Цели:
- Повторение изученного по предмету, проверки умения работать с
географической картой и компасом, знания фактического материала;
- Развитие познавательного интереса и сообразительности школьников;
- Способствовать созданию коллектива, используя игровые
технологии, дать возможность каждому ученику проявить себя в том, в чем
он силен (в быстроте реакции, артистизме, смекалке, истории,
географии).
Оснащение:
- 2 контурные карты мира для командной игры;
- судовые журналы с корабликами (на магнитную доску);
- листы оценки жюри;
- бутылка и свиток с зашифрованным посланием старого пирата;
- глобус, или физическая карта мира;
- атрибуты пиратов (банданы, повязка для глаз ит.д.);
- мультимедийная презентация и звуковой музыкальный файл из к/ф «Пираты Карибского моря»
- бумага, ручки, компас школьный;
- для конкурса капитанов конфеты и фрукты, 2 повязки на глаза;
- призы участникам.
Участники: 2 команды 6-х классов по 7-8 человек.
Подготовка: за 3 дня до игры собрать команду, придумать название, девиз, подобрать соответствующую экипировку.
Ход игры
1. Вступление.
Здравствуйте, уважаемые гости и участники игры!
(звучит музыкальный фрагмент)
Сегодня мы отправляемся в увлекательное и полное опасностей
путешествие. Две команды отважных мореплавателей собираются в дальнее и
рискованное плавание в поисках острова Сокровищ. Давайте проверим, как
они подготовились к пути? С кого возьмём пример? – конечно же, с
пиратов, эти морские разбойники лучше всех разбирались в кладах и
спрятанных сокровищах, и, живя грабежом, наверняка оставили свои
богатства где-нибудь в дальних странах. Выглядели они примерно так: и в
будни, и в праздники. Все знают героев фильма «Пираты Карибского моря».
Похожи ли вы на них? Давайте мы сейчас проверим, мы ведь всё-таки не
грабители, а мирные пираты, морские путешественники. Так? А судить нас
будет авторитетное жюри из числа ваших сверстников и классных
руководителей.
2. Представление команд
Команды дают название, девиз, демонстрируют экипировку команды
Молодцы, вы действительно похожи на настоящих моряков.
3. Начало игры. Послание «Старого пирата»
Ребята, у нас серьёзная проблема. Никто из нас не знает: куда держать
курс, где находится этот остров Сокровищ, боюсь…это бессмысленная
затея. Но! В школе произошёл удивительный случай – из фондов музея в
наши руки попала вот эта бутылка. Внутри записка. С посланием от
«Старого пирата». Давайте посмотрим, что в ней.
Итак, это зашифрованное письмо. Теперь понятно, почему никто не смог отыскать тот остров. Команды, вы готовы к 1 конкурсу?
1 конкурс
Задание: расшифровать послание пирата, отметить точку острова
Сокровищ на контурной карте. Победившая команда получит 2 дня пути до
острова. Готовые карты оценивает жюри.
Ответ: Определили координаты острова: 22º с.ш.; 56º з.д.
Итак, мы отправляемся из порта г.Архангельск, с Белого моря, в
плавание до точки острова Сокровищ, на которое нужно потратить 25 дней
пути. Команды отмечают в судовых журналах присуждённое жюри число очков
– столько дней плавания команды выиграли по результатам 1 конкурса.
Уважаемые участники, мы видим, что гонка за сокровища уже началась!
2 конкурс
Команды, мы сейчас проверим, настоящие ли «асы» в морском деле. Я
задам каждой команде по очереди 7 вопросов морской тематики. 7
правильных ответов – неделя пути!
«Морские волки» |
«Искатели приключений» |
- Домашний питомец пирата (попугай)
- Пиратский приём захвата судов (абордаж)
- Любимая валюта пиратов (пиастры)
- Двигатель пиратского судна (парус)
- Любимый напиток пирата (ром)
- Конверт для пиратской почты (бутылка)
- Адрес пирата (живого или мёртвого). (Ответ: море)
|
- Как называется окно на корабле? (иллюминатор)
- Башня с сигнальными огнями, указывающая путь кораблям (маяк)
- Старший матрос, хозяин палубы (боцман)
- Начальник судовой кухни (кок)
- Путь, безопасный для плавания среди препятствий по морю, реке (фарватер)
- Верёвочная лестница на корабле (трап)
- Подросток на корабле, обучающийся морскому делу (юнга)
|
По результатам – отмечаем в судовые журналы дни пути (максимум 7).
