Воскресенье, 24.11.2024, 13:17                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [59]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [41]

Статистика

Онлайн всего: 26
Гостей: 26
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ГЕОГРАФИЯ » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Урок географии в 8 классе "Волга – великая русская река"
12.12.2013, 12:19

Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с одной из крупнейших рек европейской части России – рекой Волгой.
  • Учить выявлять связь реки с другими компонентами природы, используя межпредметные связи с историей, литературой, биологией, изобразительным искусством и музыкой.
  • Закрепить понятия "падение реки”, "уклон реки”.
  • Закрепить умение учащихся работать с источниками географических знаний.
  • Продолжить формирование любви к Родине, родному краю на примере исторических событий, происходивших на берегах реки Волги, бережное отношение к природе.

Методы и формы: урок-презентация; объяснительно-иллюстративный метод с использованием средств ИКТ; анализ карт, рисунков; практическая работа в парах; систематизация знаний о реке Волге, викторина в форме эстафеты.

Тип урока: урок-презентация, комбинированный урок.

Оборудование:

  • Физическая карта России.
  • Атлас 8 класса.
  • Учебник Э.М. Раковская. География: природа России 8 класс.– Москва "Просвещение” 2000.
  • Электронная презентация к уроку.
  • Мультимедийная техника.

Подготовительный этап: за две недели до урока учащимся предлагается начать поиск информации о городах на Волге, экологии Волги, Астраханском заповеднике, собрать пословицы о Волге, природных зонах, среди которых протекает Волга, каналах Волги, связывающих её с морями Северного, Ледовитого и Атлантического океанов.

План урока

1. Организационный момент (3 мин).
2. Актуализация знаний (3 мин).
3. Основная часть урока (26 мин):

а) вступительное слово учителя о Волге (2 мин);
б) беседа о Волге (8 мин);
в) практическая работа в парах (5 мин);
г) сообщения учащихся (11 мин);

4. Обобщение материала (10 мин):

а) работа с атласом, проверка по схеме (6 мин);
б) викторина в форме эстафеты (4 мин).

5. Итог урока. Домашнее задание (3 мин).

Видеофильм  "Астраханский заповедник"

Ход урока

(Основная презентация "Волга” включается со второго слайда).

1. Организационный момент.

Сообщение темы урока: "Волга – великая русская река”.

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубины лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.

(Н. Палькин)

(С фотографии "Исток Волги” второго слайда основной презентации запускается гиперссылка на видео об истоке Волги).

2. Актуализация знаний. Беседа по вопросам.

– Что такое река? (Водный поток, протекающий в природном углублении, называемом руслом.)

– Какие части имеет река?

Приток – ручейки, впадающие в реку.
Речная система – река со всеми притоками.
Исток – начало реки.
Устье – место впадение реки в море, озеро, океан или другую реку.
Бассейн реки – территория суши, с которой стекает вода в реку и ее притоки.
Водораздел – граница между соседними речными бассейнами.
Дельта – форма устья реки, возникающая на мелководных участках моря или озера при впадении реки, несущей много наносов.

(Основная презентация "Волга”, третий слайд).

– Посмотрите на слайд. На что похожа речная система Волги? (Дерево. Главная река – ствол дерева, ее притоки – ветви).

3. Основная часть урока.

а) Никто не знает, когда впервые к Волге подошел человек. Известно только, что в древности ее называли "Ра”, что означает "щедрая”. Арабы именовали ее "Итиль”, то есть "река рек”. Может быть правы специалисты, утверждающие, что название "Волга” финского происхождения и означает "светлая”, "священная”, но для нас, да и для других русских людей, Волга – исконно русское название.

Волга – это символ и любовь России; народ ласково называет ее Волгой-матушкой.

Волга – это одна из крупнейших рек Европы, пятая по длине в России и шестая – на материке Евразия. Это главная улица России.

Волга воспета во многих произведениях писателей, поэтов, музыкантов, художников.

б) беседа о Волге:

– Приведите примеры произведений искусства, где воспета река Волга.

