Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с заселением полуострова
Камчатка
- Сформировать представления о древних людях
Камчатки и образе их жизни
- Воспитание патриотизма, гражданственности,
терпимости к другим народам и культурам
Оборудование: физическая карта Камчатки,
атласы "Люби и знай свой край”, фотографии, лист
формата А4 или А3, цветные карандаши.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
(Тема "Древние люди” изучается учащимися в 5-м
классе, поэтому было дано опережающие домашнее
задание: повторить, что такое древний каменный
век, новый каменный век, стоянки человека)
Вопросы к классу:
– Когда и где появились на планете первые люди?
– Как шло заселение планеты? (назовите части
света по мере их "открытия” древними людьми?)
– Какие народы населяют территорию нашего
полуострова?
3. Целеполагание
4. Изучение нового материала
– Заселение территории. Рассказ учителя с
элементами беседы.
Предположительно первые люди на Камчатке
появились около 15 тыс. лет назад (во время
последнего оледенения). На территории
полуострова проживали предки
северо-американских индейцев, так как Камчатка
одно из звеньев Берингии. Она представляла собой
сухопутный мост, соединяющий северо-восточную
оконечность Евразии и северо-запад Северной
Америки. Люди в это время проживали в родовых
общинах, занимались охотой и собирательством.
Наиболее значительные археологические находки
расположены в нижнем течении реки камчатки (оз.
Ушковское).
Около 10-11 тыс. лет назад населяющие территорию
Камчатки предки эскимосов, алеутов и ительменов
находились на уровне развития древнего
каменного века. Они жили в полуземлянках,
занимались охотой и рыболовством. В быту
используются собаки.
6 тыс. лет назад появляются первые поселения в
районе г. Петропавловска-Камчатского, оз.
Ушковского и долины реки Облуковина. В это же
время получает развитие керамика, обработка
камня, кроме того большое значение имеет
рыболовство.
В результате сильнейшего извержения вулкана
Ксудач (3 тыс. лет назад) большая часть
полуострова была засыпана пеплом, это привело к
многочисленным жертвам и миграциям населения
В процессе рассказа производиться запись в
тетрадь:
3 тыс. лет назад (1 тыс. лет до н.э.)
Извержение влк. Ксудач
Жертвы и миграции
6 тыс. лет назад новый каменный век
Ушковские стоянки, возле г.
Петропавловска-Камчатского и долина р.
Облуковина
Расщепляли камень, керамика, преобладало
рыболовство
10-11 тыс. лет назад древний каменный век
Ушковские стоянки
Предки эскимосов, алеутов и ительменов
Азия –> Аляска (через Камчатку)
Полуземлянки, хозяйство – рыболовство, охота,
имели собак
Около 15 тыс. лет назад оледенение
Ушковские стоянки (оз. Ушковское, нижнее
течение реки Камчатка)
Самые отдаленные предки северо-американских
индейцев
Камчатка, Чукотка –> Северная Америка
Родовая община, хозяйство – рыболовство, охота
– Стоянки на территории камчатского края и
образ жизни людей. Рассказ о древних стоянках:
Ушковские, район Петропавловска и Елизова,
Жупанова
5. Закрепление
Вопросы к классу:
– Когда появились первые люди на Камчатке?
– Предками, каких народностей они были?
– Закройте глаза и представьте, что вы
очутились в каменном веке, что вы видите, что
слышите, какие запахи разносятся по воздуху. У
вас на партах лежат чистые листы бумаги,
карандаши, опишите или нарисуйте, что вы
почувствовали или увидели.
6. Домашнее задание.
Выучить записи в тетради, если необходимо
доделать последнее задание.
|