команда, набравшая меньшее
количество баллов. Отвечает команда, изъявившая
желание. За качество вопроса до 2 баллов, за
полноту ответа до 3 баллов.
Варианты вопросов от команд
Группа А Одной из мальчишеских забав Мити
Лихачева было занятие "печь блины”. Где Митя
этим занимался? (На Финском заливе. "Печь блины”
- это пускать по воде плоские камушки. )
Группа В "В мой дом солнышко 2 раза в день
заглядывает - утром раненько поздоровается, а
вечером к закату попрощается”. Из воспоминаний
Катеринушки о своем доме в Усть – Ижоре. Как
такое возможно, если окна в доме расположены на
одной стороне? (Окна в доме смотрят на север,
возможно в летнее время. )
Группа С Из воспоминаний академика:
"Родители бдительно следят за тем, как я
одеваюсь, выходя на улицу. То нужен башлык, и
башлык можно повязать по-разному – стоячком или
просто за спину, а то и обмотать вокруг шапки и
шеи. Иногда галоши надо сменить на ботинки,
надеть гамашки или теплые чулочки”. Объясните
необходимость такой заботы родителей о здоровье
Мити. (Неустойчивость погод в Петербурге, в силу
положения в высоких широтах и на берегу
Балтийского моря. )
После подведения итогов этого раунда
болельщики команд могут получить кроссворды
(приложение 3). Отгаданные задания кроссвордов
сдают в конце игры жюри.
5 раунд. "Темная лошадка”. В качестве
"темной лошадки” для проведения этого раунда
приглашен призер литературных олимпиад. Этот
раунд посвящен столичным городам России. Каждый
ответ оценивается в 1 балл.
"Странный народ русский: была столица в Киеве
– здесь слишком тепло, мало холоду; переехала
русская столица в Москву - нет, и тут мало холода,
подавай бог Петербург!” Так писал Н. Гоголь в
"Петербургских записках”. Продолжая
противопоставление российских столиц, он пишет:
"Одна ещё до сих пор русская борода, а он уже
аккуратный немец. Как раскинулась, как
расширилась старая Москва! Какая она нечесаная!
Как сдвинулся, как вытянулся в струнку щеголь
Петербург! Перед ним со всех сторон зеркала: там
Нева, там Финский залив”. Теме сравнения двух
столиц Марина Цветаева посвятила следующие
строки:
"Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.
Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой.
Царю Петру и вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари: колокола.
Пока они гремят из синевы –
Неоспоримо первенство Москвы.
-И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!”
Тема двух столиц не оставила равнодушным и
Дмитрия Сергеевича Лихачева. В своих
выступлениях академик неоднократно подчеркивал,
что столицы "непросто не похожи друг на друга -
они контрастируют друг другу, а значит
взаимодействуют”.
- Посредством чего происходит взаимодействие,
что является связующей нитью между 2-мя столицами
начиная с 1851 века? (Железная дорога).
- "Резкое несходство городов, несходство не
простое, а дополняющее друг друга” видно
путешествующим сразу. Какие архитектурные
постройки городов позволяют академику сделать
такой вывод? (железнодорожные вокзалы Московский
в Ленинграде и Ленинградский в Москве одинаковы).
- Железная дорога, связующая две столицы, почти
идеальная прямая линия, "проходит по пустынным
местам: леса, леса, поля, болота, опять леса,
мелкие населенные пункты”. Какой старинный
русский город, единственно крупный, стоит на
трассе? (Тверь).
- По мнению академика "По этой трассе строятся …
линеарные города”. В чем особенность линеарного
города? (Длинный, с легким доступом в леса и поля,
с сохранением всех памятников культуры и
возможностью поездки на день по магистрали в
Москву или Петербург. )
- "Должен быть создан новый тип населенных
пунктов местностей, где жить было бы удобно и с
доступом во все культурные центры: в лучшие
библиотеки, в лучшие театры, в лучшие концертные
залы. Один из проектов такой населенной
местности давно мечтается мне в часы отдыха от
основной работы”. Какое название придумал Д. С.
Лихачев для своего проекта? (Москволенинград)
6 раунд. "Мнение академика”. Ведущий задает
вопросы, составленные по тексту статьи Д. С.
Лихачева "Русская природа и русский характер”.
Отвечает команда, которая первой изъявила
желание. Правильным является ответ близкий по
смыслу к тексту первоисточника. При неправильном
ответе право испытать себя переходит к другой
команде. При правильном ответе ведущий в
подтверждение зачитывает цитату из статьи
"Русская природа и русский характер”. Каждый
ответ оценивается до 2 баллов
- Что соединяет город и природу, по определению
Дмитрия Сергеевича Лихачева? ("Пригород-это
слово как нарочно созданное, чтобы соединить
представление о городе и природе. Город идет к
природе через пригород”. )
- Усилиями каких двух великих культур создавался
русский пейзаж? ("Культуры человека, смягчавшего
резкости природы, и культуры природы, в свою
очередь, смягчавшей все нарушения равновесия,
которые невольно создавал в ней человек”. )
- В чем выражается, по мнению академика, культура
природы? ("Живет… сообществом… Сосны, например,
имеют "соседями” определенные лишайники, мхи,
грибы, кусты… Известные правила поведения
свойственны не только животным, но и растениям.