И.Е. Репин "Бурлаки на Волге”, "Шторм на Волге”, И.И. Левитан "Свежий ветер. Волга”, "Весна. Большая вода”, И.И. Шишкин "Первый мост через Волгу”, "Часовня”, Н.А. Некрасов "О, Волга!...колыбель моя!”, А.С. Пушкин: "Невольно к этим грустным берегам меня влечет неведомая сила”, А.Т. Твардовский "За далью даль”.

О Волге сложено много песен на стихи известных поэтов: Л.Ошанин "Издалека долго течет река Волга”, А. Навроцкий "Есть на Волге утес”.

(С фотографии речной системы Волги третьего слайда основной презентации запускается гиперссылка на презентацию с картинами о Волге).

– Пословицы:

  • Река Волга всем рекам мать.
  • В ложке Волгу не переедешь.
  • Знать ямскую по столбам, а Волгу по крутым берегам.
  • Матушка Волга спину гнет, зато денежки дает.
  • Много на Волге воды, много и беды.

– Волга не просто река. Это путь исторический, где сходится прошлое и настоящее русского народа и народов, населяющих волжские берега: удмуртов и марийцев, татар и чувашей, мордвинов и калмыков.

Важные исторические события происходили на Волге.

– Назовите их! (Монголо-татарское нашествие, восстание Степана Разина, Сталинградская битва.)

(С фотографии памятника "Скорбящая мать” четвёртого слайда основной презентации запускается гиперссылка на видео "Мамаев курган”).

В 13 веке Волга считалась большой торговой дорогой. По ней и Каспию славяне – русы вывозили свои товары на шумный Багдадский рынок.

в) практическая работа в парах: рассмотрим Волгу с точки зрения географии (работа с атласом и учебником):

– заполните таблицу "река Волга”. Учащимся выдается распечатка таблицы, которую они заполняют самостоятельно.

1. Исток. Валдайская возвышенность, Тверская область.
2. Направление течения. С.– З. – Ю.В.
3. Устье. Каспийское море (-22м)
4. Бассейну какого океана принадлежит? Внутренний сток (бессточная).
5. Источник питания. Снеговой (талые воды).
6. Особенности водного режима:

а) ледостав

б) половодье

в) межень

Апрель

Апрель-май

Август-сентябрь

7. Годовой сток. 250 км3 за год стекает по Волге.
8. Длина реки. 3530 км
9. Падение реки. 250 м.
10. Уклон реки. 7 см на 1 км.
11. Хозяйственное использование. Судоходство, получение электроэнергии на ГЭС, орошение, рыбное хозяйство, зона отдыха.

г) Учащиеся выступают с сообщениями.

– Гидроэлектростанции.

ГЭС строят на реках с быстрым течением с высокими берегами и большим расходом воды. Образующиеся водохранилища – это огромные запасы воды, которые используются в промышленности, в с/х, в быту населением. Преимущества ГЭС перед другими электростанциями заключаются в дешевизне электроэнергии и в экологической чистоте (нет дыма). На Волге создан каскад ГЭС (8 электростанций).

– Экология Волги.

Строительство ГЭС имеет положительные и отрицательные стороны.

Положительные: получение дешевой электроэнергии, углубление водных путей, регулирование стока, улучшение водоснабжения городов, полей, пастбищ.

Отрицательные: на берегах Волги гидростроители затопили, перенесли, разрушили 96 городов и поселков, более 2500 сел и деревень, были уничтожены тысячи памятников истории и культуры, затоплены миллионы гектаров плодородных земель. Водохранилища регулируют сток, а это приводит к изменению режима реки, влияет на климат. Огромный ущерб нанесен рыбному хозяйству Волги и Каспию.

– Природные зоны:

Таежная зона Тверская, Костромская области
Смешанные леса Татарстан
Лесостепи Ульяновская, Самарская области
Степная Саратовская, Волгоградская области
Полупустыни Астраханская область, Калмыкия

– Судоходные каналы:

  • Волго-Донский – выход в Черное и Азовское моря
  • Канал имени Москвы – выход в Балтийское море
  • Волго-Балтийский – выход в Балтийское море
  • Беломоро-Балтийский – выход в Белое море

(С фотографии арбузов пятого слайда основной презентации запускается гиперссылка на презентацию об Астраханском заповеднике).

