Цель урока: Сформировать у учащихся представление о составе твердой
оболочки Земли.
- Сформировать понятия "минерал”, "горная порода”, "круговорот горных
пород”, "полезные ископаемые”;
- Сформировать представление об основных группах горных пород и их
происхождении;
- Начать формирование умения определять горные породы по внешним
признакам, описывать их свойства и классифицировать;
- Показать многообразие минералов и горных пород; раскрыть значимость
полезных ископаемых в жизни человека и необходимость их рационального
использования;
- Формирование бережного отношения к объектам природы.
Планируемый результат.
Учащиеся должны знать / понимать:
- Основные понятия урока;
- Основные виды горных пород и минералов;
- Неоднородность состава твердой оболочки Земли;
- Круговорот горных пород.
Учащиеся должны уметь:
- Определять, сравнивать, приводить примеры минералов, горных пород
разного происхождения;
- Объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их
свойствами;
- Давать краткое описание горной породы по цвету, твердости, прозрачности,
происхождению, свойствам;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
при характеристике горных пород своей местности.
Основные термины и понятия: минералы, горные породы: магматические,
осадочные, метаморфические; магма; круговорот горных пород; полезные ископаемые.
Оборудование и материалы:
- Учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова "География. Начальный курс. 6
класс”.
- Н.А. Никитина "Поурочные разработки по географии”(физическая география 6
класс).
- Г.Н. Элькин "Справочно-информационные материалы к урокам географии. 6
класс”.
- К.С. Лазаревич "Я иду на урок географии”.
- Коллекции горных пород и минералов.
- Раздаточный материал.
- Компьютер, экран, мультимедийный проектор.
- Презентация "Горные породы и минералы”.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока по форме проведения: нетрадиционный.
Форма организационной деятельности: индивидуально-групповая.
Время проведения – 45 минут.
Перед началом урока класс разбивается на несколько групп (по 4 человека в
каждой) для проведения практической работы по определению свойств горных пород и
минералов.
По ходу объяснения учащиеся заполняют таблицу № 1 и пишут конспект урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний:
- Вспомните, пожалуйста, какую оболочку мы с вами изучаем?
- Что такое литосфера?
- Каково внутреннее строение Земли?
- Для чего изучают внутреннее строение Земли?
- Везде ли земная кора имеет одинаковую толщину?
- Из каких слоев состоит земная кора?
- Как изучают земную кору?
III. Изучение нового материала.
Мы с вами продолжаем изучение литосферы– каменной оболочки Земли. Сегодня вы
познакомитесь с вещественным составом земной коры. На 80% земная кора образована
тремя химическими элементами – кислородом, кремнием и алюминием. Химические
элементы образуют природные соединения-минералы, а из минералов, в свою очередь,
образуются горные породы.
Таким образом, верхняя, твердая оболочка Земли состоит из разнообразных
минералов и горных пород.
Минерал (от лат. – руда) – это природное тело, приблизительно однородное
по своему химическому составу и физическим свойствам, входящее в состав
вещества, слагающего земную кору.
В природе известно около 3000 минералов и горных пород. Они отличаются друг
от друга по цвету, форме, плотности и твердости, составу. Есть минералы, которые
представляют собой самородные элементы, то есть простые вещества, состоящие из
атомов одного элемента, – золото, платина, сера и др. Есть жидкие(самородная
ртуть) и даже газообразные минералы(углекислый газ, сероводород).
Горные породы – природные тела, состоящие из нескольких минералов.
Ребята! Обратите внимание на гранит(в руках учителя – образец гранита, на
парте у групп учащихся – коллекции горных пород). Гранит – это горная порода, а
кварц, полевой шпат и слюда – минералы, из которых эта горная порода состоит.
Горные породы сильно различаются по своим свойствам: сыпучий песок, вязкая
глина, твердый и прочный базальт. Состав и свойства горных пород определяются
составом и свойствами минералов, из которых они состоят, и зависят, прежде
всего, от того, где, на какой глубине и в каких условиях они образовались.
Горные породы различны по своему происхождению.
По происхождению горные породы делятся на: магматические, осадочные и
метаморфические.
Зарисуйте в тетрадь следующую таблицу, которую вы должны будете заполнить по
ходу урока.
Таблица №1.
Магматические
горные породы |
Осадочные
горные породы |
Метаморфические горные
породы |
глубинные |
излившиеся |
неорганические |
органические |
|
|
|
обломочные |
химические |
|
|
|
|
|
|
|
|
Магматические горные породы – это породы, образовавшиеся непосредственно
из магмы в результате ее охлаждения и застывания. Минералы и горные породы,
образовавшиеся из магмы, обычно плотные, тяжелые и твердые. В зависимости от
условий застывания различают интрузивные (глубинные) и эффузивные
(излившиеся) горные породы.
Глубинные магматические горные породы образуются на глубине из медленно
остывающей магмы. Структура (внутреннее строение) образующейся породы зависит от
скорости остывания магмы. Из-за медленного остывания образуются крупные
кристаллы, они хорошо видны в породе.