3 конкурс.
Внимание! Поступило сообщение «SOS!».
В море тонет корабль – рыбацкая шхуна. Её координаты 46º с.ш.; 10º
з.д. Отметьте координаты на контурной карте, проложите кратчайший
маршрут и решите, плыть на помощь или нет. Если поплывёте – потеряете 2
дня пути. Суровое условие. Но жизнь ещё суровей – надо выбирать. Для
тех, кто отказался плыть на помощь: в Атлантике шторм. 2 дня ваш
корабль швыряло из стороны в сторону и ещё 2 дня ушло на ремонт
корабля. Всего потеряли 4 дня, отказав в помощи терпящим бедствие. Не
зря говорится: «Сам погибай, а товарища выручай».
4 конкурс. Остановка «Опасные рифы».
Задача: разгадать кроссворд из 5 слов.
За верный ответ: 5 дней пути.
5 конкурс. Остановка «Весёлый ветер»
«Морские волки» |
«Искатели приключений» |
- Что означает слово «география»
- Первый, кто совершил кругосветное плавание?
- Что называется планом местности?
- Что значит уметь ориентироваться?
- Какие карты показывают большее число объектов: крупно– или мелкомасштабные?
- Какова форма Земли?
- Как называются географические координаты?
|
- Первооткрыватель Нового Света
- Что такое экватор
- Каким прибором измеряют относительную высоту?
- Длина окружности экватора
- Что такое азимут?
- Чем меридиан отличается от параллели?
- Что такое горизонтали?
|
За каждый верный ответ – день пути (максимум 7 дней).
6 конкурс.
Ребята, остров совсем рядом. Да вот беда: оба корабля случайно
наскочили на рифы. На судах опасная течь. Её быстро нужно устранить.
Срочно перенесите всё ценное в шлюпки! Начнём с капитанов, ведь они
главные на корабле, им придётся потрудиться. Команды поддерживают
капитанов!
Капитаны на 1 ноге (загнув другую ногу рукой назад), руки за спину,
зубами со стола переносят по 1 конфете в свою команду. (1 день)
Команды: по 1 добровольцу (с завязанными глазами) собирают фрукты, рассыпанные на полу, в свои корзины. (1 день)
Жюри подсчитывает дни пути для каждой команды. У кого больше дней –
тот выиграл гонку к острову. Эта команда продолжает игру. Проигравшая
команда попадает в течение «Выдивон», её уносит далеко от острова.
Проигравшая команда занимает места зрителей.
7 конкурс. Для команды – победителя
На слайде открывается карта острова. Вы молодцы, преодолели все
препятствия и долгие дни плавания, но испытания продолжаются.
Задание: Опишите по плану острова Сокровищ, где закопан клад (Х), на
какой высоте? С какой стороны легче подплыть к берегу и безопасно
подняться на вершину холма? Опишите путь с «с-юг», с «з-в».
Поздравляем, вы на острове!
Проверим, как вы умеете ориентироваться. И сумеете ли найти клад старого пирата Бонса?
А как это сделать?
В нашем кабинете географии спрятана секретная пиратская записка,
именно в ней указано, где лежит сокровище. Чтоб достать записку, 1 член
команды встаёт в нарисованный мелом круг со знаком (Х) на полу, ему
выдаётся компас и карандаш.
Задание: из данной точки найти азимут =120º.
(Пройдя по нужному азимуту, например, до цветочного горшка, участник команды находит записку)
Содержание записки:
«…Встань под «светилами науки»
Меж двух светящихся огней.
Пройди на «ост» шагов с десяток,
И к Родине спеши своей.
Не медли, уж удача рядом.
Вновь на восток ты следуй взглядом:
Лощиной узкою пройдёшь,
Что ищешь, вскоре в ней найдёшь!»
Участники находят сундук (коробку) с призом.
4. Подведение итогов. Награждение команд.
Молодцы, ребята! Спасибо, что доставили огромное удовольствие от игры и общения с вами.
Жюри угощается конфетами, а попавшая в течение «Выдивон» команда – отдыхом на соседнем острове и поощрительными призами.
Спасибо за внимание! |