– Астраханский заповедник.

Дельта Волги – мир удивительный и неповторимый. Вобрав в себя тысячи больших и малых рек, Волга от Саратова течет единым потоком, они же начинают двоиться, троиться, затем разбивается на множество проток и впадает в Каспий 800 устьями.

Острова, отмели, косы, ерики, камышовые заросли, похожие на джунгли, дуплистые ивы по берегам, гнездовья бакланов и белых цапель, глубинные пристанища осетра и белуги и тут же рядом горячее дыхание пустыни. Дельта Волги тянется с запада на восток более чем на 200 км. И если на больших островах, освободив их от тростника, человек выращивает помидоры, арбузы, рис, то ближе к Каспию он отдал воду тому, что ползает, плавает и летает. На страже всего этого мира стоят сотрудники Астраханского заповедника.

Год создания 1919. С 1984 года включен международная сеть биосферных резерватов. В заповеднике обитает 250 видов птиц, многие из которых занесены в Красную книгу. Есть лебеди-шипуны, кудрявые и розовые пеликаны, цапли и другие.

Здесь обитает до 50 видов рыб: осетровые, сельдевые, карповые, щука, судак, окунь и т.д.

Визитной карточкой заповедника можно назвать лотос. Астраханский заповедник – самая северная область его распространения.

4. Обобщение материала.

а) Работа с атласом. Выписать в тетрадь крупные города, расположенные на берегу Волги. Они же являются крупными портами. (Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Ульяновск, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань).

Проверка по карте-схеме.

(С условных знаков обозначения городов (красный кружок в синей окружности) карты-схемы речной системы Волги шестого слайда основной презентации запускаются гиперссылки на презентации о городах Поволжья).

б) Ответьте на вопросы викторины в форме эстафеты.

Правила эстафеты: учащиеся выстраиваются в проходах между партами. У доски стоят ведущие с карточками вопросов викторины ( по одному на каждой карточке). По сигналу учителя учащиеся по очереди подходят к ведущим и записывают ответ на карточке. Выигрывает команда, которая ответила правильно на все вопросы.

Вопросы викторины:

1. Определите реку.

Не приметен ничем, не широк –
По просторам Валдайского края
Еле слышно течет ручеек,
К морю Каспия убегая. (Волга)

2. Назовите древние имена Волги ("Ра”, "Итиль”).

3. В какой стране целиком протекает самая длинная река Европы? (Россия)

4. Виды и герб какого города можно увидеть на российской купюре достоинством 1000 рублей? (Ярославль)

5. Одно и то же слово по-скифски звучит "Дон”, на языке манси "Обь”, по-удмуртски "Кама”. А как будет по-русски? (река)

6. На какой реке находится Рыбинское водохранилище, глубинами не уступающее Азовскому морю? (Волга)

7. Притоками какой реки являются Ока, Кама, Угра? (Волга)

8. Назовите Российский город на реке Ока, носящий имя крупной пресноводной рыбы семейства осетровых (Калуга).

9. Какой центр автомобилестроения до 1964 года назывался Ставрополь-на– Волге? (Тольятти)

10. Автомобили какой марки производятся в Тольятти? (Лада)

11. Где производятся автомобили марки УАЗ? (Ульяновск)

5. Итог урока.

Домашнее задание

  1. Отметить на контурной карте: города на Волге, исток и устье, основные притоки реки – Ока, Кама; каналы: имени Москвы, Волго-Донский, Волго-Балтийский и Беломоро-Балтийский.
  2. Ответить на вопрос: Строительство любой ГЭС в настоящее время вызывает протесты природозащитных организаций. Возражали бы вы против возведения ГЭС на ближайшей к вашему населенному пункту реке? Ответ обоснуйте.
Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: Олівець
Просмотров: 4503 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru