Цель урока: Сформировать представление о внутреннем
строении Земли. Развивать умение систематизировать информацию на
примере работы с таблицами. Ознакомить учащихся с внутренними слоями
Земли: земная кора, мантия, ядро, астеносфера. Сформировать
представление о литосфере и астеносфере.
Оборудование: Демонстрационная таблица «Внутреннее строение Земли»; другие виды наглядности и ТСО, таблицы.
План урока
- Организационный момент
- Повторение изученной темы «План и карта»
- Изучение нового материала «Внутреннее строение Земли»
- Первичная проверка знаний
- Задания для закрепления новой темы (тест)
- Домашнее задание
Ход урока
Обратите внимание на схему изучения географии в 6 классе. Схема на доске: План и карта → Литосфера → Гидросфера → Атмосфера → Биосфера
Вопрос: Какую тему мы изучили?
Ответ: (План и карта.)
– Мы должны перейти к следующей теме.
Вопрос: Как она называется? (Литосфера)
–Но прежде чем перейти к новой теме, проверим, как вы запомнили уже изученную тему. Ответьте на ряд вопросов.
Вопросы для проверки знаний по пройденной теме.
- Что такое масштаб?
- Какие виды масштабов вы знаете?
- Определите относительную и абсолютную высоту холма? (рис. На доске).
- Что не хватает в этом рисунке, чтобы понять, что это действительно холм? Как это исправить?
- Назовите самую длинную параллель?
- Какие линии на карте указывают направление на Север-Юг, на Запад-Восток?
- Какую широту имеет Северный полюс?
- Какую широту имеет экватор?
- Где проходит нулевой меридиан?
- Может ли быть широта 95 С.Ш.?
- Может ли быть долгота 183 В.Д.?
- Для определения, какого места на Земле нужно знать только широту?
- Определите название объекта 12 Ю.Ш. и 132 В.Д?
- Где находится точка широта и долгота которой 0 градусов?
Оценки за ответы.
Итак, молодцы. Вы справились с заданием, и теперь мы
отправляемся на литосферу. Что предстоит вам узнать о литосфере, вы
прочтете по содержанию учебника. (Дети читают). Что вам нужно узнать на сегодняшнем уроке? Взяли таблицы, которые лежат у вас на столах. Запишем тему в тетрадь тему урока «Внутренне строение Земли»
Сегодня мы пополним наши знания о внутреннем строении Земли и все
свои наблюдения вы должны занести в таблицы. Посмотрим на
демонстрационную таблицу «Внутреннее строение Земли».
Ученым удалось установить, что в твердом теле нашей планеты выделяют три основных слоя: ядро, мантия, земная кора. Между
ними происходит постоянный обмен веществом и энергией, с энергией
земных недр связано образование гор и впадин на земной поверхности,
землетрясения, вулканизм, и другие геологические процессы. Все эти
процессы, происходящие внутри Земли, называются эндогенными (т. е. внутренними), о них мы более подробно будем говорить в 8 классе. Первую колонку – ядро заполним вместе. Заполняем таблицу №1.
Ядро. (По демонстрационной таблице) Рассказывает
учитель. Ядро небольшое, но очень плотное и разогрето до темп. 6
тыс.град.. Недра Земли это своеобразный реактор, где сложные ядерные
реакции сопровождаются выделением огромного количества энергии. За счет
этого в глубинных слоях планеты поддерживаются высокие температуры,
накапливаясь энергия ядреных реакций, требует выхода и производит
грандиозную работу, вызывая движение вещества мантии и твердой земной
коры.
Ядро имеет очень высокую температуру, около 6 тыс. градусов, находится в очень плотном состоянии, давление высокое. При
высокой температуре и высоком давлении в ядре происходят различные
реакции. Раньше считали, что ядро Земли гладкое. Почти как пушечное
ядро. Но оказалось, что перепады границ достигают 260 км. Проверили таблицу.
Следующую оболочку, сделать самостоятельно, прослушав сообщение с электронного учебника. Слайд «Мантия». Учащиеся заполняют таблицу. Вы познакомились с новым понятием астеносферой, которая находится в верхней части мантии. Это особый слой (от греч. «астенес» – слабый) он более пластичный, чем остальная мантия и по нему перемещаются жесткие литосферные плиты.
В 5 классе мы узнали, что поверхность земли состоит из литосферных плит. Следующий слайд «Земная кора» Учащиеся слушают сообщение о следующей оболочке – земной коре. Продолжают заполнять таблицу – Земная кора.
Заполнили. Проверим таблицу. Учитель добавляет температуру
и давление. Температура с глубиной повышается в среднем на 3 град. На
каждые 100 м. Давление с глубиной повышается. Проверка таблицы Хорошо справились.
Вопрос 1. Почему человеку непосредственно доступны только самые верхние слои земных недр?
Ответ: Так как земные недра нагреты до очень высоких температур.