Например, гранит, имеющий зернистое строение. Он образуется на большой
глубине, где застывание магмы идет долго, поэтому гранит – крупнокристаллическая
порода. По внешнему виду граниты очень разнообразны. Цвет гранита зависит от
цвета входящих в него кристаллов полевого шпата (розового, красного или серого),
кварца (молочно-белого) и слюды(черного). В зависимости от их состава может быть
красным, розовым, серым и пр. Это самая распространенная на Земле глубинная
магматическая горная порода. Граниты обладают высокой прочностью и стойкостью к
разрушению, хорошо полируются. Благодаря этим свойствам граниты издавна
использовали в строительстве и скульптуре.
Магматические горные породы могут образовываться на поверхности Земли.
Такие горные породы называются излившимися, потому что они
образуются из остывшей лавы. Магма, прорвавшаяся по трещинам и разломам на
земную поверхность, застывает быстрее. Поэтому излившиеся магматические породы
состоят из мелких кристаллов, их иногда трудно различить простым глазом; либо
представляют собой стекловидную массу (базальт, обсидиан и др.). Если расплав
магмы содержит воду, то, когда он достигает земной поверхности, давление
уменьшается и вода превращается в пар. Водяной пар раздувает еще не остывший
расплав, и в нем образуется множество пор. Такая излившаяся застывшая горная
порода называется пемзой.
Осадочные горные породы. Эти породы, в отличие от магматических,
образуются только на поверхности Земли в результате оседания под действием силы
тяжести и накопления осадков на дне водоемов и на суше. В основном они мягкие и
легко разрушаются. Осадочные горные породы бывают органические и
неорганические.
Органические осадочные горные породы состоят в основном из остатков
растений, животных, накопившихся за миллионы лет на дне озер, морей и океанов.
Это горючие полезные ископаемые (каустобиолиты) – торф, каменный уголь, нефть,
природный газ, а также мел, известняки, состоящие из скопления остатков скелетов
морских животных. Для этих пород характерна слоистость. В пластах можно найти
остатки и отпечатки растений и животных.
Неорганические осадочные горные породы разделяются на обломочные и
химические.
Обломочные горные породы состоят из обломков различных пород. Их
происхождение связано с процессом разрушения твердых пород (выветривание,
размыв) и перемещения их обломков текущими водами, ледниками, ветром. При этом
обломки дробятся, измельчаются, окатываются. Валуны, щебень, галька, гравий,
песок, глина и ил оседают на дне морей, озер, рек или накапливаются на суше.
Химические горные породы образуются из водных растворов минеральных
веществ (калийные и поваренные соли, гипс и др.):
В воде морей, океанов и некоторых озер растворено много химических веществ;
При изменении условий эти вещества осаждаются в виде кристаллов на дне
водоемов;
Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы.
Метаморфоза– превращение (с греческого).
Метаморфические горные породы образуются в толще земной коры в
результате изменения (метаморфоза) осадочных или магматических горных пород.
Благодаря движениям земной коры осадочные и магматические горные породы могут
подвергаться воздействию высокой температуры, большого давления и различных
газовых и водных растворов, при этом они начинают изменяться и приобретают новые
свойства. Они чаще всего твердые и состоят из кристаллов. Например, из мягкого
мела и известняка образуется более твердый мрамор, а сыпучие кварцевые пески и
рыхлый песчаник превращаются в прочную зернистую горную породу – кварцит, гранит
– в гнейс.
Примеры образования
метаморфических горных пород.
В природе происходит непрерывный процесс превращения одних горных пород в
другие. Этот процесс называется круговоротом горных пород.
Вещественный состав земной
коры.
Искусственные минералы.
Полезные ископаемые – это природные минеральные вещества земной коры,
которые при современном уровне развития техники могут быть использованы в
народном хозяйстве в естественном виде или после предварительной обработки.
Количество минералов и горных пород, которые люди причисляют к полезным
ископаемым, увеличивается с каждым годом.
Классификация полезных ископаемых по агрегатному состоянию:
- Твердые (руды, песок, уголь и т.п.);
- Жидкие (нефть, подземные воды и т.п.);
- Газообразные (природные газы).
Классификация полезных ископаемых по составу и особенностям их использования:
- Топливные (горючие) – ископаемые угли, торф, горючие сланцы и т.п.
- Металлические (рудные) – руды черных, цветных, благородных и
радиоактивных металлов.
- Неметаллические (нерудные) – строительные материалы, разнообразные
драгоценные и поделочные камни, горно-химическое сырье, металлургическое
сырье и т.п.
Геологические(тектонические) закономерности залегания горных пород.
Способы добычи полезных ископаемых:
- Открытым способом в карьерах.
- Сооружение шахт.
- Бурение скважин.
Использование полезных ископаемых:
- Производство строительных материалов.
- Производство металлов.
- Добыча минерального топлива.
- Производство минеральных удобрений.
- Производство ювелирных изделий.
