Технологии: изучение нового материала с
использованием технологии критического
мышления, технологии сотрудничества,
педагогической технологии на основе активизации
и интенсификации деятельности учащихся.
Цели:
- сформировать представление у учащихся о физико-
географическом положении, площади, границах
территории РТ посредством самостоятельного
творческого поиска по карте, используя элементы
сравнения, анализа, синтеза, учить доказывать
свою точку зрения, аргументировать ответ,
обсуждать проблемы.
- развивать географическое мышление, устную речь,
способность применять имеющиеся умения и навыки
в поисках решения проблемных ситуаций в условиях
новых учебных задач; формировать практические
навыки, умения в работе с дополнительной
литературой, картой и др. источниками
географической информации.
- формирование личностной патриотической
позиции (повышать интерес к предмету;
формировать патриотическое мышление на примере
подвига народа РТ в годы ВОВ)
Эпиграф к уроку:
"Мой Татарстан, Моя республика!
Ты равная, средь равных расцвела,
В венке российских республик свободных,
Мой прекрасный цветок,
Мой родной Татарстан!"
Ход урока
Информационная карта урока.
Элементы структуры урока,
время |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
1. Подготовительный
этап |
Оргмомент - 3 мин |
Приветствие, Проверка явки Проверка
готовности к уроку |
1.Приветствуют преподавателя 2.
Готовятся к уроку |
Целевая установка, мотивация. - 3 мин. |
С сегодняшнего дня мы с Вами приступаем
к изучению географии РТ, которую будем изучать в
течение 2 лет, сначала физическую, затем
экономическую. И коль сегодня 1 урок, то мы
приступаем к изучению вопроса: ГП РТ (ГП
республики). Урок я назвала "Мой Татарстан, моя
республика"(обращает внимание на эпиграф) |
3. Работа в тетради - число, тему |
2. Актуализация опорных знаний и опыта
обучающихся - 15 мин. Вопросы к учащимся
(фронтально): |
Что для вас Татарстан, с какими
явлениями, событиями у Вас ассоциируется
Татарстан? |
Учащиеся отвечают с места. тюбетейка,
чак-чак, Волга, Казанка, Авиастроительный район,
самолетостроение, Оргсинтез, мой дом, моя улица,
Родина. |
|
Для каждого из нас Татарстан дорог
по-своему. Дорог потому, что это наша Родина. И
каждый горд за свою республику по-своему!
Вот так, как Наби Даули:
Или как Хасан Туфан:
Или как Сибгат Хаким: |
Учащиеся читают стихи на фоне тихой
татарской мелодии.
"Друг мой, гость, не дивись, что подснежник
растет
Край цветов за столетья свои не зачах,
Он на щедрой ладони России цветет,
Татарстан - моя родина, предков очаг!"
"Ты всей жизни смысл и существо,
И любовь к тебе, земля родная,
Я несу как знамя!
Твоего имени святого не пятная"
"Спросите нас: - откуда вы?
- Мы с Волги, из Казани.
Поит нас Волжская вода,
Мы хлеб растим, пашем стада,
Качаем нефть, грузим суда,
В свободном Татарстане"
|
|
Что известно вам об участии жителей
Татарстана в ВОВ 1941-1945 гг? |
Опережающее задание учащихся. |
3. Изучение нового
материала |
Вопрос: |
Что Вам известно об истории образования
РТ, когда началось заселение территории
современной РТ? |
Опережающее задание -компьютерная
презентация к уроку "История заселения РТ", учащиеся
составляют схему в тетрадях: |
|
- 100 тысяч лет назад началось
заселение РТ - в IX-X в. Возникло государство
Волжская Булгария - 13-15в. Волжская Булгария
входила в состав Тюркского государства Золотая
Орда. Развал Золотой Орды послужил образованию
ряда государств в том числе и Казанского Ханства
- в 1552г. Казанское Ханство присоединяется к
Российскому государству
- до 1917г. РТ - часть Казанской губернии, куда
входили и прилегающие территории, было 7 уездов
- 1920г. была образована ТАССР
- 30 августа 1990г. - Верховный Совет принял
Декларацию о суверенитете
- 6 ноября 1992г. принята конституция РТ и принято
официальное название РТ после референдума
- 15 февраля 1994г. заключен договор между РТ и РФ
"О разграничении предметов ведения" взаимного
делегирования полномочий между органами
государственной власти РФ и РТ. |
Вопрос: |
Что такое Республика Татарстан? |
Работа с Конституцией РТ Вывод
учащихся: Республика Татарстан - суверенное
государство, выражающее волю и интересы
многонационального народа республики,
объединенное с РФ на основе договора. |
Вопрос: |
Что имел в виду Н.Даули когда говорил о
РТ: "Он на щедрой ладони России цветет!" |
(ответы ребят, о дружбе и сотрудничестве
с Россией, РТ-часть РФ) |
Вопрос: |
Что вы можете сказать о площади РТ.
