Цель: Изучить влияние природных условий на
хозяйственную деятельность коренных народов
Севера.
Коммуникативные - формировать навыки работы в
группах
- Познавателтьные – формировать навыки работы
с источниками, с географическими и историческими
картами, анализировать иx, делать выводы.
- Регулятивные – давать оценку работы групп.
- Личностные – воспитывать толерантность,
уважение к историческому прошлого родного края.
Тип урока: урок формирования первоначальных
предметных навыков, овладения предметными
умениями.
Методы обучения: с географическими атласами,
историческими источниками, беседа, частично-
поисковые.
Формы обучения групповая.
Средства обучения: интерактивные материалы,
атласы, карты, исторические источники, таблицы.
Ход урока
1 этап: Организационный: Приветствие
учителя, выступления учащихся.
1 слайд Земля, моя земля!
2 мин Тебя увижу я-
И новую струну нежданно шевельну.
И в дрожи той струны,
Как в глубине глубин,
Услышу шум волны
Разлившейся Оби
И солнца золотей,
Сверкнет далекий плес!
И лепет лебедей
И звонкий смех берез!
И этою струной
Звенит весь край родной!...
Юван Шесталов.
2 этап: Актуализация знаний УУД, постановка цели
и задач урока.
Учитель: Прекрасные стихи Ювана Шесталова
точно описывают природу нашего края. Ребята, как
вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего
урока?
Ответы уч-ся.
Учитель: Совершенно верно,
сегодня на уроке мы должны изучить влияние
природных условий на жизнь и быт коренных
народов севера (ханты и манси).
Учитель: Западно-Сибирская равнина- третья по
величине равнина в мире. Она протянулась от
сурового побережья Карского моря до подножий гор
Южной Сибири и Казахстана, от Урала до Енисея.
Чтобы рассмотреть физико-географические и
исторические особенности Западно-Сибирской
равнины, мы разделились на группы, их 5.
Задача 1 группы "Климатологи”- изучить
климатические особенности Западной Сибири, а так
же внутренние воды этой территории.
Задача 2 группы "Зоографы”- изучить
растительный и животный мир Западно-Сибирской
равнины.
Задача 3 группы "Краеведы”: на основании
анализа исторического источника группа должна
определить основные занятия коренных народов
Западной Сибири.
Задача 4 группы "Графики” работают со
справочным материалом и строят график изменения
численности коренных народов Севера,
анализируют его.
Задача 5 группы "Картографы”- работают с
картами атласа и контурными картами,
рассматривают природные зоны Западно-Сибирской
равнины.
3 этап: Применение теоретических положений в
условиях выполнения практической работы.
12 мин Учитель: Каждая группа получила
задания, где указана форма отчета. В каждой
микрогруппе есть спикер, который координирует и
оценивает работу всех ее членов. Работа в группах
длится 12 минут. По завершению работы спикер
должен представить результат работы группы.
В процессе выслушивания выступлений участники
других групп могут вступить в дискуссию со
спикером, задавать вопросы, отвечать на вопросы.
Спикеры выступают в вой же последовательности,
соответственно № группы.
Работа в группах.
1группа "Климатологи”.
- Состав группы
Состав группы |
Оценка |
1. |
|
2 |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
- По карте атласа на стр. 14 выделить климатические
пояса в Западной Сибири, средние температуры
января, июля, осадки, господствующие типы
воздушных масс.
- Сделать вывод об особенностях климата Западной
Сибири.
- По карте атласа на стр. 43 назвать крупные реки
региона, их значение для данной территории.
- Назвать причины заболоченности
Западно-Сибирской равнины
2 группа "Зоографы”
- Состав группы
Состав группы |
Оценка |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
- По карте атласа на стр. 20-22 выделить
преобладающие виды растений и животных.
- Из Красной книги ХМАО выписать 4-5 примеров
растений и животных.
- Сделать вывод о причинах занесения этих видов в
Красную книгу.
- Предложить меры по сохранению исчезающих видов
растений и животных в Западной Сибири.
3 группа "Краеведы”
- Состав группы
Состав группы |
Оценка |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
Документы
Описание сибирских народов XIX в. Г. Миллер
… пятилетнему ребенку отец уже делает лук и
стрелы в соответствии его ростом и силами, ставит
ему цель и показывает, как нужно пускать стрелу.
Для ребенка это даже не учение, а игра …
Собравшись вместе, дети соревнуются в стрельбе …
… относительно обучения, которое получают дети
в юности от своих родителей, то по примеру
русских приучают своих детей с самого раннего
детства ко всем домашним работам и охоте. Многие
остяки и вогулы, занимающиеся оленеводством,
учат детей стрелять искусно из лука.
… Народы севера, постоянно передвигающиеся с
одного на другое место, такие как остяки и вогулы
— имеют хижины, состоящие из длинных шестов,
расположенных по кругу, а сверху соединяющиеся
вместе. Эти шесты летом они покрывают берестой, а
зимой богатые, замшевыми оленьими шкурами...
… у этих народов нет почти никакой посуды кроме
той, что делаются из бересты, а также кожи и
дерева. Для прочности они обтягивают их кожей,
или рыбьями шкурами и умеют перевозить их на
оленях. Весь запас мяса, рыбы, муки и других
съестных припасах держится в этих посудах.
Вопросы к документу:
1.О каких занятиях коренного населения вы
узнали из документа?
(Подтвердите словами из текста )
2.Охарактеризуйте жильё, быт остяков и вогулов.
3.Почему жизнь коренных народов менялась
несравненно медленнее, чем жизнь русских?
4 группа "Графики”
- Состав группы
Состав группы |
Оценка |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
- Используя таблицу: Динамика численности
коренных народов ХМАО, построить линейную
диаграмму.
Динамика численности коренных народов ХМАО
(тыс. чел).
Народы |
1959 г. |
1970 г. |
1979 г. |
1989 г. |
1999 г. |
2009 г. |
2011 г. |
ханты |
11,4 |
12,2 |
11,2 |
11,9 |
12,0 |
12,4 |
12,9 |
манси |
5,6 |
6,7 |
6,2 |
6,6 |
6,6 |
7,2 |
7,5 |
- Объяснить причины увеличения (снижения)
численности коренных народов Севера.
- Спрогнозируйте, как изменится динамика
численности ханты и манси через 10 лет? Почему?
5 группа "Картографы”
- Состав группы
Состав группы |
Оценка |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
- На контурной карте нанести границы природных
зон в Западной Сибири.
- Обозначить легенду карты.
- На интерактивной доске выделить границы
природных зон.
- Объяснить причины смены природных зон.
4 этап: Самостоятельное творческое
использование сформированных умений и навыков
(презентация).
20 мин. Выступления спикеров групп.
5 этап: Домашнее задание (презентация).
4 мин. Спикеры вытягивают вопросы домашнего
задания для своей микрогруппы.
- Почему в орнаменте коренного населения
преобладают красный, синий, белый цвета?
- Что изображено на гербе Сургута? С чем это
связано?
- Почему сеть магазинов в Сургуте называется
"Лабаз”?
- Почему Ханты-Мансийский автономный округ
называется Югра?
- Какое значение для ханты и манси имеет культ
медведя?
4 мин. 6 этап: Рефлексия деятельности.
Подведение итогов совместной деятельности
учеников, достижение поставленной цели. |