- Производство посуды, предметов обихода.
- Создание произведений искусства.
- Производство предметов декоративного искусства, сувениров.
- Медицина.
Бывают ли ископаемые бесполезными?
Да, бывают – до тех пор, пока человек не знает, как их использовать. Но
знания о свойствах разных пород накапливаются, и бесполезные ранее породы
становятся полезными. Например, еще сто лет назад вольфрам считался
бесполезным металлом, а сейчас вольфрамовые волоски в электрических лампочках
освещают квартиры на всем земном шаре. Уже два века назад был открыт уран,
но породы с этим минералом считались пустыми, а сейчас – это ценное сырье
для атомной энергетики.
На Южном Урале в знаменитых Ильменских горах находится "минералогический
рай”, единственный в своем роде по богатству и разнообразию ископаемых недр. В
1920 г. здесь был создан первый в мире заповедник
минералов. Разнообразные богатства Ильменских гор насчитывают около 200
минералов, из которых около 20 впервые найдены именно здесь.
Когда любишь камни, хочется видеть их в полном блеске возможного
совершенства, а где же, как не в музее, собраны известные шедевры минералогии.
Это Московский минералогический музей им. А.Е.Ферсмана.
Мир камня удивителен. Вот уже много веков он не оставляет людей равнодушными.
III. Обобщение и закрепление знаний.
Мы с вами познакомились с многообразием горных пород и минералов. Теперь мы
можем проверить заполнение таблицы №1: учащийся зачитывает магматические
глубинные горные породы, другой – магматические излившиеся горные породы и т.д.,
а остальные ученики сверяют свои записи.
Практическая работа № 5:
"Изучение свойств горных пород”.
Итак, перед вами горные породы, с которыми вы сейчас будете работать по
группам:
Группа № 1 – поваренная соль.
Группа № 2 – мрамор.
Группа № 3 – песок.
Группа № 4 – известняк.
Вы должны выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства.
Задание № 1.
Опишите горную породу, которая у вас имеется, по этому плану (может совпадать
2–3 признака).
План описания горной породы:
- Рыхлая, сыпучая.
- Слабо связанная, легко ломается руками.
- Прочно связанная, руками не разламывается.
- Вся порода или отдельные слои (полосы) состоят из основной массы и
каких-либо включений.
- Полосчатая, слоистая. Отдельные слои имеют однородное строение.
- Однородная.
Задание № 2.
I. Охарактеризуйте горную породу и определите, к
какой группе она относится.
План характеристики.
1. Плотная или рыхлая горная порода?
2. Кристаллическая или зернистая?
3. Структура(размеры слагающих породу обломков или минеральных зерен). Выбери
подходящее:
- Крупнозернистая – более 2 мм;
- Среднезернистая – 1-2 мм;
- Мелкозернистая – 1 мм(пыль).
4. Текстура(строение породы). Выбери подходящее:
- Массивная;
- Слоистая;
- Со следами течения;
- Волокнистая.
5. Твердость: твердая или мягкая?
6. Масса: легкая или тяжелая.
7. Наблюдаются ли остатки организмов?
II. С помощью определителя выявите, к какой группе
относится ваша горная порода.
IV. Итог урока.
Давайте подведем итог урока. Что нового вы узнали сегодня? С какими горными
породами и полезными ископаемыми познакомились?
Горные породы.
Hу, вот и остыла земная кора,
Ее разделять научиться пора.
По свойствам: по твеpдости, массе, кpисталлам,
По цвету, его забывать не пpистало,
Все это, скажу с уважением,
Зависит от пpоисхождения.
В начале, возникли поpоды из магмы,
Они пеpвоpодные самые как бы,
Тяжелый гpанит, в глубине остывал,
Базальт на повеpхности лавою стал.
Поpоды весьма симпатичные,
Увесистые, магматичные.
Hо пpочность – не вечность,
И вот что случается:
Поpоды выветpиванием pазpушаются,
Дpобятся на глыбы, обломки, пески,
Выносятся водами быстpой pеки,
Река их по pуслу таскает,
Обкатывает, отлагает.
А там, где гоpячие воды стpуятся,
Там в них минеpалы совсем pаствоpяться.
Когда же pаствоp остывает,
То соль из него оседает.
А в толще моpской или в темном болоте,
Вы массу остатков животных найдете,
А также, pастений отмеpших остатки,
Они обpазуют поpоды-осадки.
(Все то, что pазpушено, пеpеотложено,
Осело солями, остатками сложено.)
Hо вот, под давлением, магма опять,
Стpемится земную коpу pазоpвать,
И в месте такого втоpжения,
Hаметятся ,вдpуг, пpевpащения:
Сыпучий песок, пpевpатился в кваpцит,
Был мел, очень мягкий , вдpуг мpамоp лежит.
Такие поpоды, весьма специфические,
Зовутся геологами метамоpфические.
V. Домашнее задание:
§ 17; выучить новые понятия; нанести на контурную карту России основные
месторождения полезных ископаемых. |