Сравните ее с площадью других субъектов РФ? |
Татарстан больше площади европейских
государств Бельгии, Голландии, Дании - в 1,5 раза,
Ирландия равна площади РТ, но меньше площади
Калмыкии, Башкортостана, Якутии. |
Задание №1 |
Начертить контур РТ, определить крайние
точки и их координаты
|
На настенной контурной карте
появляются надписи: (уч-ся выполняют в тетрадях
и 2 человека на контурной карте). |
Задание №2. |
Определить соседей 1 порядка. |
На Западе - Чувашия На северо-западе
- Марий -Эл
На севере - Кировская область и Удмуртия
На востоке - Башкортостан
На юге - Оренбургская, Самарская, Ульяновская
области (ВСЕГО 8) |
Задание №3 |
Определить соседей 2 порядка. |
Саратовская, Пензенская Горьковская,
Мордовия, Костромская, Вологодская,
Архангельская, Пермская, Свердловская,
Челябинская области, Пермский край, Коми,
Казахстан. Их 13=12+1 (СНГ - Казахстан) |
Задание №4. |
Ребята! Вашему вниманию предлагаю 3
задания, они разного уровня сложности. -С
помощью плана дайте хар-ку ГП РТ
- Оцените ГП РТ
- Сравните ГП РТ с ГП Саха - Якутия
Вы должны сами определить объекты для
сравнения и сделать вывод.
Время на решение задач 5 минут. |
Идет обсуждение готовых заданий. Выводы: ... |
Задание №5. |
Ребята, скажите почему РТ в прошлом да и
сейчас часто ассоциируют с "воротами на
восток". |
Да, РТ одна из крупнейших суверенных
республик. Входит в состав крупного
экономического региона Поволжье. РТ расположена
на стыке 2 экономических зон: западной и
восточной, на стыке 2 миров, 2 религий. Через нее
проходили и проходят современные ж/д, автобусные,
воздушные, водные магистрали, очень важные для
жизни республики. Благодаря вот такому
географическому положению РТ играет большую
роль в экономической жизни России. |
|
Что сегодня дает Татарстан, чем мы с
вами можем гордиться? |
В современное время более 300 видов
промышленности направляется в 80 стран мира. Да и
сейчас всему миру известны: медицинское
оборудование, изделия Чистопольского часового
завода, кинопленка, шубы и др.меховые изделия,
желатин, полиэтилен, резиново-технические
изделия, мебель, валяная обувь, нефть, сжиженный
газ, автомобили, продукция нефтехимии. |
Приём "Ладошка" |
Обрисуйте свою ладошку и на каждом
пальчике напишите Задание. Все мы граждане РТ,
РФ. Что бы вы сегодня смогли сделать для того,
чтобы наша родина стала еще лучше, еще краше, еще
богаче, всего 5 дел, конкретно зависящих от Вас
лично. |
(Ученики вслух озвучивают свои работы) |
4. Заключительный этап-5 мин. |
Подходит к концу наш урок. Я уверена, что
вы сегодня получили очень богатую информацию о
РТ, и надеюсь, что по-другому станете думать о
своей родине, во всяком случае, мне так хочется.
Комментарий оценок, благодарность детям. |
|
Организация рефлексии. |
Что на уроке показалось вам интересным?
Необычным? Что вызвало затруднения? Какие
предположения подтвердились? Над чем стоит
поразмышлять в дальнейшем? Как изменилось ваше
представление о нашей республике по сравнению с
началом урока? |
|
Д/задание:
1) графический конспект урока
2) уметь сравнивать ГП РТ с др. территориями
3) представить рекламу РТ в виде слайдовой
презентации
Таблица №1
Задание №1. |
Задание №2. |
Задание №3. |
С помощью плана дайте хар-ку ГП РТ. |
Оцените географическое положение РТ. |
Сравните ГП РТ с ГП Республики Саха -
Якутия. |
РТ расположена в восточной части
Восточно-Европейской равнины, у слияния великих
рек Европы - Волги и Камы. Площадь территории,
расположенной между 54 и 56 северной широты и 48 и 53
восточной долготы вытягивается с запада на
восток на 400 км, с севера на юг на 250км. Территория
напоминает прямоугольник, границы очень
извилисты, особенно на юго-западе и
северо-востоке. Основные реки Волга, Кама, Вятка,
Шешма делятся на 5 основных частей: Предволжье,
Предкамье Западное и Восточное, Закамье Западное
и Восточное (стр.58 учебника). |
ФГП РТ очень благоприятно, т.к.
положение в средних широтах определяет
континентальность климата, что отражается на
почвенном покрове, растительном и животном мире
и др.компонентах природы. (умеренно
континентальный климат, лесостепь, чернозем,
участки степи сочетаются с отдельными рощицами.) Средняя
температура января - 13? С, средняя температура
июля +18 С.,осадков выпадает -420 мм. |
Площадь Якутии в 20 раз больше площади
РТ, она расположена на востоке азиатской части
РФ, граничит с Красноярским краем, Иркутской
областью, Бурятией, Читинской областью, Амурской
областью, Магаданской областью, Чукотским краем,
Хабаровским краем. Огромное влияние на климат
республики Якутия оказывает Северный Ледовитый
океан. Удалена от Атлантического океана, она
расположена в умеренном резко - континентальном
и субарктическом клим. поясах, в природных зонах
- от арктических пустынь до лесостепей. Средние
температуры и осадки изменяются при движении с
севера на юг. МАХ- г.Оймякон -83 градуса. |
|