Деревья тянутся к солнцу по-разному…”. )
- Как в России от географической широты зависит
соотношение человек-природа? (На севере в России
было больше природы; чем ближе к степи, тем больше
человека”. )
7 раунд. "География мест”. Участники команд
вытягивают по очереди карточки с цитатами из
произведений Д. С. Лихачева ("Воспоминания”, "
Раздумья о России”, "Заметки о русском”) и
определяют, о какой местности идет речь в цитате?
Каждый ответ оценивается до 2 баллов.
- "Природа кроткая, без высоких гор, но и не
бессильно плоская. Она покрыта сетью рек, готовых
быть путями сообщения”, и с небом, не заслоненным
густыми лесами, с покатыми холмами и
бесконечными, плавно обтекающими все
возвышенности дорогами”. Какой физический
объект России дан Дмитрием Сергеевичем в
описании? (Восточно-Европейская равнина).
- "Ощущение нереальности бытия поддерживалось
своеобразной атмосферой белых ночей летом и
черных дней зимой, а в промежутках – длинными
утрами (без ощущения дня), переходящими в столь же
длинные вечера, пустынностью лесов и
гибельностью болот, обилием темных камней,
покрытых яркими лишайниками и мхами.
Разнообразие пейзажей было удивительным…” О
какой местности идет речь? (Соловки. )
- "Погода менялась очень часто и всегда
сопровождалась каким-то особым настроением.
Зимой то тихо падает снег, то завивается или
бурно мчится, то мокрыми хлопьями, то сухой
крупой, то сечет лицо холодом, то нежно его
остужает. Летом духота и жара делают человека
слабым и безразличным. Собирается гроза, и гром
сотрясает железные крыши домов. ”. Для какого
города характерна описанная неустойчивость
погод? (Для Петербурга. )
- "Крестьяне были по-настоящему интеллигентны:
они соблюдали удивительную чистоту в своих
домах, умели ценить хорошие песни, умели
рассказывать бывальщину, жили упорядоченным
бытом, гостеприимны и приветливы, с пониманием
относились к чужому горю и чужой радости”. Где
мог встретить Дмитрий Сергеевич Лихачев таких
крестьян? (На Русском Севере. )
- "С востока и юго-запада… примыкают обширные
заливные луга – Красное (то есть Красивое) поле.
По краю этого Красного поля, приблизительно в
равных расстояниях друг от друга, в разное время
были поставлены церкви Благовещения на Городище,
Спаса на Ковале, Успения на Волотовом поле.
Ритмичный ряд этих церквей продолжается и на
противоположном берегу Волхова…” Какой город
оказался в центре грандиозного архитектурного
замысла? (Новгород. )
- "Россия –это…не Евразия – как по своему
государственному происхождению, так и по своей
культурной сути. Для Руси это европейское
противостояние Севера и Юга реализовалось в двух
столицах, стоящих на вертикали пути "из Варяг в
Греки”- Новгороде и Киеве. В период подъема обе
эти столицы всегда стремились к объединению на
этом Пути”. Какой термин нашел Д. С. Лихачев для
России в этой цитате? Если Россия –не Евразия, то
что? (Скандовизантия. )
- Город "кажется гигантской театральной сценой,
"постановочным пространством” для самых
больших исторических трагедий, а иногда и
комедийных импровизаций”. Какой город и чьи
пригороды "раскрывают важные закономерности
истории отечественной культуры”? (Петербург. )
8 раунд. "Гонка за лидером”. . За 1 минуту
ведущий предлагает вспомнить и назвать страны, в
которых Дмитрий Сергеевич Лихачев был избран
членом Академии наук. За названную страну -1 балл.
Возможный вариант ответа - 8 стран
- 1963 г. Избран иностранным членом Болгарской
Академии наук.
- 1968 г. Избран членом-корреспондентом Австрийской
Академии наук.
- 1970 г. Избран действительным членом Академии
наук СССР.
- 1971 г. Избран иностранным членом Сербской
Академии наук и искусств
- 1973 г. Избран иностранным членом Венгерской
Академии наук.
- 1973 г. Избран иностранным членом Национальной
Академии Деи Линчеи (Италия).
- 1973 г. Избран членом-корреспондентом
Геттингенской Академии наук (ФРГ).
действительный член Российской Академии наук
Заслушивание ответов раунда Интернет гейм и
конкурса болельщиков (из кроссворда зачитать
вопрос и получившийся ответ по вертикали).
Подведение итогов игры "Гимнастика ума.
Географический мир Д. С. Лихачева”.
У Лихачёва был талант человека, который знал,
что ему надо делать,
знал, что он обязан делать, — талант
ответственности.
Перед историей, обществом. Перед самим собой,
перед своим прошлым. Перед своей верой.
Д. Гранин
|