Вопрос 2. Почему глубинные недра Земли нагреты до высокой температуры?
Ответ: Высокие температуры в земных недрах создаются сложными ядерными реакциями.
Вопрос: Что такое литосфера? Это земная кора и верхняя часть мантии.
И так запишем определение литосферы в тетрадь. Литосфера — включает в себя земную кору и верхнюю часть мантии. Толщина литосферы примерно 200 км. В переводе с латыни «покрывало». Астеносфера – верхний слой мантии, по которому перемещаются литосферные плиты.
Несмотря на маленькую мощность, земная кора имеет сложное строение. По демонстрационной таблице (слайд в электронном учебнике), обратим внимание на строение и состав земной коры. Земная кора под океанами и материками сильно различается. Принято выделять 2 вида земной коры. Заполним таблицу № 2 – Виды земной коры: Материковая и океаническая. Заполните самостоятельно толщину и состав слоев земной коры. С помощью учебника на стр. 39 последний абзац читаем и заполняем таблицу. Проверим (можно по электронному учебнику) по слайду «Типы земной коры».
Вопрос: Чем отличается один тип земной коры от другого? Ответ: (толщиной и слоями)
Земная кора в масштабе всей Земли представляет тончайшую пленку и
достигает максимальной толщины 75 км над горными массивами Памира,
Тибета, Гималаев. Но, несмотря на маленькую мощность, земная кора имеет
сложное строение.
Вопрос: Как же изучают земную кору?
Способы изучения земной коры
Существуют разные способы изучения внутреннего строения Земли. При
бурении скважин можно заглянуть на несколько км. в глубь Земли. Показать слайд «Буровая скважина». Самая
глубокая скважина расположена на Кольском полуострове, глубина ее 15
км. По образцам пород, извлеченных из глубин, были получены новые
данные о строении земной коры. Слайд (вулкан Рейнир в Северной Америке) К современным методам исследования земных недр относятся космические и сейсмические методы. Космические
снимки со спутников, позволили более подробно исследовать поверхность
Земли. На них хорошо видны разломы, а также дно океанов до глубины 700
м. Проникнуть гораздо глубже помогает наука геофизика, а познать глубокие недра в наше время позволяет сейсмология – наука о землетрясениях. Прибор, который фиксирует колебания земной коры, называется сейсмограф. Посмотрим слайд как
работает обычный сейсмограф. Прибор состоит из маятника и
регистрирующего устройства. При прохождении сейсмических волн барабан
вздрагивает, и перо вычерчивает график.
Вопрос 1. Какими способами можно изучать строение земной коры?
Ответ: С помощью бурения скважин, а также космическими и сейсмическими методами.
Вопрос 2. Почему можно утверждать, что наука пока не располагает абсолютно точными данными о внутреннем строении Земли?
Ответ: Из-за того, что человеку не удалось проникнуть в недра Земли глубже, чем на
15 км.
Теперь подведем итоги.
- В твердом теле Земли разделяют слои: (ядро, мантию, земную кору).
- С энергией земных недр связаны внутренние процессы: (образование гор и впадин на земной поверхности, землетрясения и вулканизм и др.)
- Что такое литосфера? Астенофсфера?
Закрепление на доске Тест: Определите, о какой оболочке Земли идет речь.
A) ближе всего к центру Земли
Б) состоит из материковой и океанической частей, толщина от 5 до 70 км.
B) в переводе с латыни «покрывало»
Г) температура вещества около 6 тыс. градусов
Д) верхняя оболочка Земли
Е) толщина около 2900 км.
Ж) состояние вещества особое: твердое и
пластичное |
- Земная кора
- Мантия
- Ядро
|
Ключ: А)3, Б)1, В)2, Г)3, Д)1, Е)2, Ж)2
Можно поменяться работами и
проверить с помощью учителя.
Сдали свои работы, таблицы вклеить в рабочую тетрадь.
Запись домашнего задания в дневник: параграф 16, задание 3 письменно.
Дополнительные вопросы:
Вопрос 1. Землю по ее внутреннему строению иногда сравнивают с куриным яйцом.
Что хотят показать этим сравнением?
Вопрос 2. Объясните, почему мантию называют основной частью Земли. Спасибо.
Тема урока «Внутреннее строение Земли»
Таблица № 1
Внутренние оболочки Земли |
Характеристика оболочек Земли |
|
состояние |
температура |
давление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица № 2
Вид земной коры |
Толщина |
Состав (слои) |
|
|
|
|
|
|
Тест:
А) ближе всего к центру Земли
Б) толщина от 5 до 70 км.
В)
в переводе с латыни «покрывало»
Г) температура вещества около 6 тыс. градусов
Д) верхняя оболочка Земли
Е) толщина около 2900 км.
Ж) состояние вещества особое: твердое и пластичное
3) состоит из материковой и океанической частей.
- Земная кора.
- Мантия.
- Ядро.
|