Уч.: Сегодня у нас урок обобщения по теме «План и карта», каждый
из вас покажет, что узнал и чему научился, изучив тему «План и карта».
Прочитайте тему урока.
Д.: «Всемирный хоровод».
В конце урока вы должны ответить
на вопрос, почему урок получил такое
название.
II. Ход игры
Уч.: Сегодня проводится
соревнование между командами: за правильный ответ команда получает фигурку человека. Если кто-то ответит первым
и без ошибок, он получает две фигурки. Ответы должны быть полными,
развёрнутыми, задания выполнены без ошибок, а самое главное, нужно дружно
работать в команде.В конце урока
подведём итоги.
2.
Разминка
1. Как называется наша
страна?
2. Какое путешествие будет
короче: по экватору или по 60 параллели?
3. Путешествие по какому
меридиану будет самым длинным?
4. Сколько материков на
Земле?
5. Какой материк самый
северный
6.Какой самый южный?
7. Сколько океанов?
8. На каком материке живем
мы?
9.Как называется наша планета?
3.
Задание: сочините рассказ с
названием «Планета Земля»
Уч.: вашему вниманию
представляется нашапланета,
посмотрите и напишите рассказ.
4
Уч.: Человека всегда
интересовало: Как же появились люди на
Земле? Почему они все разные, почему говорят на разных языках. Человечество
давно стремилось выяснить свое происхождение. Когда научных знаний еще не
существовало, люди складывали об этом красивые легенды.
Легенды:
К 1. Австралийские
аборигены верят, что «в эпоху сновидений», Земля была покрыта морем. На
выступающих скалах и в воде жили человеческие личинки. Когда Земля высохла,
предок ящериц каменным ножом отделил человеческие зародыши друг от друга,
прорезал им глаза, уши, рот, нос, пальцы. Он научил их добывать огонь
трением, готовить пищу, дал им орудия.
К 2. Легенда
североамериканских индейцев.
Однажды боги вылепили
фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они
приобрели кирпично-красный оттенок - это были индейцы. В следующий раз боги
заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали
черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уж боги, боясь пережечь
глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились
бледно-розового цвета. Так появились европейцы.
К 3. По библейской легенде,
все люди когда-то были одним народом и говорили на одном языке.
Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись
попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше
не могли договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так
возникли разные народы.
ЗАДАНИЕ: определите столицы
государств, где родились эти легенды
Австралии - Канберра
Мексики - Мехико
5
УЧ.: Сколько сейчас на
Земле населения? Народов?
- На Земле наберется, по
меньшей мере, 20тысяч, а возможно, и 25 тысяч разных народов и языков. Какие
народы самые многочисленные в мире?
ЗАДАНИЕ: Укажите место
каждого народа в таблице.
Самые многочисленны народы
Место
Народ
Численность (млн.
человек)
Страна проживания
Бразильцы
149
Бразилия
Американцы
194
США
Русские
146
Россия
Хиндустанцы
244
Индия
Бенгальцы
190
Индия, Бангладеш
Японцы
126
Япония
Китайцы
1220
Китай
Подведите итог, покажите
государства на карте.
6
Уч. В конце XX века все население планеты
составляло около 6 млрд. человек: китайцы, хиндустанцы, американцы,
бенгальцы, бразильцы, русские, японцы. Чем отличается каждый народ?
Д. Язык, культура,
национальный характер, религия, традиции...
Как люди могут понять друг
друга, не зная языка?
(с помощью жестов, с
помощью общепринятых сигналов, например, SOS)
ЗАДАНИЕ. Изобразите с
помощью жестов географическиепонятия:
компас, глобус, карта
7
ЗАДАНИЕ
Парусное судно терпит
крушение, его координаты 15° с.ш., 55° в.д.
Посылает сигнал о помощи «SОS».
1. Жители какой страны
первыми придут на помощь этому кораблю?
2. Определите протяжённость
страны с С. на Ю.
Прикрепить на карте кораблики
в местах крушения корабля.
8
УЧ. Люди на нашей планете
живут в различных уголках: больших материках и маленьких островах.
ЗАДАНИЕ: Определите
названия государства или моря, которое имеет следующие координаты:
ОМАН-
ТУРЦИЯ-
ЛИВИЯ
-
ИСЛАНДИЯ
ЧИЛИ
-
НИГЕР
ОХОТСКОЕ
20° с.ш., 57° в.д.
40° с. ш., 30° в.д.
25° с.ш., 20° в.д.
65 ° с.ш., 20°з.д.
23° ю.ш., 70°з.д.
15 °с.ш.,10° в.д.
55°с.ш., 150°в.д.
Из первых букв составьте
слово.
9
Уч.: Т.е. вы все отлично справились с
заданиями, а теперь подведём итог:
Каждая группа набрала фигурки
людей. Сколько у каждой команды? – Подведение итогов.
- Представим, что у каждого
из вас в руках не фигурка, а живой
человек. Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он
национальности. Он просто человек.
- Пусть у людей будет
разный цвет кожи. Пусть люди будут говорить на разных языках и жить на разных
континентах. А может ли быть что-то общее у всех людей, живущих на нашей
планетев отношениях друг к другу.Подумайте и напишите, какими качествами
характера должен обладать человек, живущий на планете Земля. Каждая группа
выступает.
На глобус по экватору
закрепляются фигурки людей с написанными на них словами:
Д.: Если люди будут
обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не
будут страдать и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности,
какого цвета кожи.
- Чего ради нам ненавидеть
друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой. Надо очень
любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и
слиться с ним, делая что-то здесь и сейчас, что сделает мир хоть капельку
лучше и добрее. Тогда только вся планета станет твоей, ты поймешь ее тайны и
поймешь самого себя.
Что у нас получилось на
глобусе? – Всемирный хоровод.
стихотворение С. Маршака «Всемирный
хоровод».
Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев,
И англичан,
Для испанских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких, немецких,
Французских
Негров, чья родина -
Африки берег;
Для краснокожих
Обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо,
Когда мы ложимся в
кровать,
Для эскимосов,
Что в стужу и снег
Лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Для детворы
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых -
Тех, что живут
В городах и селах...
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад с Востоком,
А дети друг с другом.
Уч.: О чём это
стихотворение?
Почему все дети, всех цветов
кожи, независимо от национальности должны жить дружно?
(Чтобы не было войны и на
Земле и все жили счастливо).
III. Итог урока
Уч.: Объясните,почему урок носил название «Всемирный
хоровод»?